Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего: Поздняковой О.Ю.,
судей Волошиной Е.В., Герасимовой О.В.
при секретаре: Солоха А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Хабаровского края в интересах Пупыкиной К. С. к министерству ЖКХ Хабаровского края о признании незаконным распоряжения от 29 января 2015 года N, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,
по апелляционному представлению прокурора Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 08 июля 2015 года.
заслушав доклад судьи Волошиной Е.В., выслушав Пупыкину К.С., Глуховского В.П., прокурора Лазареву Н.А., представителя министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Подскребышева Р.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с указанным иском в интересах Пупыкиной К.С., в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что в ходе проведенной прокуратурой края проверки по заявлению вдовы ветерана Великой Отечественной войны Пупыкиной К.С. о нарушении ее жилищных прав установлено, что распоряжением от 29.01.2015г. N министерством жилищно-коммунального хозяйства края отказано Пупыкиной К.С. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Основанием к отказу послужили обстоятельства дарения жилого помещения, расцененные Министерством как намеренное ухудшение жилищных условий, а также в связи с проживанием в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности сына, общая площадь которого превышает учетную норму жилья, утвержденную решением Хабаровской Городской Думы от 19.07.2005г. N. Пупыкина К.С. зарегистрирована и проживает в жилом помещении по "адрес", общая площадь которого составляет 30,8 кв.м, ДД.ММ.ГГГГ на основании договора дарения ею произведено отчуждение вышеуказанного дома в собственность сына - Глуховского В.П. Вместе с тем, министерством жилищно-коммунального хозяйства края оставлено без внимания, что жилое помещение, в котором проживает истец, попало в зону затопления и пострадало в результате крупномасштабного наводнения, произошедшего в августе - сентябре 2013 года. В жилом доме, в котором проживает Пупыкина К.С., отсутствуют инженерные системы водо- и теплоснабжения. С учетом необходимости проведения капитального ремонта следует признать, что жилой дом по "адрес" не соответствует установленным для жилых помещений требованиям.
Просил признать незаконным распоряжение министерства жилищно-коммунального хозяйства края от 29.01.2015г. N об отказе Пупыкиной К.С. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; принять Пупыкину К.С. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с момента рассмотрения министерством ее заявления.
Определением Центрального районного суда города Хабаровска от 25 июня 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Глуховской В.П.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 08 июля 2015 года в удовлетворении исковых требований прокурора Хабаровского края, действующего в интересах Пупыкиной К.С., отказано.
В апелляционном представлении прокурор Хабаровского края просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, указывая, что согласно п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Вместе с тем, каких-либо условий об обязательности признания жилого помещения непригодным для проживания, на что сослался суд в решении, названная норма не содержит; из анализа действующего законодательства следует, что жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, и жилое помещение, не отвечающее установленным для жилых помещений требованиям, не являются равнозначными понятиями, последнее более широкое, поскольку несоответствие жилого помещения требованиям, установленным для жилых помещений, не предполагает обязательного признания жилого помещения непригодным для проживания. В отношении принадлежащего Глуховскому В.П. на праве собственности жилого помещения, согласно заключению межведомственной комиссии установлена необходимость проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленным законодательством, заключение содержит однозначный вывод о несоответствии дома "адрес" установленным для жилых помещений требованиям. Доводы суда о возможности обжалования Пупыкиной К.С. вышеуказанного заключения межведомственной комиссии ошибочны, поскольку указанное право принадлежит исключительно собственнику жилого помещения, реализация которого не может влиять на жилищное обеспечение вдовы ветерана Великой Отечественной войны.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное, указывая, что при вынесении решения судом сделан верный вывод об обеспеченности Пупыкиной К.С. жилой площадью свыше предусмотренной учетной нормы; в силу ч.3 ст.15 Жилищного кодекса РФ порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. N, согласно пункту 7 которого оценка и обследование помещения в целях признания его пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях. Заключением городской межведомственной комиссией по признанию жилых помещений непригодными для проживания вынесено заключение от 10.10.2013г. N жилое помещение по "адрес", не признано непригодным для проживания, а установлена необходимость проведения капитального ремонта.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), вступившего в силу с 15.09.2015г., настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.03.2015г. N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15.09.2015г. апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Таким образом, апелляционное представление подлежит рассмотрению в порядке главы 34 КАС РФ.
В судебном заседании в суде апелляционной инстанции прокурор Лазарева Н.А., истец Пупыкина К.С., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Глуховской В.П. поддержали апелляционное представление по изложенным в нем доводам.
В судебном заседании представитель министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Подскребышев Р.К. просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционное представление прокурора без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 7 закрепляет, что Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты.
Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса РФ следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Указом Президента РФ от 07.05.2008г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предусмотрено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Признание граждан нуждающимися в жилом помещении является условием постановки их на учет для получения жилого помещения по договору социального найма. Для постановки на учет необходимы документы, подтверждающие право гражданина на признание его нуждающимся в жилье.
Основания признания граждан нуждающимися в жилом помещении изложены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) признаются, в том числе, собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, либо проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу пункта 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Хабаровской городской Думы от 19.07.2005г. N109 "О муниципальном жилищном фонде городского округа "Город Хабаровск" учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв.м общей площади.
Исходя из изложенного основаниями для постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее приведенной учетной нормы, либо проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Из материалов дела следует, что Пупыкина К.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО1, зарегистрирована и проживает в жилом доме по "адрес", общей площадью 30,8 кв.м, в котором также зарегистрирован ее сын - Глуховской В. П..
ДД.ММ.ГГГГ года на основании договора дарения указанный жилой дом передан Пупыкиной К.С. в собственность Глуховскому В.П., который является собственником также и жилого помещения, расположенного по "адрес", общей площадью 33,2 кв.м.
22.12.2014 года Пупыкина К.С. обратилась в министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, составом семьи два человека.
Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 29.01.2015г. N Пупыкиной К.С. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку а Пупыкиной К.С. ДД.ММ.ГГГГ было отчуждено принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение, расположенное по "адрес", общей площадью 30,8 кв.м, тем самым совершено действие, в результате которого Пупыкина К.С. не может быть признана нуждающейся в течение пяти лет. Решением городской межведомственной комиссии от 10.10.2013г. N жилой дом "адрес", признан подлежащим капитальному ремонту. Кроме того, Пупыкина К.С. является членом семьи собственника жилых помещений по "адрес", общей площадью 64 кв.м и обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы, утвержденной решением Хабаровской городской Думы от 19.07.2005г. N.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что Пупыкина К.С. не является нуждающейся в жилых помещениях, поскольку обеспечена общей площадью жилого помещения в размере 16 кв.м, что превышает установленную учетную норму общей площади жилья в 12 кв.м, а доводы о намеренном ухудшении жилищных условий в связи с этим нашел несостоятельными.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Хабаровского края в интересах Пупыкиной К.С., выводы об обеспеченности истца общей площадью жилых помещений выше учетной нормы находит обоснованными, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях Пупыкиной К.С. признаков намеренного ухудшения своих жилищных условий, поскольку действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях. Однако такой нуждаемости у истицы в связи с дарением принадлежащего ей жилого дома не возникло, поскольку как до заключения договора дарения, так и после его заключения она не нуждалась в жилом помещении ввиду обеспеченности общей площадью жилых помещений выше учетной нормы. Кроме того, после заключения сделки Пупыкина К.С. сохранила право пользования указанным жилым помещением, продолжает в нем проживать на правах члена семьи собственника жилого дома.
Поскольку истица является членом семьи Глуховского В.П., проживающего и зарегистрированного с ней в одном доме, то суд первой инстанции в порядке части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации обоснованно для подсчета обеспеченности истца жильем учел принадлежащие ему на праве собственности жилые помещения: по "адрес".
Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006г. N "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Между тем, наличие исключительной компетенции межведомственной комиссии при решении вопроса о признании жилых помещений пригодными или непригодными для проживания, не исключает право заинтересованных лиц оспаривать решения межведомственной комиссии в случае их незаконности (пункт 52 Положения).
Межведомственной комиссией N от 10.10.2013 года принято заключение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого дома "адрес" с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.
Согласно заключения по комплексному обследованию технического состояния указанного здания, составленного ООО Научно-исследовательский центр по сейсмостойкому строительству в сентябре 2013 года, физический износ здания составляет 16,15%, проведение восстановительных работ экономически целесообразно.
Таким образом, проанализировав положения части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом представленных доказательств, суд пришел к правильному выводу, что Пупыкина К.С. ни к одной из указанных в данной норме категорий граждан не относится, поскольку является членом семьи собственника жилого помещения, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 16 кв.м, что более учетной нормы по г.Хабаровску, жилое помещение не признано непригодным для проживания.
Доводы, изложенные в апелляционном представлении, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со статьей 310 КАС РФ не допущено, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 08 июля 2015 года по делу по иску прокурора Хабаровского края в интересах Пупыкиной К. С. к министерству ЖКХ Хабаровского края о признании незаконным распоряжения от 29 января 2015 года N, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма - оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Хабаровского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий: О.Ю.Позднякова
Судьи: Е.В. Волошина
О.В.Герасимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.