Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Желонкиной Г.А.,
судей Макаровой Н.А. и Поляниной О.А.,
при секретаре Дагаевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Смирнова Ю.А. к администрации муниципального образования "город Саратов" о признании незаконным постановления от 02 декабря 2014 года N, признании незаконным бездействия по нерассмотрению заявления о предоставлении земельного участка, возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок по апелляционной жалобе Смирнова Ю.А. на решение Ленинского районного суда города Саратова от 20 мая 2015 года и дополнительное решение Ленинского районного суда города Саратова от 15 июля 2015 года, которыми в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Макаровой Н.А., объяснения представителя администрации муниципального образования "город Саратов" Пивоваровой Т.В. по доверенности от "дата", возражавшего против доводов жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и дополнений к жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Смирнов Ю.А. обратился в суд с заявлением, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "город Саратов" (далее - администрация г. Саратова) по нерассмотрению заявления от 17 ноября 2014 года о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", сроком на 15 лет для целей, не связанных со строительством, а именно для организации парка культуры и отдыха с размещением детских и спортивных площадок с соответствующей инфраструктурой; признать незаконным постановление администрации г. Саратова от 01 декабря 2014 года N, обязать ответчика предоставить истцу в аренду указанный земельный участок. В обоснование заявленных требований указал, что 17 ноября 2014 года он обратился в администрацию г. Саратова с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка для целей, не связанных со строительством. 03 января 2015 года истцом было получено постановление администрации г. Саратова от 01 декабря 2014 года N об отказе в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что на нем расположены объекты недвижимости, а также границы земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством. Истец полагал, что администрацией г. Саратова допущено бездействие по нерассмотрению его заявления в срок, установленный частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Кроме того, полагал оспариваемое постановление администрации г. Саратова незаконным, поскольку представленная кадастровая выписка о земельном участке соответствует законодательству и не подлежит дополнительному уточнению до выполнения ответчиком требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Сведения об объектах недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, в установленном порядке не зарегистрированы. Истец считает, что действиями ответчика нарушено его право на предоставление земельного участка в аренду.
Рассмотрев спор, суд постановил вышеприведенное решение и дополнительное решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Смирнов Ю.А. ставит вопрос об отмене решения и дополнительного решения суда как незаконных и необоснованных ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
Федеральным законом от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" с 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующий порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (часть 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Таким образом, при рассмотрении настоящих апелляционных жалоб подлежит применению Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
На заседание судебной коллегии Смирнов Ю.А., представители комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "город Саратов", комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "город Саратов", администрации Ленинского района муниципального образования "город Саратов" не явились, представителей, наделенных полномочиями в соответствии с требованиями статей 55, 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в суд не направили, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме согласно требованиям статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
На момент принятия судом решения по настоящему делу порядок подачи и рассмотрения заявлений об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих был установлен главами 23, 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент рассмотрения дела судом) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент рассмотрения дела судом) было предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы граждан; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены
(часть 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, действовавшей на момент рассмотрения дела районным судом).
В силу части 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В соответствии с положениями пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Согласно положениям пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду,
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки (статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, до 01 марта 2015 года был установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (пункт 2). В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3). Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (пункт 5).
Как следует из материалов дела, 17 ноября 2014 года Смирнов Ю.А. обратился в администрацию г. Саратова с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", сроком на 15 лет для целей, не связанных со строительством, а именно для организации парка культуры и отдыха с размещением детских и спортивных площадок с сопутствующей инфраструктурой, а также для иных целей, не связанных со строительством, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации.
К заявлению Смирновым Ю.А. были приложены копия паспорта и копия кадастровой выписки о земельном участке, согласно которой граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства, площадь земельного участка ориентировочная, подлежит уточнению при осуществлении кадастровых работ.
Кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером N от 20 ноября 2014 года содержит следующую информацию о земельном участке: категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - организация парка, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, пересекает границы земельного участка с кадастровым номером N.
Указанный земельный участок находится в муниципальной собственности.
Постановлением администрации г. Саратова от 01 декабря 2014 года N в предоставлении Смирнову Ю.А. испрашиваемого земельного участка отказано по тем основаниям, что согласно акту осмотра земельного участка от 25 ноября 2014 года на земельном участке расположены объекты недвижимости. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, осуществляется в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Также согласно информации, содержащейся в кадастровой выписке о земельном участке от 11 ноября 2014 года N, граница земельного испрашиваемого участка не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Площадь данного земельного участка ориентировочная, подлежит уточнению при осуществлении кадастровых работ.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 24 февраля 2012 года N 210, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, был утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством" (далее - Административный регламент).
Пунктом 2.8 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, одним из которых является: если на испрашиваемом земельном участке расположены здания, строения, сооружения, не принадлежащие заявителю.
Согласно акту осмотра земельного участка, проведенного ведущим специалистом отдела муниципального земельного контроля администрации г. Саратова 25 ноября 2014 года, в результате осмотра установлено, что на земельном участке расположены, в том числе, нежилые строения. Указанный документ заявителем в суде первой инстанции не опровергнут.
Кроме того, согласно распоряжению комитета по управлению имуществом города Саратова от 06 декабря 2012 года N "О принятии к пообъектному и бухгалтерскому учету объектов имущественной части муниципальной казны, расположенных на территории Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", включенных в сводный реестр объектов муниципальной казны" держателем земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", является администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов".
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 02 декабря 2011 года N 2334 "О присвоении наименований парку и скверу в Ленинском районе" данному парку было присвоено наименование "Солнечный".
Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" - структурное подразделение муниципального образования "Город Саратов" с организационно-правовой формой муниципальное учреждение, и в период обращения Смирнова Ю.А. с заявлением о предоставлении ему данного участка являлось держателем объекта имущественной части муниципальной казны, то есть законным владельцем спорного земельного участка.
Постановлением администрации г. Саратова от 24 февраля 2015 года N земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N предоставлен администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" в постоянное (бессрочное) пользование, о чем 30 марта 2015 года внесена запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При таких обстоятельствах повторная проверка обоснованности отказа в предоставлении земельного участка Смирнову Ю.А. путем проведения судебной экспертизы на предмет наличия на спорном земельном участке объектов недвижимости не является обоснованной, поскольку при наличии титульного владельца, право которого зарегистрировано в установленном законом порядке, оно может быть оспорено исключительно посредством предъявления соответствующего иска, рассмотрение которого процессуальным законом не отнесено к административному судопроизводству.
Доводы жалобы о недействительности постановления администрации г. Саратова от 24 февраля 2015 года N и сделки по передаче земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации Ленинского района г. Саратова, а также соответствующие требования Смирнова Ю.А. не являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и не могут быть рассмотрены судебной коллегией, поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции. В связи с этим не могут быть рассмотрены и связанные с данными требованиями ходатайства, изложенные в дополнении к апелляционной жалобе о применении обеспечительных мер.
Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Каких-либо нарушений процессуального закона (в том числе в части отказа в назначении судебной экспертизы), влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией также не установлено. Довод автора жалобы об отсутствии извещения участников процесса на судебное заседание 15 июля 2015 года, на котором было вынесено дополнительное решение, опровергаются материалами дела, так как все участники процесса были извещены судом как письменно, так и по телефону (т. 1л.д. 227, 228).
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения и дополнительного решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Саратова от 20 мая 2015 года и дополнительное решение Ленинского районного суда города Саратова от 15 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Смирнова Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.