Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей областного суда Сидоренковой Е.В.,
Фроловой И.М.,
при секретаре Галкине А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 сентября 2015 года по докладу судьи Фроловой И.М. дело по апелляционной жалобе ТКВ на решение Советского районного суда г. Брянска от 30 июня 2015 года по делу по иску ТКВ к Советской районной администрации г. Брянска, Брянской городской администрации о признании решения межведомственной комиссии Советской районной администрации г. Брянска частично недействительным, признании незаконным протокола межведомственной комиссии Брянской городской администрации, предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
ТКВ обратился в суд с указанным иском, указывая на то, что он является собственником "адрес".
В 2007 году указанный дом был признан непригодным для постоянного проживания и был включен в перечень жилых домов, признанных непригодными для постоянного проживания.
Впоследствии на основании решения межведомственной комиссии Советской районной администрации г. Брянска данный жилой дом был признан пригодным для постоянного проживания.
С учетом неоднократно уточненных требований просил суд признать решение межведомственной комиссии Советской районной администрации г. Брянска от 09.12.2013 г. N 46/1 "О признании жилого помещения - "адрес" жилого "адрес" непригодным для проживания" незаконным частично, исключив из п. 1.1 и п. 2.1 формулировку "умышленно доведенным до неудовлетворительного состояния собственником помещения"; признать протокол заседания межведомственной комиссии Брянской городской администрации по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания от 06.02.2014 г., утвержденный постановлением Брянской городской администрации от 25.02.2014 г. N 437-п незаконным в части утверждения решения межведомственной комиссии Советской районной администрации "адрес"; обязать Брянскую городскую администрацию предоставить истцу во внеочередном порядке жилое помещение общей площадью не менее 31,9 кв.м.
Решением Советского районного суда г. Брянска исковые требования ТКВ удовлетворены частично.
Судом постановлено: признать частично незаконным решение межведомственной комиссии Советской районной администрации г. Брянска от 09.12.2013 г. N 46/1 "О признании жилого помещения - "адрес" жилого "адрес" непригодным для проживания" в части формулировки, указанной в п. 1.1 и п. 2.1 "умышленно доведенным до неудовлетворительного состояния собственником помещения" и исключить из п. 1.1 и п. 2.1 решения формулировку: "умышленно доведенным до неудовлетворительного состояния собственником помещения". В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ТКВ просит изменить решение суда и удовлетворить исковые требования в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что отказ судом первой инстанции в удовлетворении требования о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по причине отсутствия в заключении межведомственной комиссии указания на то, что жилое помещение не подлежит ремонту и реконструкции не соответствует требованиям закона.
Кроме того, по мнению ТКВ, то обстоятельство, что он не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не является основанием для отказа в удовлетворении требования о представлении во внеочередном порядке жилого помещения; суду надлежало установить объективную нуждаемость в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ. В соответствии со ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ.
Заслушав доклад по делу судьи Фроловой И.М., объяснения ТКВ, его представителя по доверенности СОА, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Брянской городской администрации по доверенности КЭВ, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за исполнением законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с п.п. 11, 12 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся среди прочего определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания; признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации непригодными для проживания.
Вопросы признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительном власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправлении.
Вопросы признания жилых помещений частного жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания граждан отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления
Согласно ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом РФ и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
В соответствии со ст. ст. 15 и 32 ЖК РФ Правительство РФ Постановлением от 28.01.2006 г. N 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения или дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно п. 42 раздела IV Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (не пригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ТКВ является собственником жилого помещения - однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 31,9 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 26.09.2002 г. Данная квартира приобретена истцом на основании договора купли-продажи квартиры от 15.02.2000 г., акта передачи недвижимости от 15.02.2000 г.
Однокомнатная "адрес" расположена на первом этаже одноэтажного бревенчатого "адрес" года постройки.
Согласно техническому обследованию ГУП "Брянсккоммунпроект" от 2007 года было установлено, что трёхквартирный жилой "адрес" имеет физический износ 63 процента и значительную степень морального износа.
Решением межведомственной комиссии по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений постоянного проживания от 18.12.2007 г. указанный объект был признан непригодным для постоянного проживания.
Постановлением Брянской городской администрации N 1455-11 от 30.12.2008 г. жилой N по "адрес" был включен в перечень жилых домов, признанных непригодными для постоянного проживания.
На основании обращений собственников квартир N 1 и N 3 "адрес" было проведено повторное обследование жилого дома ООО Брянский центр "Диагностика и ремонт". Согласно заключению N 37 по результатам обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома по "адрес", установлено, что состояние строительных конструкций жилого дома и пристройки находятся в удовлетворительном состоянии, и дом не является ветхим жильем.
Решением межведомственной комиссии N 10/2 от 20.07.2009 г. "адрес"ной администрации "адрес" в связи с тем, что жильцами "адрес" самостоятельно проведены работы по реконструкции и улучшению технического состояния дома, на основании представленного заключения специализированной организации и проведенного комиссионного обследования, жилой "адрес" признан пригодным для постоянного проживания, указанный дом исключен из списка очередности сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилого фонда города Брянска, подлежащего переселению (утвержден постановлением Брянской городской администрации от 30.12.2008 г. N 1455-П). Распоряжением главы администрации Советского района г. Брянска N 271-р данное решение было утверждено 05.08.2009 г.
Решением межведомственной комиссии Брянской городской администрации от 26.08.2009 г. жилой "адрес" также был признан пригодным для проживания. Данное решение было утверждено постановлением главы администрации города Брянска от 04.09.2009 г. N 1600-п.
В соответствии с распоряжением Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации от 28.05.2013 г. N 269-р "адрес" исключен из реестра муниципальной собственности.
Решением межведомственной комиссии Советской районной администрации г. Брянска от 09.12.2013 г. N 46/1 "О признании жилого помещения - "адрес" жилого "адрес" непригодным для проживания" на основании представленного заключения ООО "Независимая экспертиза", поданных заявлений собственника помещения и комиссионного обследования, жилое помещение - "адрес" жилого "адрес" признано непригодным для проживания, умышленно доведенным до неудовлетворительного состояния собственником помещения.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции в части исключения из п. 1.1 и п. 2.11 решения межведомственной комиссии Советской районной администрации г. Брянска от 09.12.2013 г. N 46/1 "О признании жилого помещения - "адрес" жилого "адрес" непригодным для проживания формулировки "умышленно доведенным до неудовлетворительного состояния собственником помещения" является правильным, поскольку данное решение не соответствует п. 47 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28.01.2006 г. и при разрешении указанного вопроса не представлено доказательств, свидетельствующих о действиях истца по намеренному ухудшению состояния принадлежащего ему жилого помещения.
Постановлением Брянской городской администрации от 12.12.2011 г. N 3302-п утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда пригодными/непригодными для постоянного проживания", разделом 3 которого регламентированы состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур по признанию жилых помещений непригодными для постоянного проживания.
Предоставление муниципальной услуги включает в себя ряд административных процедур, регламентированных п. 3.1 Административного регламента, в том числе: рассмотрение городской межведомственной комиссией материалов районных межведомственных комиссий и принятие решения о включении (не включении) ветхих и непригодных для постоянного проживания жилых помещений (жилых ломов) в список и очередность сноса ветхого и непригодного для постоянною проживания муниципального жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению; подготовка и рассмотрение предложений по дальнейшему использованию непригодного для постоянного проживания жилого помещения.
Протоколом заседания межведомственной комиссии Брянской городской администрации по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания от 06.02.2014 г., утвержденным постановлением Брянской городской администрации от 25.02.2014 г. N 437-п утверждено решение межведомственной комиссии Советской районной администрации г. Брянска от 09.12.2013 г. N 46/1 по "адрес".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что оспариваемый протокол принят в соответствии с Административным регламентом, уполномоченным органом, в установленные сроки и уполномоченным составом, нарушения законных прав и интересов истца принятием указанного протокола не имеется. Решение комиссии о признании указанного жилого помещения непригодным для проживания истцом не оспаривалось.
Следовательно исковые требования ТКВ в указанной части иска являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, выводы суда о пропуске ТКВ трехмесячного срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании протокола заседания межведомственной комиссии Брянской городской администрации по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания от 06.02.2014 г. судебная коллегия полагает подлежащим исключению из мотивировочной части решения суда, поскольку при рассмотрении данного иска усматривается спор о праве на жилое помещение.
Федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии со статьей 52 этого же Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 ЖК РФ).
По смыслу законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Из содержания указанной нормы следует, что одного факта признания жилья непригодным для проживания недостаточно для того, чтобы жилье предоставлялось в социальный наем вне очереди, поскольку дополнительно должно быть установлено, что такое жилое помещение "ремонту или реконструкции не подлежит".
В соответствии со ст. ст. 15, 57, 32 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, если жилое помещение признано непригодным для проживания межведомственной комиссией.
Согласно п. 33 названного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни или здоровью граждан, в частности, вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до неудовлетворительного уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).
Как следует из материалов дела, жилищной комиссией Советской районной администрации г. Брянска (протокол N 12 от 13.04.2015 г.) истец признан малоимущим.
Как пояснил в судебном заседании истец, он проживал в спорном жилом помещении до 2007 года. В 2007 году дом был признан непригодным для проживания и с этого времени в квартире он не живет.
В обоснование доводов о непригодности жилого помещения для проживания и нецелесообразности проведения в указанном жилом помещении ремонта, истцом представлено экспертное заключение N 029Э-04/15 от 29.04.2015 г. ООО "Независимая экспертиза", согласно выводам которого следует, что объект экспертного исследования (квартира) является аварийным и подлежащим сносу. Результаты оценки физического износа элементов и систем здания показали, что износ здания в целом составил 78%. В ходе исследования вопрос о возможности реконструкции или ремонта указанного объекта не разрешался. Естественный износ дома составляет примерно 1 % в год.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда, с учетом положений ст. 67 ГПК РФ, о недопустимости в качестве доказательства по делу экспертного заключения N 029Э-04/15 от 29.04.2015 г. о признании квартиры аварийной и подлежащей сносу, поскольку при исследовании спорного объекта (квартиры) к участию не были привлечены представители ответчиков.
При этом заключение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может быть дано только уполномоченным на то органом в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47.
Вопрос о возможности проведения реконструкции или ремонта жилого помещения при исследовании не разрешался.
Кроме того, в силу п. 41 Порядка не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме, в связи с чем доводы истца в части того, что в квартире отсутствуют указанные коммуникации, а имеющиеся находятся в неисправном состоянии и их оборудование приведет к значительным затратам, и свидетельствует о нецелесообразности проведения ремонтных работ, суд находит несостоятельными.
По указанным основаниям суд первой инстанции правильно не принял во внимание в качестве доказательства о невозможности ремонта и реконструкции спорного жилого помещения пояснительную записку директора ГУП "Брянсккоммунпроект", выданную по запросу юриста СОА, расценивая ее как пояснение, мнение руководителя учреждения.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что истец, основывая свои требования на п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, не представил в нарушение ст. 56 ГПК РФ объективных и достоверных доказательств того, что жилое помещение, принадлежащее ему на праве собственности, непригодно для проживания и не подлежит ремонту или реконструкции либо является аварийным и подлежащим сносу, следовательно, отсутствуют правовые основания для удовлетворения его требований о понуждении Брянской городской администрации в предоставлении истцу жилого помещения во вне очередного порядка в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что, приобретая в 2002 году "адрес" в "адрес", на первом этаже одноэтажного бревенчатого дома, 1927 года постройки, истец должен был предполагать, что данное жилое помещение не отвечает всем требованиям жилищного законодательства, поскольку износ дома на момент покупки квартиры был значительный, и через 5-ть лет решением межведомственной комиссии по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания от 18.12.2007 г. указанный объект был признан непригодным для постоянного проживания.
Таким образом, обращаясь в компетентные органы за защитой своих прав, ТКВ, как собственник вышеуказанной квартиры, злоупотребил своим правом на предоставление ему во внеочередном порядке жилого помещения.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского района г. Брянска от 30 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, исключив из мотивировочной части решения суда выводы суда о пропуске ТКВ трехмесячного срока для обращения в суд об оспаривании протокола заседания межведомственной комиссии Брянской городской администрации утвержденного постановлением Брянской городской администрации N 437-П от 25.02.2014 г., в части утверждения решения межведомственной комиссии Советской районной администрации "адрес" "адрес" в "адрес".
Председательствующий Т.И. Парамонова
Судьи областного суда И.М. Фролова
Е.В. Сидоренкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.