Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Назейкиной Н.А.,
судей Пискуновой М.В., Маркина А.В.
при секретаре Бирюковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области на решение Красноглинского районного суда г.Самары от "26" июня 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Ульянова И.Н., Ульяновой Т.В. удовлетворить.
Внести изменения в Государственный кадастр недвижимости в части указания категории земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:994 "земли населенных пунктов" и разрешенного вида использования "отдельностоящие жилые дома коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа" земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:994.
Решение суда будет являться основанием для Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, реестра и картографии" по Самарской области для внесения изменений в сведения ГКН в части указания категории и разрешенного вида использования".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Назейкиной Н.А., объяснения представителя ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Борисовой Л.И. (по доверенности N64 АА 2032069 от 16.07.2013 года) в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителей истцов Ульяновых - Якимовой В.А. (по доверенности N63 АА 2071276 от 21.08.2013 года), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ульянов И.Н., Ульянова Т.В. обратились в суд с иском к Филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, реестра и картографии" по Самарской области о внесении изменений в Государственный кадастр недвижимости.
В обоснование заявленных исковых требований истцы указали, что на основании договора купли-продажи от 15.08.2006 года являются собственниками (по 1/2 доли в праве общей долевой собственности) земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:994, площадью 2787 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", район турбаз, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 29.08.2006 года.
Земельный участок по вышеуказанному адресу относится к категории земель - земли особо охраняемых территорий, разрешенный вид использования - для размещения турбазы.
Решением Думы г.о.Самара от 29.04.2010 года N894 "О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 года N61" внесены изменения в карту правового зонирования города Самары, установлена зона Ж-1 (зона малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами) на земельном участке, расположенном на территории городского поселения "адрес".
Распоряжением Главы Администрации Красноглинского района г.о.Самара от 27.04.2015 года N153 вышеуказанному земельному участку присвоен адрес: "адрес".
На основании указанного распоряжения внесены изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости о местоположении земельного участка.
29.01.2015 года истцы обратились в Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, реестра и картографии" по Самарской области с заявлением о внесении изменений в ГКН в части изменения категории и вида разрешенного использования принадлежащего им земельного участка. Однако, 05.05.2015 года им было отказано в учете изменений объекта недвижимости по тем основаниям, что "однозначно установить расположение земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:994 в определенной зоне на основании представленного Решения Думы г.о.Самара от 29.04.2010 года N894 не представляется возможным".
Истцы повторно обратились к ответчику с заявлением о внесении изменений в ГКН в части изменения категории и вида разрешенного использования земельного участка, представив в подтверждение испрашиваемого разрешенного вида использования - "отдельностоящие жилые дома коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа" в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1) - выписку из ИСОГД г.о.Самара от 19.06.2014 года, на что также получили отказ.
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, истцы (с учетом уточненных требований) просили суд внести изменения в Государственный кадастр недвижимости в части указания категории земельного участка - "земли населенных пунктов" и вида разрешенного использования - "отдельностоящие жилые дома коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа" земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:994.
Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, заслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования Ульяновых о внесении в Государственный кадастр недвижимости изменений в части указания категории земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:994 "земли населенных пунктов" и вида разрешенного использования "отдельностоящие жилые дома коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа", суд первой инстанции исходил из того, что после принятия решения Думы г.о.Самара от 29.04.2010 года вышеуказанный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов с разрешенным видом использования для малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами, а также исключен из территории границ Красноярского района Самарской области и отнесен к границам Красноглинского района г.о.Самара.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу пп.8 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из важнейших принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии со ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, земли населенных пунктов, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления. Категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости.
Согласно ст.70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с ч.5 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Согласно ч.1 ст.16 вышеназванного Закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11-21.1, 25-30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно п.8, 9 ч.1 ст.22 названного Закона при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в п.13, 14 ч.2 ст.7 Федерального закона сведений (категории земель и вида разрешенного использования) с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены копия документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель, и копия документа, подтверждающего установленное разрешенное использование земельного участка.
Согласно ст.94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от 15.08.2006 года Ульяновы являются собственниками (по 1/2 доли в праве общей долевой собственности) земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:994, площадью 2787 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", район турбаз, относящегося к категории земель особо охраняемых территорий, разрешенный вид использования - для размещения турбазы.
Указанное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 29.08.2006 года.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 13.08.2014 года следует, что указанный участок относится к землям особо охраняемых территорий, с видом разрешенного использования: для размещения турбазы, входит в водоохранную зону Саратовского водохранилища, его часть (638 кв.м) является береговой полосой.
Решением Думы г.о.Самара от 29.04.2010 года N894 "О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 года N61" внесены изменения в карту правового зонирования города Самары (п.27 Приложения N1), установлена зона Ж-1 (зона малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами) на земельном участке, расположенном на территории городского поселения "адрес".
Распоряжением Главы Администрации Красноглинского района г.о.Самара от 27.04.2015 года N153 спорному земельному участку присвоен адрес: "адрес".
29.01.2015 года истцы обратились в Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, реестра и картографии" по Самарской области с заявлением о государственном учете изменений земельного участка в части изменения категории и разрешенного вида использования.
По результатам рассмотрения указанного заявления 03.02.2015 года орган кадастрового учета принял решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, поскольку не представлены необходимые для кадастрового учета документы, в том числе документ, изданный уполномоченным органом власти, подтверждающий изменение категории земельного участка.
Впоследствии решением от 05.05.2015 года истцам было отказано в удовлетворении вышеназванного заявления в связи с истечением срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении. Кроме того, истцам предлагалось представить документы, подтверждающие изменение категории земель учитываемого земельного участка и отнесения его к определенной зоне, устанавливающий вид разрешенного использования, поскольку из представленных истцами документами невозможно однозначно установить расположение земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:994 в определенной зоне на основании представленного Решения Думы г.о.Самара от 29.04.2010 года N894.
Между тем, 18.05.2015 года истцы вновь обратились в Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, реестра и картографии" по Самарской области с заявлением об изменении категории земель, к которой отнесен земельный участок и изменением вида разрешенного использования земельного участка.
Решением Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, реестра и картографии" по Самарской области от 27.05.2015 года было приостановлено осуществление кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:994 в связи с непредставлением необходимых для кадастрового учета документов - информации от уполномоченных органов о расположении земельного участка в границах территориальной зоны и о её градостроительном регламенте. Для представления указанных сведений ответчиком был направлен запрос в Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара.
В соответствии со сведениями, представленными 19.06.2014 года Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара, на часть принадлежащего истцам земельного участка градостроительные регламенты не установлены, в соответствии с Законом Самарской области "Об установлении границ городского округа Самара и Самарской области от 25.02.2005 года N61-ГД часть указанного объекта расположена за границами городского округа Самара, что подтверждается выпиской из ИСОГД г.о.Самара.
Из заключения кадастрового инженера от 31.03.2015 года также не следует, что спорный земельный участок расположен в жилом массиве "адрес"", для которого решением Думы г.о.Самара от 29.04.2010 года N894 (п.27) установлена зона Ж-1 (зона малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами), поскольку при определении места расположения указанного земельного участка не использовались системы координат г.Самары и муниципального района Красный Яр.
При указанных обстоятельствах у суда отсутствовали основания полагать, что действиями ответчика нарушены права, свободы или законные интересы истцов.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истцами не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении их прав, поскольку в случае предоставления ими данных о месте расположения принадлежащего на праве собственности земельного участка в соответствии с двумя системами координат (г.Самары и м.р.Красный Яр), они не лишены возможности обратиться в Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, реестра и картографии" по Самарской области с заявлением о внесении соответствующих изменений в ГКН, а в случае отказа вправе обжаловать его в судебном порядке.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что вопрос изменения вида разрешенного использования и категории земель спорного земельного участка отнесен в силу ст.ст.8, 31, 32 Градостроительного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний, поскольку только по результатам публичных слушаний принимается решение главой органа местного самоуправления о возможности либо невозможности изменения вида разрешенного использования и категории земель земельного участка.
Между тем, суд первой инстанции фактически разрешил вопрос об изменении вида разрешенного использования и категории земель спорного земельного участка, в то время как данное обстоятельство не входит в компетенцию суда, поскольку вопросы землепользования и градостроительства, в том числе отнесения земельных участков к той или иной территориальной зоне, определения границ территориальных зон, отнесены законодателем к исключительной компетенции органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, которые суд подменять не вправе.
При указанных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Ульяновых.
Руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноглинского районного суда г.Самары от "26" июня 2015 года отменить, постановив по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Ульянова И.Н., Ульяновой Т.В. к Филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, реестра и картографии" по Самарской области о внесении изменений в Государственный кадастр недвижимости.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.