Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Коротченковой И.И.,
судей Старцевой С.А., Хомяковой М.Е.,
при секретаре Макешиной Н.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Черненко Н.И. к администрации г. Орла о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, по апелляционной жалобе администрации г. Орла на решение Советского районного суда Орловской области от 13 апреля 2015 г., которым исковые требования Черненко Н.И. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя ответчика Полосухиной Л.А., поддержавшей доводы жалобы, а также возражения на жалобу истца Черненко Н.И. и его представителя Хомукова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Черненко Н.И. обратился в суд с иском к администрации г. Орла о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.
Исковые требования обоснованы тем, что истец является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители умерли до его совершеннолетия. Постановлением главы Троснянского района Орловской области от "дата" истец вместе с несовершеннолетними братьями и сестрой передан под опеку его бабушке РВМ* В настоящее время истец проживает в г.Орел.
Постановлением главы администрации Троснянского района Орловской области от "дата" N за Черненко Н.И., ЧОИ*,
ЧВИ*, ЧАИ* закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес". Вместе с тем, заключением межведомственной комиссии от "дата" N указанное помещение признано непригодным для проживания.
Постановлением администрации г. Орла от "дата" N истец принят на учет и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного фонда.
Поскольку жилое помещение истцу предоставлено не было, он просил суд обязать администрацию г. Орла предоставить ему благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 28 кв.м. в пределах муниципального образования "город Орел" по договору найма специализированного жилого помещения в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика исковые требования не признал. Не оспаривая право истца на предоставление жилого помещения, полагал, что оно не нарушено, поскольку обеспечение истца жильем затруднено недостаточным финансированием.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
Администрация г. Орла не согласилась с постановленным по делу решением, в своей апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение, дополнив его резолютивную часть после слов "на состав семьи один человек" словами "согласно Списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Считает, что возложение обязанности предоставить жилое помещение без ссылки на Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не соответствует действующему законодательству.
Полагает, что у истца отсутствует право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
Ссылается на то, что судом не дана оценка доводам ответчика об отсутствии соответствующего финансирования переданных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам.
На заседание судебной коллегии не явились: третьи лица Департамента финансов Орловской области, Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, извещены о заседании надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайство об отложении слушания дела не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении спора судом правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с
1 января 2013 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (часть 3).
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, истец Черненко Н.И., "дата" рождения, относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители умерли до достижения им совершеннолетия, "дата" и "дата" соответственно (л.д. 9-11).
Постановлением Главы Троснянского района Орловской области от "дата"г. N истец был передан под опеку своей бабушке РВМ*
В указанное время истец обучался в " ... " обучение в котором закончил в "дата"
После окончания лицея Черненко Н.И. работал до "дата" в закрытом акционерном обществе " " ... "", после чего перешел на работу в " ... ", где работает по настоящее время.
В настоящее время истец проживает вместе со своей семьей у родственников жены, своего жилья в собственности не имеет (л.д. 9, 15,26).
Постановлением главы администрации Троснянского района Орловской области от "дата" за истцом, а также за его братьями и сестрой закреплено жилое помещение - "адрес".
Вместе с тем, заключением межведомственной комиссии от "дата" N указанный дом признан непригодным для проживания в связи с уничтожением при возгорании (л.д. 13-14).
"дата"г. Черненко Н.И. принят на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (л.д. 16).
Право истца на обеспечение жильем как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, администрацией г. Орла не оспаривалось.
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к верному выводу об удовлетворении требований Черненко Н.И., поскольку он является нуждающимся в предоставлении ему жилого помещения и до настоящего времени жильем не обеспечен.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что истец должен быть обеспечен жильем в порядке очередности лиц, относящихся к равной ему категории, в соответствии со списком, утвержденным органом специальной компетенции Орловской области, основанием для отмены решения суда не является, поскольку не опровергает вывод суда о наличии у Черненко И.Н. права на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которому жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 статьи 8 Закона по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в законную силу с 1 января 2013 г., были внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищный кодекс Российской Федерации, которые исключили из данных нормативных актов указания на обеспечение названной категории лиц жилым помещением вне очереди по договорам социального найма.
Однако ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни указанный Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не содержат норм, которые бы предусматривали возможность предоставления специализированных жилых помещений названной категории лиц в порядке очередности.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Вместе с тем, сам по себе факт формирования очередности при ведении учета указанной категории лиц означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия оснований для обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору специализированного найма. Обязанность же органа местного самоуправления по обеспечению указанных лиц жилым помещением в целях их социализации возникает, согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список.
В связи с изложенным судебная коллегия считает, что жилое помещение Черненко Н.И. должно быть предоставлено с момента возникновения у него такого права.
Иных существенных доводов, свидетельствующих о незаконности принятого решения, влекущих его отмену или изменение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда Орловской области от 13 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Орла без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.