Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шикуля Е.В.,
судей: Москаленко Ю.М., Медведева С.Ф.,
при секретаре Лазаренко П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Москаленко Ю.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Зинзюра И.В., Зинзюра И.Н. на решение Первомайского районного суда г.Ростова-на-Дону от 16.06.2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Зинзюра И.Н., Зинзюра И.В. обратились в суд с иском к Администрации Первомайского района г.Ростова-на-Дону о признании незаконным распоряжения об исключении молодой семьи из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей.
В обоснование ссылались на то, что не согласны с Распоряжением Администрации Первомайского района г.Ростова-на-Дону N ... от 16.03.2015 года, которым молодая семья Зинзюра И.Н. была исключена из числа участников направления "Обеспечение жильем молодых семей в г.Ростове-на-Дону" в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы" и снята с учета граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с достижением одним из супругов возраста, превышающего 35 лет, до дня включения данной семьи в сводный список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. При включении семьи в состав участников подпрограммы, она отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявившим желание быть участниками подпрограммы. С момента постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и по март 2015 года социальная выплата не была истцами получена не по их вине, а в силу недостаточного финансирования, однако это не должно нарушать права их семьи на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами.
Просили суд признать незаконным распоряжение Администрации Первомайского района г.Ростова-на-Дону N ... от 16.03.2015г. об исключении молодой семьи Зинзюра И.Н. из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы г.Ростова-на-Дону; обязать ответчика восстановить семью Зинзюра в списках молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, программы "Обеспечение жильем молодых семей в г.Ростове-на-Дону" с сохранением порядкового номера очереди на момент исключения.
Решением Первомайского районного суда г.Ростова-на-Дону от 16 июня 2015 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Зинзюра И.В., Зинзюра И.Н. с решением суда не соглашаются, просят отменить и вынести новое, которым удовлетворить заявленные требования. Ссылаются на то, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, не в полном объеме исследованы письменные доказательства, представленные истцами, и не приняты во внимание доводы относительно невключения семьи Зинзюра в сводный список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Кроме того, апеллянты указывают, что в установленные законом сроки судом не был изготовлен протокол судебного заседания, в связи с чем Зинзюра И.В. была подана жалоба на действия судьи на имя Председателя Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав Зинзюра И.В. и Зинзюра И.Н., проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, с 30.09.2006 года истцы состоят в зарегистрированном браке. Нуждаясь в улучшении жилищных условий, в 2010 году они обратились в Администрацию Первомайского района г.Ростова-на-Дону с заявлением о признании их семьи, состоящей из двух человек, нуждающейся в улучшении жилищных условий именно в целях участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Постановлением Главы администрации Первомайского района г.Ростова-на-Дону N ... от 25.08.2011 года их семья, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы" на 2012 год.
Распоряжением Администрации Первомайского района г.Ростова-на-Дону N ... от 16.03.2015 года молодая семья Зинзюра И.Н. была исключена из числа участников направления "Обеспечение жильем молодых семей в г.Ростове-на-Дону" в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы" и снята с учета граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с достижением одним из супругов возраста, превышающего 35 лет, до дня включения данной семьи в сводный список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Принимая решение, суд руководствовался Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, которым утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, и исходил из того, что обязательным для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" является условие о возрасте участников, который на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет (для каждого из супругов).
Невыполнение этого условия препятствует участию в программе и, как следствие, по смыслу нормативных положений является основанием для исключения из списка участников программы.
Суд указал, поскольку ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года Зинзюра И.В. исполнилось 36 лет истцы обоснованно исключены из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в г.Ростове-на-Дону" в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, оснований для отмены не усматривает.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, в состав которой вошла подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.
Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации указанной подпрограммы установили порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации указанной подпрограммы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В пункте 18 Правил предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, одним из которых является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил.
Аналогичные основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы в части превышения 35-летнего возраста были предусмотрены и ранее, действовавшими Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285.
Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования установлен порядок формирования списка претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Согласно пункту 20 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пункт 21 Правил предусматривает, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 22 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Согласно пункту 23 Правил после определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Постановлением Администрации Ростовской области от 03.08.2009 года N 380 утверждено Положение о порядке реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2014 года N 135 утверждено Положение о порядке реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на территории Ростовской области.
В соответствии с пунктом 2.1.8. Положения о порядке реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на территории Ростовской области орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует, утверждает список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и в течение 5 рабочих дней с даты утверждения представляет его в уполномоченный орган. При формировании списка участников подпрограммы от муниципального образования на планируемый год учитываются молодые семьи, включенные в список участников подпрограммы в текущем году, соответствующие условиям подпрограммы, но не получившие социальной выплаты по какой-либо причине.
Согласно пункту 2.2.4 указанного Положения уполномоченный орган на основании списков участников подпрограммы от муниципальных образований формирует сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и в срок до 1 декабря года, предшествующего планируемому, выносит их на рассмотрение межведомственной комиссии и передает на утверждение главному распорядителю бюджетных средств
Пунктом 2.2.5 Положения предусмотрено, что на основании списков претендентов от муниципальных образований после определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету Ростовской области на планируемый (текущий) год, и доведения сведений до Правительства Ростовской области и с учетом средств, предоставляемых из федерального, областного и местных бюджетов на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, формирует сводный список молодых семей-претендентов по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы, и сводный список молодых семей - претендентов на получение социальных по форме согласно приложению N 5 к настоящему Положению, выносит их на рассмотрение межведомственной комиссии и после рассмотрения передает их на утверждение главному распорядителю бюджетных средств.
В силу пунктов 4.7 и 4.8 вышеназванного Положения сводный список участников подпрограммы, сводный список претендентов, сводный список претендентов на получение дополнительных социальных выплат формируются по муниципальным образованиям Ростовской области. Изменения в сводный список участников подпрограммы вносятся, в частности в случае исключения молодой семьи из списка участников подпрограммы в связи с достижением одним из супругов либо родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, до дня включения данной семьи в сводный список претендентов.
Из анализа указанных норм следует, что право на получение социальной выплаты возникает не с момента признания молодой семьи участником подпрограммы, а с момента ее включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
Таким образом, как в силу федерального, так и областного законодательства молодая семья с момента признания ее участником подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии; в случае утраты статуса молодой семьи, она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".
На основании изложенного вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований судебная коллегия находит правильным, так как Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в качестве одного из обязательных условий для участия молодой семьи в подпрограмме предусмотрено наличие определенного возраста - не более 35 лет для каждого из супругов или родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участника подпрограммы в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Несоблюдение данного условия свидетельствует об отсутствии правовых оснований для включения семьи в число участников подпрограммы и об отсутствии оснований для включения их в список претендентов на получение социальной выплаты в последующие годы.
При таком положении исключение семьи истцов из списка участников программы закону не противоречит.
Доводы жалобы относительно того, что судом несвоевременно изготовлен протокол судебного заседания, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения суда.
Иные доводы апелляционной жалобы также не свидетельствуют о допущенных судом первой инстанции при вынесения решения нарушений норм материального и процессуального права, основаны на неверном понимании норм действующего законодательства, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
При указанных обстоятельствах решение Первомайского районного суда г.Ростова-на-Дону от 16.06.2015 года является законным и обоснованным. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу судебного решения судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г.Ростова-на-Дону от 16.06.2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зинзюра И.В., Зинзюра И.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.