Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Галаевой
судей Белик Н.В., Плужникова Н.П.
при секретаре ГКИ
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 01 сентября 2015 года гражданское дело по апелляционным жалобам АВИ, АТВ, ГЕК, ГЮГ, ШАА, ШОВ на решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 08 июня 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований АВИ, АТВ, действующих в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей АДВ, АМВ; ГЕК, ГЮГ, действующих в интересах себя лично и своего несовершеннолетнего ребенка ГЕЕ; ШАА, ШОВ, действующих в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего ребенка ШМ об оспаривании отказов органа регистрационного учета - отказать.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Белик Н.В., объяснения представителя АВИ, АТВ, АМВ, ГЕК, ГЮГ, ГЕЕ, ШАА, ШОВ,- ПВВ, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
АВИ, АТВ, действующая в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей АДВ, АМВ; ГЕК, ГЮГ, действующая в интересах себя лично и своего несовершеннолетнего ребенка ГЕЕ; ШАА, ШОВ, действующая в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего ребенка ШМ обратились в суд с заявлением об оспаривании отказов органа регистрационного учета.
Просили признать незаконными и отменить решения отдела УФМС России по "адрес" в "адрес", содержащиеся в ответах от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты", от ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты", от ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты", указывая, что обратились с заявлениями о регистрации по месту жительства в квартирах, предоставленных им для проживания МКУ "адрес" "Дорожно-эксплуатационной учреждения N 3" в соответствии договоров от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года.
К заявлениям приложены все документы необходимые в соответствии с требованием п. 16 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, в том числе договоры поднайма.
Ответами Отдела УФМС России по НС ЛОВ "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ года "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N 22/Г- "данные изъяты", от ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" указано о том, что заявление о регистрации по месту жительства требует полного по содержанию его составления и предусматривает обязательное поле для заполнения - подпись лица, предоставившего жилое помещение, которое служит подтверждением его волеизъявления на осуществление регистрации по месту жительства.
Отказы считают незаконными, так как считают, что волеизъявление лица, предоставившего жилые помещения, выражено в форме договоров поднайма и дополнительной подписи на заявлении формы N не требуется.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласились ГЕК, ГЮГ, ШАА, ШОВ, АВИ, АТВ,
В апелляционных жалобах изложена просьба об отмене решения суда и вынесении нового об удовлетворении требований в полном объеме.
По мнению авторов жалобы, судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда не соответствует обстоятельствам дела; допущено нарушение норм материального и процессуального права.
Апеллянты полагают, что имеют право зарегистрироваться по месту жительства, а не по месту пребывания, поскольку квартиры предоставлены им для проживания арендатором МКУ "адрес" "ДЭУ-3" с согласия Управления по жилищным вопросам мэрии "адрес" в соответствии с договором поднайма от ДД.ММ.ГГГГ
Отмечают, что ни Правила, ни Регламент, а также приложение N к Регламенту не содержат запрет на представление подписи лица, предоставившего жилое помещение в других документах в частности в прилагаемых к заявлению о регистрации договорах.
Указывают, что проживают в квартирах постоянно, в связи с чем имеют право на продление договоров поднайма на неопределенный срок в соответствии со ст. 621 ГК РФ.
Апеллянты считают, что подпись лица в договоре свидетельствует о его волеизъявлении на предоставление жилья гражданину и согласии на его регистрацию, следовательно, дополнительно подтверждения не требуется.
Таким образом, полагают, что волеизъявление лица, предоставившего жилые помещения, выраженно в форме договоров поднайма и дополнительной подписи на заявлении формы N не требуется.
Отделом УФМС России по "адрес" в "адрес" поданы возражения на апелляционные жалобы, в которой указано, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что на основании срочных договоров поднайма заявителям переданы в срочное возмездное владение и пользование изолированные жилые помещения (с семьёй А договор заключен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21); с семьёй Г договор заключен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37); с семьёй Ш договор заключен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50)).
Из ответов от ДД.ММ.ГГГГ года "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" адрес заявителей усматривается, что отделом УФМС России по Новосибирской области в Ленинском районе г. Новосибирска, что им отказано в постановке на регистрационный учет, поскольку заявителями не предоставлены в полном объеме надлежащим образом оформленные документы, со ссылкой на п. 28 Административного Регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы России от 11.09.2012 года N 288, а также на п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года N 613.
Постанавливая решение, суд первой инстанции исходил из того, что право гражданина на регистрацию по месту жительства производно от его жилищного права на жилое помещение, а поскольку заявители в спорное жилое помещение не вселялись его собственником - Мэрией г. Новосибирска на условиях социального найма, а вселялись на условиях срочного поднайма, следовательно, предусмотренных законом оснований для возложения на Управление обязанности зарегистрировать заявителей по месту жительства не имеется. С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку заявителем в уполномоченный на принятие решения о регистрации орган не было представлено документа, являющегося в силу прямого указания закона обязательным для предоставления, должностными лицами ОУФМС правомерно было отказано в предоставлении испрашиваемой услуги. В связи с тем, что, по мнению суда первой инстанции, оспариваемое решение принято в соответствии с законом в пределах полномочий регистрирующего органа, законные права заявителя не нарушены, то отдел УФМС принял обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах материального права и представленных сторонами доказательствах, которым судом дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных органов или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения, действия (бездействие, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета предусмотрен Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713, Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 г. N 288.
Как правильно указал суд первой инстанции ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусмотрено, что гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме, и предъявить следующие документы: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления.
Пунктом 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, предусмотрено, что гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить наряду с документом, удостоверяющим его личность и заявлением о регистрации по месту жительства - документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ). При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 5 ЖК РФ).
Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утвержден приказом Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 года N 288.
Как предусмотрено п. 26, 26.1 Административного регламента для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:
- документ, удостоверяющий личность;
- заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 3);
- документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм, следует, что в случае вселения в жилое помещение не на основании жилищного законодательством РФ, в заявлении установленной формы, должна содержаться подпись лица, предоставившего жилое помещение.
В соответствии со статьей 671 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем. Юридическим лицам жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование на основе договора аренды или иного договора. Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.
Из срочного договора поднайма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Муниципальное казенное учреждение города Новосибирска " ДЭУN3" являвшееся арендатором "адрес" в "адрес" предоставляет указанное жилое помещение АВИ, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-23).
Аналогичный договор заключен ДД.ММ.ГГГГ с ШАА на "адрес". "адрес" по "адрес" в "адрес", сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50-52) и ГЕК на "адрес" в "адрес" на такой же срок (л.д. 37-38).
Собственником жилых помещений является мэрия г. Новосибирска, что усматривается из указанных договоров.
Из заявлений апеллянтов поданных в суд первой инстанции следует, что подписи, лица, предоставившего жилое помещение, в заявлении, установленном образца, на момент обращения к заинтересованному лицу, не имелось, следовательно, отказы отдела УФМС являются законными и прав заявителей не нарушают.
Ссылка авторов апелляционных жалоб на то обстоятельство, что указанная подпись имеется на договоре, что подтверждает волеизъявление лица, предоставившего жилое помещение, не заслуживает, по мнению судебной коллегии, внимания, поскольку в установленном образце, указанная подпись необходимы, так как заявители вселяются в жилое помещение на основании гражданско - правового договора.
Утверждение в апелляционных жалобах, о неверном выводе суда первой инстанции о невозможности постановки на регистрационной учет по месту жительства, не является основанием к признанию незаконными отказов отдела УФМС, поскольку из указанных ответов не следует, что заявителям было отказано в постановке на учёт по месту жительства, по указанному основанию.
Таким образом, отказав в целом в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 08 июня 2015 года в пределах доводов апелляционных жалоб оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.