Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Чеботаревой М.В.
судей Романова П.Г., Усенко Н.В.
при секретаре Тукусер А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Романова П.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе ОАО "Российские железные дороги" решение на Пролетарского районного суда г.Ростова-на-Дону от 29 апреля 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Ростовский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации к ОАО "Российские железные дороги" об обязании обеспечить прохождение Северо-Кавказским учебным центром профессиональных квалификаций, аккредитации услуг в области охраны труда в установленном действующем законодательством порядке, запретить центру профессиональных квалификаций осуществлять обучение работодателей и работников вопросам охраны труда в установленном законодательством порядке до прохождения аккредитации услуг в области охраны труда в установленном действующем законодательством порядке.
В обоснование требований истец указал, что в ходе
проверочных мероприятий установлено, что Северо-Кавказским учебным
центром профессиональных квалификаций (далее центр) структурным
подразделением Северо-Кавказской железной дороги филиала ОАО "РЖД"
не исполняются требования федерального законодательства, в области
охраны труда, поскольку центр осуществляет образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения на основании лицензии, выданной ОАО "РЖД" бессрочно Департаментом образования г. Москвы 05.08.2013 года, производит профессиональную подготовку обучение вторым профессиям и повышению квалификации рабочих и служащих железной дороги. Указанные действия центра, свидетельствует как указывал истец о том, что центр оказывает услуги в области охраны труда, т.е осуществляет обучение работодателей и работников вопросам охраны труда, в отсутствие аккредитации услуг в области охраны труда в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации.
В этой связи, прокурор указывает о том, что бездействие начальника Северо-Кавказского учебного центра, выразившегося в непрохождении в установленном порядке аккредитации услуг в области охраны труда свидетельствует о нарушении принципа неукоснительного соблюдения законов, чем затрагиваются интересы Российской Федерации, в связи с чем ссылаясь на ст. 45 ГПК РФ прокурор просит суд обязать ОАО "РЖД" в лице филиала Северо-Кавказской дороги, структурным подразделением которого является Северо-Кавказский учебный центр профессиональных квалификаций, обеспечить Северо-Кавказским учебным центром профессиональных квалификаций прохождение аккредитации услуг в
области охраны труда в установленном действующем законодательством
порядке, запретить ОАО "РЖД" в лице филиала Северо-Кавказской
дороги, структурным подразделением которого является Северо-Кавказский учебный центр профессиональных квалификаций, обеспечить Северо-Кавказским учебным центром профессиональных квалификаций осуществлять обучение работодателей и работников вопросам охраны труда до прохождения аккредитации услуг в области охраны труда в установленном законодательством порядке.
Решением Пролетарского районного суда г.Ростова-на-Дону от 29 апреля 2015 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД" просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Апеллянт ссылается на то, что ни один из представленных истцом документов не свидетельствует о том, что ОАО "РЖД" оказывает услуги
в области охраны труда в части обучения работодателей и работников вопросам охраны труда.
Вывод суда первой инстанции о том, что ОАО "РЖД" осуществляет оказание услуг по охране труда в рамках образовательной деятельности, что указывает на необходимость аккредитации, апеллянт считает необоснованным и противоречащим действующему законодательству ввиду того, что при заключении договора оказания услуг по обучению всегда участвуют две стороны, т.е. два самостоятельных юридических либо физических лица. Обучение по охране труда работников рабочих профессий при профессиональной подготовке, переподготовке и обучении их вторым профессиям может проводиться в образовательных структурных подразделениях железных дорог.
Учебным центром проводится обучение только тех работников ОАО "РЖД", чье обучение предусмотрено вышеуказанными нормами ТК РФ, Порядка N ... и внутренними нормативными документами ОАО "РЖД", и для осуществления которого не требуется прохождения аккредитации.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как установлено судом первой инстанции, ответчик при рассмотрении дела в суде, не оспаривал того, что центр осуществляет образовательную деятельность, по 40 часовой учебной программе с основной учебной программой по охране труда, с выдачей справки по итогам обучения, установленного образца, в связи с чем, при подтверждении совокупностью письменных доказательств, таких как материалы проверки, предоставленные в приложение к иску, программа по предмету охраны труда, суд делает вывод о наличии оснований в силу ст.217 ТК РФ, для удовлетворения заявленных требований.
Представители ответчика указывали на то, что отсутствует необходимость аккредитации услуг в области охраны труда в Министерстве труда и социального развития РФ, поскольку центр производит подготовку специалистов, которые осуществляют свою деятельность в пределах сферы производства ОАО "РЖД".
Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация и Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда утвержден Приказом Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.04.2010 г. N 2-5н.
Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, определяют порядок проведения предусмотренной законом обязательной аккредитации организаций в целях подтверждения компетенции организаций в сфере оказания услуг в области охраны труда, их полномочий оказывать услуги в данной области, включая подтверждение наличия у них необходимой материально-технической базы, и обеспечения гарантий ответственности организаций перед заинтересованными лицами-получателями услуг в области охраны труда.
в соответствии с частью 1 статьи 211 Трудового кодекса Российской Федерации, государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Согласно части 1 статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации, все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден постановлением Минтруда Российской Федерации и Минобразования Российской Федерации от 13 января 2003 года N 1/29.
Согласно пункту 2.3.2 указанного Порядка, обучение по охране труда Руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, Учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
Исходя из системного толкования указанных норм права в совокупности с обстоятельствами настоящего гражданского дела, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Довод жалобы о том, что аккредитации услуг в области охраны труда подлежат лишь организации, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору основан на неверном толковании норм закона, а именно ст.217 Трудового кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда первой инстанции. Указанным доводам судом дана оценка в полном объеме.
Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора по существу правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в совокупности с нормами права, регулирующими возникшие правоотношения, на основании чего, постановлено законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по формальным основаниям.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пролетарского районного суда г.Ростова-на-Дону от 29 апреля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.