ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 сентября 2015г. N3-9/2015
Верховный Суд Республики Мордовия в составе:
судьи Верховного Суда Республики Мордовия Екония Г.К.
при секретаре Сухойкиной Н.В.,
с участием в деле:
административного истца - Пузикова А.А. его представителя Чичевой М.К., имеющей высшее юридическое образование,
административного ответчика - Государственного Собрания Республики Мордовия, его представителя Езовских Р.Г.
прокурора - прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Умновой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 сентября 2015г. в г.Саранске Республики Мордовия административное дело по административному иску Пузикова А.А. к Государственному Собранию Республики Мордовия о признании подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Закона Республики Мордовия от 16 апреля 2015г. N18-З "О государственном регулировании розничного оборота алкогольной продукции на территории Республики Мордовия" недействующим,
УСТАНОВИЛ:
14 апреля 2015г. Государственным Собранием Республики Мордовия принят и 16 апреля 2015г. Главой Республики Мордовия подписан Закон Республики Мордовия от 16 апреля 2015г. N18-З "О государственном регулировании розничного оборота алкогольной продукции на территории Республики Мордовия".
Полный текст настоящего Закона Республики Мордовия опубликован официально для всеобщего сведения в газете "Известия Мордовии" от 17апреля 2015г. N41-19 и на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
А.А.Пузиков обратился в суд с административным иском к Государственному Собранию Республики Мордовия о признании недействующим подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона Республики Мордовия, в соответствии с которым на территории Республики Мордовия не допускается розничная продажа алкогольной продукции лицам моложе 21 года.
В обоснование административного иска указал, что правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995г. N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В соответствии со статьёй 3 настоящего Федерального закона законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу восьмому пункта 2 и абзацу второму пункта 3 статьи 16 настоящего Федерального закона не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним и потребление (распитие) алкогольной продукции несовершеннолетними.
Согласно пункту 1 статьи 21 Гражданского кодекса Российской Федерации совершеннолетие гражданина наступает по достижении восемнадцатилетнего возраста.
Считает, что оспариваемая норма противоречит приведённым положениям пунктов 2, 3 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995г. N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Кроме того, указал, что, несмотря на предусмотренное абзацем вторым пункта 5 статьи 16 настоящего Федерального закона право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, установление минимального возраста, по достижении которого гражданин вправе приобретать алкогольную продукцию, не является ограничением времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, а является ограничением гарантированных Конституцией Российской Федерации и закреплённых Гражданским кодексом Российской Федерации прав граждан.
Считает, что оспариваемая норма противоречит вышеуказанному Федеральному закону, имеющему большую юридическую силу, и Государственное Собрание Республики Мордовия превысило свои полномочия. Установление минимального возраста, по достижении которого гражданин вправе приобретать алкогольную продукцию, является прерогативой федерального законодателя.
Он достиг восемнадцатилетнего возраста, и оспариваемая норма ограничивает его право на свободное приобретение алкогольной продукции на территории Республики Мордовия.
Просил признать оспариваемую норму недействующей со дня её принятия.
Административный ответчик Государственное Собрание Республики Мордовия подало возражения на административный иск по тем основаниям, что статья 16 Федерального закона от 22 ноября 1995г. N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" предоставляет органам государственной власти субъектов Российской Федерации право устанавливать дополнительные ограничения условий продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции. Оспариваемая норма на основании настоящего Федерального закона устанавливает для продавца запрет розничной продажи алкогольной продукции определённым лицам в целях защиты нравственности и здоровья населения, в первую очередь молодёжи, и тем самым вводит ограничение оборотоспособности алкогольной продукции на территории Республики Мордовия (пункт 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В судебное заседание административный истец А.А.Пузиков не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещён, сведений о причинах неявки не представил, отложить разбирательство дела не просил, и просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании статьи 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принял решение о возможности рассмотрения дела в отсутствие административного истца.
В судебном заседании представитель М.К.Чичева, имеющая высшее юридическое образование, в интересах административного истца А.А.Пузикова административный иск поддержала по основаниям, содержащимся в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика Государственного Собрания Республики Мордовия Р.Г.Езовских относительно административного иска возразила по основаниям, содержащимся в возражениях на административное исковое заявление.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Е.В.Умнова в заключении полагала, что оспариваемая норма принята в пределах полномочий Государственного Собрания Республики Мордовия и федеральному закону не противоречит.
Проверив на основании части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность оспариваемой нормы в полном объёме, суд приходит к следующему.
Согласно статье 72 (пункт "б" части 1) Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
По вышеуказанному предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издан Федеральный закон от 22 ноября 1995г. N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (пункт 1 статьи 1 настоящего Федерального закона).
В соответствии со статьёй 3 настоящего Федерального закона законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Закон Республики Мордовия от 16 апреля 2015г. N18-З "Огосударственном регулировании розничного оборота алкогольной продукции на территории Республики Мордовия" принят по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Настоящий Закон Республики Мордовия принят Государственным Собранием Республики Мордовия в пределах полномочий, предоставленных пунктом 1 статьи 86 Конституции Республики Мордовия и пунктом 1 статьи 4 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2004г. N34-З "О Государственном Собрании Республики Мордовия", в соответствии с которыми законы Республики Мордовия принимаются Государственным Собранием Республики Мордовия.
Форма нормативного правового акта Республики Мордовия соблюдена.
Нарушения процедуры принятия настоящего Закона Республики Мордовия не установлено.
Настоящий Закон Республики Мордовия подписан Главой Республики Мордовия в пределах полномочий, предоставленных пунктом 2 статьи 87 Конституции Республики Мордовия, в соответствии с которым Глава Республики Мордовия подписывает закон Республики Мордовия и обнародует его.
Полный текст настоящего Закона Республики Мордовия опубликован официально для всеобщего сведения в газете "Известия Мордовии" и на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), что отвечает требованиям пункта 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002г. N10-З "О правовых актах Республики Мордовия".
В соответствии с пунктом 2 настоящей статьи источниками официального опубликования правовых актов Республики Мордовия являются: "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru); газеты "Известия Мордовии", "Мокшень правда", "Эрзянь правда"; "Ведомости Государственного Собрания Республики Мордовия". Датой официального опубликования правовых актов Республики Мордовия считается дата первой публикации полного текста соответствующего правового акта Республики Мордовия в одном из указанных источников официального опубликования.
Таким образом, Закон Республики Мордовия от 16 апреля 2015г. N18-З "О государственном регулировании розничного оборота алкогольной продукции на территории Республики Мордовия" принят по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий Государственного Собрания Республики Мордовия, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта Республики Мордовия, с соблюдением процедуры принятия и введения его в действие.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона Республики Мордовия на территории Республики Мордовия не допускается розничная продажа алкогольной продукции лицам моложе 21 года.
Административный истец А.А.Пузиков проживает в Республике Мордовия, не достиг 21 года и если он полагает, что оспариваемая норма нарушает его права, то он вправе обратиться в суд с административным иском о признании этой нормы недействующей.
Право административного истца на обращение в суд с таким требованием было предусмотрено частью первой статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, действовавшей на день обращения административного истца в суд и утратившей силу с 15 сентября 2015г. В настоящее время такое право административного истца предусмотрено частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предметом судебного контроля является оспариваемая норма, которая, по мнению административного истца А.А.Пузикова, незаконно устанавливает на территории Республики Мордовия запрет розничной продажи алкогольной продукции лицам моложе 21 года.
В силу части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при проверке законности оспариваемой нормы суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
Проверяя законность оспариваемой нормы в полном объёме, суд приходит к выводу о том, что она не соответствует федеральному закону, имеющему большую юридическую силу.
Статья 16 Федерального закона от 22 ноября 1995г. N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" устанавливает особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции.
В частности, настоящей статьёй установлены перечисленные в ней ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, а также установлен запрет розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним (абзац восьмой пункта 2 настоящей статьи).
При этом в соответствии с абзацем вторым пункта 5 настоящей статьи органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Реализуя указанные полномочия и устанавливая на территории Республики Мордовия запрет розничной продажи алкогольной продукции лицам моложе 21 года, Государственное Собрание Республики Мордовия исходило из того, что оно на основании настоящего Федерального закона устанавливает для продавца запрет розничной продажи алкогольной продукции определённым лицам в целях защиты нравственности и здоровья населения, в первую очередь молодёжи, и тем самым вводит ограничение оборотоспособности алкогольной продукции на территории Республики Мордовия (пункт 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Между тем по смыслу абзаца второго пункта 5 вышеуказанного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения условий розничной продажи алкогольной продукции, которые должны касаться непосредственно условий розничной торговли алкогольной продукцией (мест нахождения товара, упаковки товара, тары, условий выноса товара и пр.). При этом устанавливаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительные ограничения условий розничной продажи алкогольной продукции не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции Российской Федерации).
Установление же запрета розничной продажи алкогольной продукции лицам моложе 21 года является ничем иным как установлением минимального возраста, по достижении которого гражданин вправе приобретать алкогольную продукцию, и тем самым установлением возрастного ценза для покупателя алкогольной продукции.
Тогда как, по общему правилу, установленному в пункте 1 статьи 21 Гражданского кодекса Российской Федерации, способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объёме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей основные начала гражданского законодательства, гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона.
Договор розничной купли-продажи алкогольной продукции является разновидностью договора розничной купли-продажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Исходя из этих законоположений, по достижении гражданской дееспособности, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста, гражданин вправе приобретать алкогольную продукцию и заключать договоры розничной купли-продажи алкогольной продукции, и эти гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона.
В настоящее время возрастной ценз для покупателя алкогольной продукции федеральным законом не увеличен и его увеличение федеральным законом не предусмотрено, а согласно пункту 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав могут быть введены только федеральным законом или в установленном федеральным законом порядке.
Федеральный закон устанавливает запрет розничной продажи алкогольной продукции только несовершеннолетним и не предоставляет органам государственной власти субъектов Российской Федерации права увеличивать возрастной ценз для покупателя алкогольной продукции.
Установление возрастного ценза для покупателя алкогольной продукции является прерогативой федерального законодателя, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации не относится, и оспариваемая норма принята Государственным Собранием Республики Мордовия с превышением своих полномочий.
Исходя из изложенного, и на основании пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный иск подлежит удовлетворению полностью и оспариваемая норма подлежит признанию недействующей.
До принятия решения суда оспариваемая норма применялась и поэтому она подлежит признанию недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Административный истец А.А.Пузиков, в пользу которого должно состояться решение суда, при подаче административного искового заявления уплатил государственную пошлину в размере "данные изъяты" рублей.
Размер уплаченной государственной пошлины соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному законом.
Так, согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче физическим лицом заявления об оспаривании нормативных актов органов государственной власти уплачивается государственная пошлина в размере "данные изъяты" рублей.
Понесённые расходы на оплату государственной пошлины на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат присуждению с административного ответчика Государственного Собрания Республики Мордовия, принявшего оспариваемую норму и обладающего в силу пункта 1 статьи 7 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2004г. N34-З "О Государственном Собрании Республики Мордовия" правами юридического лица.
Руководствуясь статьями 174, 215, 296-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
РЕШИЛ:
административный иск Пузикова А.А. к Государственному Собранию Республики Мордовия о признании подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Закона Республики Мордовия от 16 апреля 2015г. N18-З "О государственном регулировании розничного оборота алкогольной продукции на территории Республики Мордовия" недействующим удовлетворить полностью.
Признать подпункт 1 пункта 1 статьи 7 Закона Республики Мордовия от 16 апреля 2015г. N18-З "О государственном регулировании розничного оборота алкогольной продукции на территории Республики Мордовия", принятого Государственным Собранием Республики Мордовия, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете "Известия Мордовии", в которой был опубликован Закон Республики Мордовия от 16 апреля 2015г. N18-З "О государственном регулировании розничного оборота алкогольной продукции на территории Республики Мордовия".
Взыскать с административного ответчика Государственного Собрания Республики Мордовия в пользу административного истца Пузикова А.А. "данные изъяты" рублей в возмещение расходов на оплату государственной пошлины.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Г.К.Екония
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.