Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего: Кисилевской Т.В.,
судей коллегии: Шошиной А.Н., Бреевой С.С.,
при секретаре Полохиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца П.1 на решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 июня 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований П.1 к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Муравленко о признании незаконным отказа в признании малоимущим и постановке на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма отказать.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шошиной А.Н., судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
П.1 обратился в суд с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства о признании незаконным отказа в признании малоимущим и постановке на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
В обоснование иска указал, что проживает и зарегистрирован в квартире N дома N "адрес", принадлежащей на праве собственности его брату и племяннику. В квартире также зарегистрирована и проживает его сноха К. Он является инвалидом "данные изъяты" по заболеванию, которое входит в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, и дает право на предоставление жилья во внеочередном порядке. Администрация города Муравленко отказала в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, мотивируя тем, что он не предоставил документов, подтверждающих статус малоимущей семьи его брата, с чем он не согласен.
В судебном заседании истец П.1 иск поддержал.
Представитель администрации города Муравленко В. против иска возражал.
Третье лицо - П.2 с иском согласился, указав, что членом своей семьи брата не считает.
Третье лицо - К. в суде участия не принимала, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, сообщила, что с иском согласна.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше. В апелляционной жалобе истец П.1 просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении иска, полагая, что судом неправильно применены и истолкованы нормы материального права.
Одновременно с подачей апелляционной жалобы заявил ходатайство о приобщении к материалам дела новых доказательств: копии расписок от ДД.ММ.ГГГГ, договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, справки о состоянии вклада, справки ГБУЗ Ямало-Ненецкий окружной противотуберкулезный диспансер от ДД.ММ.ГГГГ и направления в лечебно-профилактическое учреждение.
Судебная коллегия не находит оснований для приобщения к материалам дела указанных документов.
Участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки не предоставили, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам суда ЯНАО находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании статьи327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что П.1, ДД.ММ.ГГГГ, проживает в двухкомнатной квартире N дома N по "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м., составом семьи из четырех человек. Квартира на праве собственности принадлежит его брату П.2 и племяннику П.3
Истец является инвалидом "данные изъяты" по общему заболеванию. Решением врачебной комиссии ГБУЗ ЯНАО "Муравленковская городская больница" N от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что страдает хроническим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди, а также право на дополнительную жилую площадь.
27 марта 2015 года Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Муравленко издано распоряжение N об отказе в признании малоимущим, а также в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма П.1 (л.д.50).
Решением Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Муравленко от 31 марта 2015 года, оформленным в виде письма, истцу сообщено, что отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном порядке, в связи с отсутствием документов, подтверждающих статус малоимущей семьи.
Рассматривая спор, суд согласился с указанной позицией администрации города Муравленко, однако выводы суда основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". До 1 января 2005 года инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов. Согласно статье 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Часть 2 статьи 57 ЖК РФ предусматривает обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В этой связи довод представителя администрации города Муравленко и вывод суда о том, что постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц из числа страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, возможна лишь при условии признания их малоимущими, подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2013 года N30-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N551-О-О).
При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.
Более того, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
С учетом данной нормы материального закона, факт родственных отношений между истцом и собственниками жилья для разрешения возникшего спора вопреки выводам суда, правового значения не имеет.
Материалами дела с достоверностью подтверждено, что в двухкомнатной квартире, принадлежащей родственникам истца на праве собственности, фактически проживает семья третьего лица П.2: его супруга К. и сын П.3 В этой квартире также проживает и истец.
Возраст истца, наличие фактов эпизодического оказания материальной помощи истцу, факт регистрации истца по месту жительства без проживания в нём на основании соглашения с собственниками, с очевидностью указывали на проживание в данном жилом помещении двух семей (л.д.67-68). Доказательства обратного материалы дела не содержат.
Напротив, наличие тяжелой формы хронического заболевания, специфики его протекания и невозможности совместного проживания в квартире с таким гражданином, а также отсутствие у истца иного жилого помещения в собственности или пользовании, с достоверностью подтверждены собранными по делу доказательствами.
Поскольку совокупность представленных в материалы дела доказательств свидетельствовала о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, оснований для отказа в удовлетворении иска с учетом приведенного выше анализа норм права, у суда не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 июня 2015 года отменить и принять по делу новое решение.
Признать незаконным распоряжение Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Муравленко от 27 марта 2015 года N353 в части отказа в признании малоимущим, нуждающимся в улучшении жилищных условий П.1.
Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Муравленко поставить П.1 на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, исходя из даты первоначального обращения с заявлением.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.