Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Корниенко Г.Ф.,
судей: Авиловой Е.О., Алешиной Е.Э.,
при секретаре Гребёнкиной Э.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Корниенко Г.Ф. гражданское дело по иску Ещенко В.Н. к ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты РФ, третье лицо Государственное учреждение - Ростовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об отмене изменений, внесенных в заочном порядке в индивидуальную программу реабилитации инвалида,
по апелляционной жалобе ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30 июня 2015г.,
УСТАНОВИЛА:
Ещенко В.Н. обратился в суд с иском к ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты РФ о признании незаконным внесение изменений в индивидуальную программу реабилитации инвалида и отмене изменений, внесенных в заочном порядке в индивидуальную программу реабилитации инвалида, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указал, что является инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы бессрочно, в связи с этим на основании его заявления 14.06.2012г. филиалом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" ему разработана индивидуальная программа реабилитации (далее - ИПР), которой предусматривалось ежегодное санаторно-курортное лечение в летний период "бессрочно". Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. N 2347-р санаторно-курортное лечение включено в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалиду. 09.06.2014г. ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" в отношении истца проведена заочно в порядке контроля медико-социальная экспертиза, по результатам которой из ИПР истца исключено указание на бессрочное обеспечение санаторно-курортным лечением.
По мнению истца, проведение внеплановой проверки в порядке контроля и обоснованности решений бюро противоречит требованиям п.23, 39 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. N95, приказу Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2011г. N295-н "Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы", п.9 Порядку разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008г. N379н.
В нарушение установленного порядка, в отсутствие заявления истца и направления лечебно-профилактического учреждения, экспертным составом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" в ИПР и в акт освидетельствования НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 14.06.2012г. внесены изменения (рекомендовано санаторно-курортное лечение сроком на 1 год).
Несмотря на отсутствие его обращения, в протокол проведения медико-социальной экспертизы от 09.06.2014г. внесены недостоверные сведения, указана дата подачи заявления - 28.05.2014г. При этом в п.22 названного протокола содержится указание о проведении экспертизы по направлению страховщика (территориального органа Фонда социального страхования РФ), которое так же отсутствует. Кроме его ИПР не была проверена ни одна ИПР других инвалидов, в которых предусмотрено санаторно-курортное лечение бессрочно. Действия ответчика по внесению изменений в ИПР по мнению истца, являются противоправными, ущемляющими его права на медицинскую реабилитацию. В ответ на направленную истцом претензию какие-либо меры к восстановлению нарушенных прав ответчик не предпринял, допущенные нарушения не устранил.
Истец просил признать неправомерными действия ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" по внесению 09.06.2014г. изменений в индивидуальную программу реабилитации Ещенко В.Н. от 14.06.2012г. и отменить изменения, внесенные заочно 09.06.2014г. в индивидуальную программу реабилитации от 14.06.2012г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданную Ещенко В.Н. Взыскать с ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" в пользу Ещенко В.Н. компенсацию морального вреда в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА руб.
По ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Государственное учреждение - Ростовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
Ещенко В.Н. в судебное заседание явился, не поддержал требования о взыскании компенсации морального вреда, в остальной части исковые требования поддержал, указав, что в настоящее время ему отказывают в предоставлении санаторно-курортного лечения в связи с внесенными в ИПР изменениями.
Представитель Ещенко В.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ФКУ "ГБ МСЭ", действующий на основании доверенности, иск не признал, просил в иске отказать.
Представитель ГУ РРО ФСС РФ, действующий на основании доверенности, полагал, что требования истца не подлежат удовлетворению, просил в иске отказать.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30 июня 2015 года признаны незаконными протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы ФКУ "ГБ МСЭ по РО" НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 09 июня 2014 года и акт НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в отношении Ещенко В.Н..
В апелляционной жалобе ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" ставит вопрос об отмене решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности, ссылаясь на п. 39 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. N95, которым установлено, что переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования возможно, в том числе, и при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро. Аналогичная норма установлена п.71 Административного регламента, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 11.04.2011г. N295н. Поэтому заявление истца для его освидетельствования в порядке контроля, не требовалось.
Апеллянт указывает, что проведение медико-социальной экспертизы граждан заочно предусмотрено п.23, 25 Правил и проводится специалистами бюро путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. Экспертное решение от 09.06.2014г. принималось на основании анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных истца, содержащихся в медицинской документации. Ввиду того, что при освидетельствовании истца разрешался вопрос об устранении ошибки, допущенной при разработке ИПР инвалида, а не вопрос о коррекции документа вследствие изменения состояния его здоровья, участие психолога необходимым не представлялось.
Ответчик не соглашается с выводом суда, согласно которому ответчиком не было представлено пояснение о причине замены бессрочного предоставления санаторно-курортного лечения на срок 1 год. Такое пояснение содержится в представленных возражениях в письменной форме (от 09.04.2015г. N01/19-537).
Не соглашается апеллянт и с выводом суда о том, что решением от 09.06.2014г. истец был лишен законного права на санаторно-курортное лечение, поскольку санаторно-курортное лечение входит в набор социальных услуг и предоставляется при наличии медицинских показаний, т.е. инвалиды приобретают право на получение социальной услуги в виде путевки на санаторно-курортное лечение на основании заключения врачебной комиссии, а не записи в ИПР.
ГУ РРО ФСС РФ представлен отзыв на апелляционную жалобу, в которых 3 лицо просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Истцом в материалы дела представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых Ещенко В.Н. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации оснований к отмене судебного решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы и с 15.05.2008 г. инвалидность истцу установлена бессрочно.
14.06.2012 г. Федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы истцу выдана Индивидуальная программа реабилитации инвалида (карта НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН к акту освидетельствования НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 14 июня 2012 г.), которой в разделе "Мероприятия медицинской реабилитации" предусмотрено санаторно-курортное лечение для инвалидов с заболеванием опорно-двигательного аппарата (в том числе санатории Ставропольского и Краснодарского края) один раз в год, лето; срок - бессрочно; исполнитель ФСС.
Из акта ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, проведенной 09.06.2014 г. ФГКУ "ГБ МСЭ по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН" Минтруда России, экспертным составом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН следует, что экспертиза проведена на основании заявления о проведении медико-социальной экспертизы от 22.05.2014 г. (с учетом рукописных исправлений даты с 28.05.2014 г.); в п. 31 "Дополнительные заключения" указано, что внесены изменения в ИПР НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН к акту освидетельствования НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 14.06.2012 г. в части сан-кур. лечения, рекомендовано сан.-кур. лечение сроком на 1 год (л.д.98-99). Аналогичная запись содержится в п. 74 "Особое мнение специалистов по вынесенному решению" Протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 09.06.2014 г. (д.д.100-107).
По результатам проведенной по обращению Ещенко И.Н. проверки, прокуратурой Ростовской области установлено, что указанная выше медико-социальная экспертиза проведена заочно по поручению Федерального бюро медико-социальной экспертизы от 09.06.2014 г. в порядке контроля в нарушение приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.04.2011 г. N 295н "Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы", в отсутствие заявления Ещенко В.Н. и направления лечебно-профилактического учреждения.
Первым заместителем прокурора Ростовской области от 04.09.2014 г. в адрес руководителя ФКУ "ГБ МСЭ по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН" внесено представление об отмене решения, принятого по результатам медико-социальной экспертизы от 09.06.2014 г. (л.д.24-26).
Согласно акту служебного расследования НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН проведенного по фактам, указанным в представлении прокуратуры Ростовской области, принято решение провести повторную медико-социальную экспертизу в отношении Ещенко В.Н. для решения вопросов о сроках санаторно-курортного лечения и изменения экспертного решения экспертного состава НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН поручить освидетельствование экспертному составу НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" (л.д.108-110).
В акте ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА гражданина НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, проведенной 15.10.2014 г. ФГКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" Минтруда России, экспертным составом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на основании письма ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 10.11.2014 г., в п. 31 "Дополнительные заключения" отсутствуют какие-либо записи (л.д. 113-114). Между тем, в комментариях к разделу 7 Протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 15.10.2014 г. указано, что с учетом полученного письма ФБ МСЭ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 05.11.2014 г. оснований для отмены решения экспертного состава НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 09.06.2014 г., по изменению сроков санаторно-курортного лечения в ИПР НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН нет (л.д.115-118).
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд обоснованно руководствовался Постановлением Правительства РФ от 20.06.2006 г. N 95 "О порядке признания лица инвалидом" и Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2011 г. N 295н и приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.10.2012 г. N 310н и исходил из того, что переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, в том числе и в порядке контроля, проводится с приглашением на освидетельствование самого инвалида, оформленного в виде бумажного документа. Судом установлено, что истец с заявлением о переосвидетельствовании не обращался, а доказательств (решений, актов, протоколов), в связи с которыми истец подлежал процедуре повторной медико-социальной экспертизы именно в заочном порядке, ответчиком суду не представлено.
Судебная коллегия соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, и исходит из следующего.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" под реабилитацией инвалидов понимается система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
В основные направления реабилитации инвалидов включено санаторно-курортное лечение.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В соответствии со статьями 1, 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" осуществление медико-социальной экспертизы, установление инвалидности и разработка ИПР инвалидов возложены на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.
При этом Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.08.2008 г. N 379н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации" утверждены форма индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (приложение N 1), и порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) (приложение N 3).
Согласно утвержденному Порядку разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину (абз. 1 п. 7); при необходимости внесения дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) (абз. 2 п. 9).
Переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро. Аналогичные положения закреплены в п. 71 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2011 г.
Однако указанными правовыми актами не предусмотрено проведение в порядке контроля переосвидетельствования гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, в заочном порядке.
Поскольку ответчиком не представлено суду доказательств, свидетельствующих о принятии в установленном порядке решения о проведении переосвидетельствования Ещенко В.Н. в порядке контроля заочно с указанием причин принятия такого решения, при отсутствии оснований, предусмотренных п. 23 Правил признания лица инвалидом и п. 48 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, при отсутствии медицинских показаний для изменения мероприятия медицинской реабилитации с бессрочного предоставления санаторно-курортного лечения на предоставление на один год, суд правомерно признал нарушенной процедуру проведения повторной медико-социальной экспертизы.
Судебная коллегия признает данный вывод суда первой инстанции обоснованным, учитывая, что в нарушение п. 53 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, Ещенко В.Н. не приглашался на освидетельствование, проведенное 09.06.2014 г.
Учитывая приведенные нормы закона, а также установленные фактические обстоятельства, у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку направлены на переоценку выводов суда и исследованных судом доказательств.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного г. Ростова-на-Дону от 30 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 27 сентября 2015 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.