Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Голубевой И.В., Свистун Т.К.,
при секретаре Аюповой И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по правилам производства в суде первой инстанции по иску прокурора Ленинского района г. Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах Сахабутдинова 1, к Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма по апелляционным жалобам представителя Министерства финансов Республики Башкортостан и представителя Правительства Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 декабря 2014 года, которым постановлено:
иск Прокурора Ленинского района г. Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах Сахабутдинова 1 к Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма -удовлетворить частично.
Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Сахабутдинову 1, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью, и площади имеющейся в собственности, но не менее 12,8 кв.м. общей площади.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Свистун Т.К., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Уфы Республики Башкортостан в интересах Сахабутдинова ... обратился в суд к Администрации городского округа город Уфа, Правительству Республики Башкортостан с исковыми требованиями обязать предоставить ему во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма. В обоснование иска указал, что Прокуратурой Ленинского района г. Уфы проведена проверка по обращению Сахабутдинова ... о нарушении его жилищных прав. В ходе проверки установлено, что Сахабутдинов ... инвалид II группы. Он является собственником 1/2 доли жилого дома, расположенного по адресу: г. адрес, общей площадью 30,4 кв.м. Согласно заключению архитектурно-консалтингового центра "Кристалл-PRO" от 01 октября 2007 года основные несущие конструкции указанного жилого дома находятся в аварийном техническом состоянии.
17 февраля 2014 года выдано заключение врачебной комиссии Республиканской клинической психиатрической больницы N 1 Министерства здравоохранения Республики Башкортостан о том, что Сахабутдинов ... по состоянию здоровья имеет право на внеочередное получение жилья и право на пользование дополнительной жилой помощью.
Распоряжением главы Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 96 от 08 февраля 2001 года Сахабутдинов ... поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Уточнив исковые требования, просил признать бездействие Администрации ГО г. Уфа, выраженное в непредоставлении жилого помещения во внеочередном порядке Сахабутдинову ... незаконным, признать незаконным и отменить постановление главы Администрации Ленинского района ГО г. Уфа N 392-р от 15.07.2015 года в части снятия Сахабутдинолва ... с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, обязать Администрацию городского округа города Уфа Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан предоставить Сахабутдинову ... во внеочередном порядке отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, а также с учетом права Сахабутдинова ... на пользование дополнительной жилой площадью.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица Министерства финансов Республики Башкортостан просит решение суда отменить, в связи с тем, что федеральным законом субъект Российской Федерации не наделен полномочиями по обеспечению вне очереди жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01 января 2005 года. Представитель Министерства финансов Республики Башкортостан полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является Правительство Российской Федерации в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.
Также не согласился с решением суда представитель Правительства Республики Башкортостан и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, который является уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области жилищных отношений. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан является ответственным за ведение списков граждан, имеющих право на меры социальной поддержки. В связи с чем, просят привлечь указанные Министерства к участию в деле и перейти к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
В суде апелляционной инстанции Судебной коллегией установлено, что Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, который является уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области жилищных отношений, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, на которое возложена обязанность по формированию списков граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями, не были привлечены к участию в деле.
С учетом изложенного и в соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ Судебная коллегия определением от 30 июня 2015 года перешла к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК Российской Федерации.
Кроме того, на основании положений ст. 40 ГПК РФ определением Судебной коллегии по гражданским делам от 04 августа 2015 года к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, постановлением которой 15 июля 2015 года Сахабутдинов ... снят с учета, как нуждающийся в предоставлении жилого помещения.
Прокурор Ленинского района г. Уфы Республики Башкортостан Муфтиев ... в судебном заседании апелляционной инстанции исковые требования поддержал, просил обязать ответчиков предоставить Сахабутдинову ... благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Сахабутдинов ... в судебном заседании апелляционной инстанции также поддержал уточненные исковые требования, просил предоставить ему благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в районе, где в настоящее время он проживает. Суду апелляционной инстанции пояснил, что с 2001 года при постановке на учет, он проживал вместе с матерью, брат с ними не проживал, он только зарегистрирован по указанному адресу, у него своя семья.
Представитель Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Акчурина ... суду апелляционной инстанции пояснила, что не согласна с требованиями, указанными в исковом заявлении. Полагает, что со стороны Администрации не было допущено каких-либо нарушений. Кроме того, суду пояснила, что граждане принимаются на учет только в соответствии с требованиями жилищного законодательства, но Администрация ГО г. Уфа не полномочна по предоставлению жилого помещения инвалидам.
Представитель Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Ильгамов ... в судебном заседании апелляционной инстанции просил отказать в удовлетворении исковых требований. Суду апелляционной инстанции пояснил, что у них нет полномочий по предоставлению жилья инвалидам. Сахабутдинов ... снят с учета нуждающихся в жилом помещении в 2015 году, поскольку у члена семьи истца его брата в собственности имеется другое жилое помещение, площадь которого в совокупности превышает норму предоставления.
Представитель Министерства финансов Республики Башкортостан Карагулов ... в судебном заседании апелляционной инстанции просил отказать в удовлетворении исковых требований прокурора. Суду апелляционной инстанции пояснил, что какого-либо бездействия со стороны органов местного самоуправления не имеется. Сахабутдинов ... выбрал меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, написал заявление о предоставлении жилья, в связи с чем, состоял в очереди как нуждающийся. В настоящее время он снят с учета.
Представитель Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Фаизов ... в судебном заседании апелляционной инстанции просил отказать в удовлетворении исковых требований прокурора. Суду показал, что Сахабутдинов ... был поставлен на учет органом местного самоуправления. Он имел возможность получить сертификат на приобретение жилья, но выбрал другую форму социальной поддержки.
Представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре Республики Башкортостан Фаттахов ... в судебном заседании апелляционной инстанции также просил отказать в удовлетворении исковых требований прокурора.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Законным решение является, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащего применению к доказываемым правоотношениям.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
В пункте 3 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статья 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Как следует из материалов дела, Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, который является уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области жилищных отношений, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, на которое возложена обязанность по формированию списков граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями, не были привлечены к участию в деле.
Таким образом, учитывая наличие нарушений норм процессуального права, Судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии по данному делу надлежащего правосудия в суде первой инстанции, чем нарушены гарантии прав лиц, участвующих в деле, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством, а также ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Допущенные судом нарушения норм процессуального права в силу п. 4 ч. 4, ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием к отмене решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отменяет обжалуемое судебное постановление и в соответствии с ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной инстанции после уточнения исковых требований к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, постановлением которой от 15 июля 2015 года Сахабутдинов ... снят с учета как нуждающийся в предоставлении жилого помещения.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, Судебная коллегия приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Судом апелляционной инстанции установлено, что распоряжением главы Администрации Ленинского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 96 от 08 февраля 2001 года Сахабутдинов ... поставлен на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, как страдающий тяжелой формой хронического заболевания, что не оспаривается сторонами.
Сахабутдинов ... является инвалидом 2 группы, что подтверждается справкой МСЭ-2013 N 2038123 от 19 ноября 2013 года (л.д. 10).
Согласно заключению врачебной комиссии N 19 от 17 февраля 2014 года, выданной Республиканской клинической психиатрической больницей N 1 Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, по состоянию здоровья Сахабутдинов ... имеет право на получение жилья в соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и на основании Постановления Правительства Российской Федерации N 378 от 16 июня 2006 года, также на дополнительную площадь на основании Постановления Правительства Российской Федерации N 817 от 21 декабря 2004 года (л.д. 9).
При постановке на учет им также была предоставлена справка, выданная тем же лечебным учреждением 15 января 2001 года N 3 о наличии у него заболевания, дающего право на получение жилья, хранящаяся в материалах учетного дела (л.д. 123).
Свидетельствами о государственной регистрации права от 17 сентября 2008 года и от 18 декабря 2013 года подтверждается, что Сахабутдинову ... принадлежит 1/2 доля в праве на жилой дом общей площадью 30,4 кв.м. и земельный участок, расположенные по адресу: г. адрес (л.д. 11,12).
Судебной коллегией установлено, что оставшаяся ? часть указанного жилого дома принадлежит брату Сахабутдинова 1 - Сахабутдинову 1 (л.д. 13).
Не оспаривается сторонами, что данный жилой дом находится в аварийном техническом состоянии. Из пояснений Сахабутдинова ... в суде апелляционной инстанции следует, что в доме никто не проживает вследствие невозможности проживания, он снимает квартиру, второй собственник жилого дома проживает отдельно, имеет свою семью, что не опровергнуто никакими доказательствами.
Из материалов учетно-жилищного дела следует, что, подавая заявление 01.02.2001 года о постановке в очередь на получение жилья Сахабутдинов ... просил предоставить жилое помещение только ему, не указывая членов семьи (л.д. 122).
19.06.2013 года он вновь обратился в Администрацию Ленинского района ГО г. Уфа о предоставлении меры социальной поддержки - о предоставлении жилого помещения, как инвалиду, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, избрав меру социальной поддержки - предоставление жилого помещения (л.д. 127). В этом заявлении он также просил предоставить жилье ему, не указывая состав семьи.
Сахабутдинов ... также пояснил суду апелляционной инстанции, что его мать давно умерла, она не значится зарегистрированной в жилом доме N адрес, а второй собственник аварийного жилого дома, его брат живет отдельно. Следовательно, Сахабутдинов ... вправе рассчитывать на меры социальной поддержки в виде предоставления ему жилого помещения по договору социального найма с учетом имеющейся в его собственности жилого помещения, и распоряжение N 392-рн от 15 июля 2015 года главы Администрации Ленинского района ГО г. Уфа о снятии его с регистрационного учета, как нуждающегося в жилом помещении, является незаконным, не соответствующим требованиям закона и обстоятельствам дела.
Доводы представителей Администрации ГО г. Уфа и Администрации Ленинского района ГО г. Уфа о наличии в собственности брата истца, как члена его семьи, жилого помещения, площадь которого соответствует в совокупности нормам предоставления жилого помещения, Судебная коллегия находит не подтвержденными никакими доказательствами, поскольку ни в одном заявлении о предоставлении жилого помещения истцу, он не указывал брата членом своей семьи. Обстоятельства признания аварийным жилого дома, находящегося в собственности Сахабутдиновых, и невозможности проживания в нем, стороной ответчиком не опровергнуты и не оспариваются. Доказательств проживания истца совместно с братом одной семьей в материалах дела не имеется.
Следовательно, выводы Администрации Ленинского района ГО г. Уфа о снятии с учета Сахабутдинова ... как нуждающегося в улучшении жилищных условий неправомерны, а распоряжение о снятии его с учета незаконно. В указанной части исковые требования о признании данного распоряжения незаконным подлежат удовлетворению.
Также подлежат удовлетворению исковые требования в части возложения обязанности на Администрацию ГО г. Уфа о предоставлении Сахабутдинову Р.М. жилого помещения по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью и площади, имеющейся в собственности, но не менее нормы предоставления жилой площади.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище.
Жилищное законодательство в силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, обозначен федеральным законодательством.
В порядке статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16 июня 2006 года "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" и на дополнительную жилую площадь постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь".
В соответствии с положениями части 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Судебной коллегией установлено, что Сахабутдинов ... в соответствии с частью 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеет право на получение отдельного жилого помещения вне очереди, но до настоящего времени не обеспечен соответствующим жилым помещением, что является нарушением его прав, и основанием для возложения на ответчика обязанности по обеспечению Сахабутдинова ... жилым помещением с учетом дополнительной нормы предоставления жилья.
Учитывая, что Сахабутдинов ... признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, как лицо, страдающее тяжелым хроническим заболеванием с 2001 года, но обязательства в отношении него со стороны субъекта РФ не исполнены, следовательно, данная обязанность после 01 января 2005 года лежит на органе местного самоуправления - Администрации ГО г. Уфа в соответствии с действующим законодательством, как указано выше.
Что касается исковых требований о признании бездействия Администрации ГО г. Уфа в части предоставления жилого помещения Сахабутдинову ... по указным основаниям, то, по мнению Судебной коллегии, они не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как указано выше, обеспечение жилым помещением данной категории граждан до 01 января 2005 года являлось обязанностью субъекта РФ, после указанной даты - органа местного самоуправления.
Анализируя нормы права о предоставлении жилого помещения категориям граждан, имеющим право на внеочередное предоставление жилого помещения, Судебная коллегия полагает, что действующее законодательство не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Таким образом, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
В соответствии с абз. 7 п.п. "а" п. 1.4 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 15 сентября 2011 г. N 322 "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета" право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют инвалиды, проживающие на территории Республики Башкортостан вставшие на учет в органах местного самоуправления Республики Башкортостан в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года.
В соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета, утвержденным указанным постановлением Правительства Республики Башкортостан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее - Министерство, Минтруд РБ) на основании представленных администрациями муниципальных районов и городских округов РБ списков граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления Республики Башкортостан по месту жительства, формирует республиканский список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, в виде обеспечения жилыми помещениями, из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Следовательно, постановка гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органе местного самоуправления по месту жительства и включения его в список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями, из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета, влечет за собой включение его в соответствующий республиканский список, а в последствие в проект сводного списка, который формируется Государственным комитетом РБ по строительству и архитектуре и выдачу сертификата на строительство или приобретение жилого помещения.
В соответствии с п. 2.7 вышеуказанного Порядка Министерством направляется в Госстрой РБ уточненный список получателей мер социальной поддержки. Согласно вышеназванного постановления Госстрой РБ на основании республиканского списка и объема средств, предоставленных из федерального бюджета на соответствующий финансовый год, формирует проект сводного списка получателей мер социальной поддержки в очередном году (далее - сводный список) с указанием выбранной гражданином формы социальной поддержки.
В соответствии с письменным отзывом на данный иск Министерства труда и социальной защиты населения РБ, в указанном республиканском списке Сахабудтинов ... состоит с датой постановки на учет с 1 февраля 2001 года. Форма выбранной Сахабутдиновым ... меры социальной поддержки - жилое помещение.
Следовательно, Администрация ГО г. Уфа своевременно, поставив на учет Сахабутдинова ... как нуждающегося в предоставлении меры социальной поддержки, приняла меры к включению его в указанные списки. Потому бездействие Администрации ГО г. Уфа нельзя признать незаконным. Но поскольку конечная цель предоставления мер социальной поддержки Сахабутдинову ... не достигнута, жилое помещение ему не предоставлено, а обязанность предоставления жилого помещения возложена законом на орган местного самоуправления, Судебная коллегия полагает удовлетворить требования иска и обязать орган местного самоуправления предоставить вне очереди Сахабутдинову ... жилое помещение.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 12/22 от 08 июня 2006 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере от 14 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Следовательно, Сахабутдинову ... следует предоставить жилое помещение площадью не менее 14,8 кв.м. общей площади с учетом имеющейся в его собственности ? доли жилого дома площадью 30,4 кв. м.
Судебная коллегия полагает, что в удовлетворении исковых требований к Правительству Республики Башкортостан, Государственному Комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Министерству труда и социальной защиты населения по Республике Башкортостан следует отказать в связи с необоснованностью.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 328-330 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда Республики Башкортостан от 23 декабря 2014 года отменить. Принять новое решение:
удовлетворить исковое заявление прокурора Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан в интересах Сахабутдинова 1 частично.
Признать незаконным и отменить постановление Главы Администрации Ленинского района ГО г. Уфа N 392-р от 15.07.2015 года в части снятия Сахабутдинова 1 с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа предоставить
Сахабутдинову 1 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью и площади, имеющейся в собственности, но не менее 14,8 кв. м. общей площади.
В остальной части иска к Администрации городского округа город Уфа отказать.
В удовлетворении исковых требований к Правительству Республики Башкортостан, Государственному Комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Министерству труда и социальной защиты населения по Республике Башкортостан - отказать.
Председательствующий О.Ю. Кривцова
Судьи: И.В. Голубева
Т.К. Свистун
Справка: судья Кадырова Э.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.