Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Казаковой М.В.
судей Мирясовой Н.Г., Фоминой В.А.
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального учреждения администрации Муниципального образования "Большенагаткинское сельское поселение" Цильнинского района Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 11 июня 2015 года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора Цильнинского района Ульяновской области удовлетворить.
Взыскать с муниципального учреждения "Администрация МО "Большенагаткинское сельское поселение" Цильнинского района Ульяновской области в пользу Абдулхаковой К*** А*** задолженность по выплате ежемесячной пенсии за выслугу лет за период с 01.01.2014 по 28.02.2015 в общей сумме *** рубля.
Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения представителей администрация МО "Большенагаткинское сельское поселение" - Мигуковой И.В., Пойловой Н.Н., Сулейманова Э.Н., поддержавших доводы жалобы, мнение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Цильнинского района Ульяновской области обратился в интересах Абдулхаковой К.А. к муниципальному учреждению "Администрации муниципального образования "Большенагаткинское сельское поселение" Цильнинского района Ульяновской области (далее - администрация МО "Большенагаткинское сельское поселение") о взыскании задолженности по выплате ежемесячной песни за выслугу лет. В обоснование иска указал, что в период с 01.01.2014 по 28.02.2015 Абдулхаковой К.А., получающей пенсию по старости, не выплачивалась ежемесячная доплата за выслугу лет муниципального служащего, задолженность составила *** руб. Просил взыскать в пользу Абдулхаковой К.А. с администрации МО "Большенагаткинское сельское поселение" задолженность по выплате ежемесячной пенсии за выслугу лет в сумме *** руб.
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация МО "Большенагаткинское сельское поселение" не соглашается с решением суда в части размера определенной истцу задолженности. Полагает, что суд не применил к спорным правоотношениям нормы муниципального нормативного правового акта, подлежащие применению, а именно, решения Совета депутатов муниципального образования "Большенагаткинское сельское поселение" Цильнинского района Ульяновской области от 05.05.2015 N16, надлежащим образом принятого и опубликованного в газете "Большенагаткинское сельское поселение" N 5 от 13.05.2015. Данным решением порядок расчета размера полагающейся истцу пенсии за выслугу лет был изменен, поэтому задолженность должна рассчитываться с учетом указанных изменений. Право муниципального органа устанавливать и изменять ежемесячную доплату за выслугу лет муниципальным служащим, которая выплачивается из соответствующего бюджета, подтверждено позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.05.2015 N 16-КГ15-8.
В возражении на апелляционную жалобу прокурор Цильнинского района Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, а жалобу администрация МО "Большенагаткинское сельское поселение" - без удовлетворения, ссылаясь на то, что придание нормативному акту, ухудшающему положение истца, не может иметь обратной силы.
Дело рассмотрено в отсутствие Абдулхаковой К.А., извещенной о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании представители администрации МО "Большенагаткинское сельское поселение" Мигукова И.В., Пойлова Н.Н., Сулейманов Э.Н. доводы жалобы поддержали. Пояснили, что по ранее действовавшему в муниципальном образовании Положению пенсия за выслугу лет выплачивалась бывшим муниципальным служащим района в размере *** руб. В декабре 2013 года Советом депутатов муниципального образования было принято решение об установлении с 01.01.2014 пенсии за выслугу лет в процентном отношении к должностному окладу служащего и ограничении среднего заработка, из которого производились расчеты пенсии, к должностному окладу коэффициентом 2,8. Однако источник таких выплат не был определен, в бюджете муниципального образования на 2014-2015 годы денежные средства на данные цели в необходимом объеме не предусматривались. В связи с указанными обстоятельствами выплаты не производились. Из-за дефицита местного бюджета Советом депутатов муниципального образования 05.05.2015 было принято решение о снижении размера коэффициента с 2,8 до 0,8. При этом действие указанных изменений распространено на правоотношения по пенсионному обеспечению с 01.01.2014. Поскольку истцу пенсия за выслугу лет с применением коэффициента 2,8 никогда не назначалась и не выплачивалась, полагают, что каких-либо прав истца администрацией муниципального образования не нарушено. При этом признают за Абдулхаковой К.А. право на получение пенсии за выслугу лет муниципального служащего с применением коэффициента 0,8 в спорный период.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Абдулхакова К.А. является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеет стаж муниципальной службы, который определен ответчиком в 15 лет, однако пенсия за выслугу лет истцу не выплачивается.
Решением Совета депутатов МО "Большенагаткинское сельское поселение" от 25.12.2013 N 51 утверждено Положение о пенсионного обеспечении муниципальных служащих муниципального образования (далее - Положение), в соответствии с которым пенсия за выслугу лет назначается в размере 45 процентов среднемесячного заработка муниципального служащего; расчет среднемесячного заработка производится из денежного содержания и других выплат за последние 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения им возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; размер среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада, установленного муниципальному служащему в расчетном периоде либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством РФ; размер пенсии увеличивается на 3% за каждый полный год стажа муниципальной службы, превышающего 15 лет, но не более чем до 75%.
В период с 01.01.2014 по 05.05.2015 пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным порядком ее исчисления, в том числе применением коэффициента 2,8, никому из муниципальных служащих, находящихся на пенсии, в муниципальном образовании не назначались из-за отсутствия денежных средств в местном бюджете на указанные цели.
Решением Совета депутатов муниципального образования "Большенагаткинское сельское поселение" от 05.05.2015 N 16 в вышеназванное Положение внесены изменения - установлено, что размер среднемесячного заработка, из которого исчисляется пенсия, не может превышать 0,8 должностного оклада, установленного муниципальному служащему в расчетном периоде либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством РФ. При этом действие указанного решения распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2014.
Ссылаясь на наличие задолженности по выплате пенсии за выслугу лет за период с 01.01.2014 (дата возникновения права) по 30.04.2015, прокурор обратился в суд в интересах Абдулхаковой К.А. с вышеуказанным иском.
МО "Большенагаткинское сельское поселение", не оспаривая право Абдулхаковой К.А. на получение пенсии за выслугу лет с 01.01.2014, возражало против заявленного истцом размера пенсии и задолженности, полагая, что они должны рассчитываться по правилам, установленным решением Совета депутатов муниципального образования "Большенагаткинское сельское поселение" от 25.12.2013 N 51 с изменениями от 05.05.2015 N 16.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что придание обратной силы решению Совета депутатов муниципального образования от 05.05.2015 об уменьшении коэффициента, ограничивающего размер заработка, из которого исчисляется пенсия, с 2,8 до 0,8, является незаконным, нарушающим права истца.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда основанным на неправильном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с п. "ж" и "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч.1 ст. 11), муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет ( п.5 ч.1 ст. 23).
В силу ч.2 ст. 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Пунктом 11 ч.1 ст. 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу. Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих (пенсия за выслугу лет), осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
В МО "Большенагаткинское сельское поселение" вопросы назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим урегулированы вышеуказанным Положением, утвержденным решением Совета депутатов МО "Большенагаткинское сельское поселение" от 25.12.2013 N 51 с изменениями, внесенными решением Советом депутатов от 05.05.2015 N 16. Указанные изменения касались только снижения размера коэффициента, ограничивающего размер среднего заработка, из которого исчисляется размер пенсии, с 2,8 до 0,8.
Разрешая вопрос о правомерности такого уменьшения и придания ему обратной силы, следует учитывать, что согласно ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Следовательно, финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с решением Совета депутатов МО "Большенагаткинское сельское поселение" от 25.12.2013 для выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, исходя из коэффициента 2,8, требовалось *** руб. Между тем, в бюджете муниципального образования на 2014 года, а затем 2015 год, утвержденным тем же Советом депутатов муниципального образования, предусматривалось на эти цели *** тыс. руб. и *** тыс. руб. соответственно, при этом в целом имел место дефицит местного бюджета и только в 2015 году фактические поступления в бюджет выросли на *** тыс. руб.
При таких обстоятельствах снижение МО "Большенагаткинское сельское поселение" размера пенсии за выслугу лет, выплачиваемой муниципальным служащим за счет средств местного бюджета в качестве дополнительной выплаты к трудовой пенсии по старости, и придание ему обратной силы являлось обоснованным и не противоречащим вышеуказанным положениям действующего законодательства.
Доводы прокурора относительно ухудшения положения истца решением Совета депутатов муниципального образования от 05.05.2015 N 16 являются несостоятельными, поскольку пенсия за выслугу лет с применением коэффициента 2,8 Абдулхаковой К.А. никогда не назначалась и не выплачивалась.
С учетом позиции администрации МО "Большенагаткинское сельское поселение", признающей за истцом право на получение пенсии за выслугу лет с применением коэффициента 0,8 размер пенсии за выслугу лет Абдулхаковой К.А. за период с 01.01.2014 по 30.04.2015 составит *** руб. (*** руб. х 16 мес.). Данные суммы подлежат взысканию за счет средств бюджета муниципального образования ""Большенагаткинское сельское поселение" Цильнинского района Ульяновской области.
В силу изложенного решение подлежит изменению в части размера взысканной в пользу Абдулхаковой К.А. задолженности - он подлежит снижению до *** руб.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 08 июня 2015 года изменить, снизить денежную сумму, подлежащую взысканию с муниципального учреждения администрации Муниципального образования "Большенагаткинское сельское поселение" Цильнинского района Ульяновской области в пользу Абдулхаковой К*** А*** до *** руб.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.