судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Захаровой С.В.,
судей: Будько Е.В., Гаврилова В.С.,
при секретаре Гульовской О.Р.,
с участием Гусев АД и его представителя - адвоката Анохиной Н.А., представителя Администрации города Нижнего Нов "адрес" О.В.(по довер.),
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаврилова В.С.
дело по апелляционной жалобе Администрации города Нижнего Новгорода
на решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ
по иску Гусев АД к Администрации Советского "адрес" города Нижнего Новгорода, Администрации города Нижнего Новгорода о понуждении к совершению действий, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛА:
Гусев АД обратился в суд с иском к Администрации Советского "адрес" г.Нижнего Новгорода о понуждении к совершению действий, взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований истцом было указано, что с 2007г. он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, его попечителем была назначена бабушка Гусева Л.Г.
В настоящее время он проживает в квартире, расположенной по адресу: "адрес", которая принадлежит на праве собственности в равных долях его бабушке - Гусевой Л.Г. и дяде - Гусеву А.Л.
Полагает, что как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, он имеет право на однократное безвозмездное обеспечение жилым помещением на основании ст.1, ч.1 ст.8 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.109 ЖК РФ, ст.2 Закона Нижегородской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений", ст.5 Закона Нижегородской области "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области".
Тем не менее, распоряжением Администрации Советского района г.Н.Новгорода 3815-р от 16 июля 2014г. ему отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жильем. Считает, что данное распоряжение является незаконным и необоснованным, так как прямо противоречит нормам закона.
На основании изложенного истец просил суд обязать Администрацию Советского района г.Нижнего Новгорода включить его в районный список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жильем, обязать Администрацию Советского района г.Нижнего Новгорода обеспечить его благоустроенным жильем по нормам предоставления, установленным действующим жилищным законодательством, взыскать с ответчика судебные расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" руб. и госпошлины в размере "данные изъяты" руб..
Определением суда от 26 февраля 2015г. к участию по делу в качестве третьего лица на стороне ответчика без самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено Министерство социальной политики Нижегородской области (л.д.1).
Определением суда от 7 апреля 2015г. к участию по делу в качестве соответчика была привлечена Администрация г.Нижнего Новгорода (л.д. 42).
В судебном заседании Гусев АД, его представитель адвокат Белоусов А.И. исковые требования поддержали. При этом истец пояснил, что он по достижении 18 летнего возраста перестал быть членом семьи своего попечителя - бабушки Гусевой Л.Г. Общего хозяйства с ней не ведет, бюджеты, питание (кроме воды и сахара) у них раздельное. Его дядя - Гусев А.Л. - имеет намерение продать квартиру, неоднократно заявлял ему об отсутствии в него прав на данное жилье. В данных условиях он не исключает возможности принудительного снятия его с регистрационного учета по указанному адресу и выселении, в связи с чем ему будет негде проживать.
Представители Администрации Советского района г.Нижнего Новгорода Овчинникова И.С., Лазарева Т.М. исковые требования не признали, указывая на необходимость обжалования соответствующего распоряжения от 16 июля 2014г. и только после признания его незаконным решать вопрос о правах истца на включение в список и обеспечении его жильем. Также просили обратить внимание, что за истцом как за членом семьи опекуна - Гусевой Л.Г. сохраняется право пользования соответствующей квартирой, следовательно, он не может быть отнесен к лицам, подлежащим включению в районный список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жильем. Также указали, что обеспечение соответствующих лиц жильем является расходным обязательством соответствующего муниципального образования, в связи с чем требования об обеспечении истца благоустроенным жильем предъявлены к ненадлежащему ответчику - Администрации Советского района г.Нижнего Новгорода.
Представители Администрации г.Нижнего Новгорода Овчинникова И.С., Муханова Н.В. также против иска возражали, поддержали доводы изложенные представителями Администрации Советского района г.Нижнего Новгорода.
Представитель третьего лица - Министерства социальной политики Нижегородской области - в судебное заседание не явился.
Решением Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 19 мая 2015 года постановлено :
Исковое заявление Гусева Артема Дмитриевича к Администрации Советского района г.Нижнего Новгорода, Администрации г.Нижнего Новгорода о понуждении к совершению действий, взыскании судебных расходов - удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Советского района г.Нижнего Новгорода включить Гусев АД в районный список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жильем.
Обязать Администрацию г.Нижнего Новгорода обеспечить Гусев АД благоустроенным жильем по нормам предоставления, установленным действующим жилищным законодательством.
Взыскать с Администрации г.Нижнего Новгорода в пользу Гусев АД расходы по оплате услуг представителя "данные изъяты" рублей, расходы по уплате государственной пошлины "данные изъяты" рублей.
Взыскать с Администрации Советского района г.Нижнего Новгорода в пользу Гусев АД расходы по оплате услуг представителя "данные изъяты" рублей, расходы по уплате государственной пошлины "данные изъяты" рублей.
В удовлетворении исковых требований Гусев АД к Администрации Советского района г.Нижнего Новгорода, Администрации г.Нижнего Новгорода о понуждении к совершению действий в остальной части - отказать.
В апелляционной жалобе Администрации города Нижнего Новгорода поставлен вопрос об отмене судебного акта как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель указывает, что истец с заявлением о предоставлении жилого помещения, нарушении его жилищных прав не обращался, а поэтому оснований для предоставления жилого помещения в судебном порядке не имелось. Кроме того, решение суда является неисполнимым, так как в нем не указано, какого вида помещение, на каком праве и какого размера должно быть предоставлено истцу.
Законность решения суда проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений ч.1, 2 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, поскольку оно вынесено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Из материалов дела видно, что Гусев АД, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что не оспаривалось ответчиками в ходе судебного разбирательства.
Так, решением Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГг., мать истца - Гусева Н.В. была лишена родительских прав в отношении Гусев АД Гусев АД передан на попечение органа опеки и попечительства администрации Советского "адрес" г.Нижнего Новгорода (л.д.9-11).
Решением Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГг., Гусев Д.Л. был лишен родительских прав в отношении своего несовершеннолетнего сына Гусев АД (л.д.16).
Распоряжением Администрации Советского "адрес" г.Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГг. попечителем Гусев АД признана Гусева Л.Г., за Гусев АД до его совершеннолетия сохранено право пользования жилым помещением по адресу: "адрес" (л.д.51).
Достигнув совершеннолетия Гусев АД самостоятельно обратился в Администрацию Советского "адрес" г.Нижнего Новгорода с заявлением о включении его в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Нижнего Новгорода.
Однако распоряжением главы Администрации Советского "адрес" г.Нижнего Новгорода N N истцу было отказано во включении в данный список по тем основаниям, что за ним распоряжением от ДД.ММ.ГГГГг. N N было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: "адрес" Новгород "адрес", где он состоит на регистрационном учете, имеет постоянное место жительства (л.д.38).
Установлено, что жилое помещение по адресу: "адрес" принадлежало на праве собственности дедушке истца - Гусеву Л.В. на основании справки о полной выплате пая ЖСК N 30 Советского "адрес" г.Нижнего Новгорода (л.д.28,36,37).
После смерти Гусева Л.В., квартира перешла в собственность Гусевой Л.Г. как пережившему супругу в размере 1\2 доли, и Гусеву А.Л. в порядке наследования по завещанию в размере 1\2 доли (л.д.36,37).
Свидетельства о праве на наследство новым собственникам были выданы, однако в установленном порядке свое право собственности они в Управлении Росреестра по "адрес" не зарегистрировали.
Истец до настоящего времени зарегистрирован по месту жительства в указанной квартире на постоянной основе (л.д.33).
Вместе с тем, как указано выше, право пользования указанным жилым помещением распоряжением от ДД.ММ.ГГГГг. Администрации Советского "адрес" г.Нижнего Новгорода, было закреплено только до совершеннолетия.
Согласно ч.3 ст.31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
Истец, будучи совершеннолетним, не является членом семьи своей бабушки - Гусевой Л.Г.
Какого-либо соглашения между истцом и собственниками квартиры Гусевой Л.Г., Гусевым А.Л. о сохранении за последним права пользования спорной квартирой после прекращения семейных отношений с собственником квартиры (и после достижения истцом совершеннолетия) заключено не было.
Указанные обстоятельства ответчиками опровергнуты не были.
Право собственности на объекты недвижимого имущества за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. за Гусев АД не регистрировалось, договоров социального найма с ним не заключалось (л.д.35).
Указанные обстоятельства ответчиками по делу не оспаривались.
Следовательно, Гусев АД жилым помещением не обеспечен.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абз. 2 п. 1 ст. 8).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3 п. 1 ст. 8).
Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что действие вышеприведенных положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до ДД.ММ.ГГГГ).
"адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов "адрес" отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений" предусматривает, что органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений (далее - государственные полномочия) (ст.2 п.6).
В силу ст. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории "адрес"" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 123-З "О жилищной политике в "адрес"", однократно предоставляются по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в "адрес" - по месту выявления и первичного устройства благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов "адрес", осуществляющие государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Решением Городской Думы г. Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ N 116 утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в муниципальном образовании "адрес" Новгород", которым предусмотрено :
" ... 1.3. Специализированные жилые помещения по договору найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования "адрес" Новгород, формируемый в соответствии с правовыми актами администрации города Нижнего Новгорода (далее - Список детей-сирот).
3.1. Специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до 18 лет.
По письменному заявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, специализированные жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
3.2. Право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством "адрес", сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
3.3. При предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированных жилых помещений учитывается дата наступления оснований для обеспечения жильем:
3.3.1. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, включенных в Список детей-сирот в возрасте от 14 до 23 лет, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным, включенных в Список детей-сирот в возрасте до 18 лет - возраст.
3.3.2. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным, включенных в Список детей-сирот в возрасте от 18 до 23 лет - дата принятия решения о признании факта невозможности проживания.
3.4. Специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно.
3.5. Вопрос предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассматривается городской комиссией по вопросам обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в муниципальном образовании "адрес" Новгород (далее - Комиссия), состав и порядок работы которой определяется правовым актом администрации города Нижнего Новгорода.
3.6. Решение о предоставлении специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений принимается администрацией города Нижнего Новгорода с учетом предложений Комиссии.
3.7. Специализированное жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по нормам предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда "адрес" по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30,0 кв. м).
"адрес" специализированного жилого помещения не может быть меньше величины, указанной в абзаце первом настоящего пункта, и не может превышать указанную величину более чем на 50 процентов".
Постановлением администрации г. Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ N 4935 "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в муниципальном образовании "адрес" Новгород" предусмотрено, что в целях реализации Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов "адрес" отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений", постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 315 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - постановление), решения городской Думы города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ N 116 "О Положении о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в муниципальном образовании "адрес" Новгород" администрация города Нижнего Новгорода постановляет: Департаменту образования администрации города Нижнего Новгорода формировать список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования "адрес" Новгород (п.1.1).
Постановлением администрации г. Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ N 404 "Об утверждении Порядка формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ "адрес" Новгород" предусмотрено следующее:
1.Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ "адрес" Новгород (далее - Список), формируется департаментом образования администрации города Нижнего Новгорода (далее - департамент образования) с целью предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Нижнего Новгорода по договору найма специализированного жилого помещения.
2. Список формируется на основании списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ "адрес" Новгород, сформированных управлениями образования администраций районов города Нижнего Новгорода (далее - районный список).
3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включаются в районный список по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства на территории района города Нижнего Новгорода - по месту их выявления и первичного устройства. В случае, если место выявления ребенка-сироты отлично от места его первичного устройства, включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в районный список осуществляется администрацией района города, принявшей муниципальный правовой акт об отнесении ребенка к указанной категории лиц.
4. Районные списки формируются управлениями образования администраций районов города Нижнего Новгорода, осуществляющими государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан (далее - управления образования).
5. В районный список включаются:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, - не позднее 30 дней со дня достижения ими возраста 14 лет либо со дня получения ими статуса детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
2) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, не включенные в список до достижения ими возраста 18 лет, - не позднее 30 дней со дня их обращения в администрацию соответствующего района города Нижнего Новгорода с соответствующим заявлением, к которому прилагается копия паспорта;
3) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, - не позднее 30 дней со дня принятия администрацией соответствующего района города Нижнего Новгорода решения о невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
Таким образом, действующим законодательством реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в "адрес", возложена на органы государственной власти соответствующего муниципального образования, т.е. на Администрацию г.Нижнего Новгорода.
Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ "адрес" Новгород, возложено на районную администрацию по месту жительства заявителя, т.е. в данном случае на администрацию Советского "адрес" г.Нижнего Новгорода.
Из содержания положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ) и статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введенной в действие Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов:
- нуждаемость таких детей в жилом помещении,
- достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях,
- не реализация такими детьми принадлежащего им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу указанного выше Федерального закона.
По настоящему делу такие юридические факты установлены, так как истец относится к детям - сиротам, оставшимся без попечения родителе, нуждается в жилом помещении, поскольку жилого помещения в собственности не имеет, по договору социального найма жилье ему не предоставлялось, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма он не является, соответствующее право у него возникло до ДД.ММ.ГГГГг. и реализовано им не было, а потому истец должен быть включен в список детей-сирот и обеспечен благоустроенным жилым помещением по нормам предоставления, установленным действующим жилищным законодательством.
При этом обязанность по включению в список детей-сирот лежит на ответчике Администрации Советского "адрес" г.Нижнего Новгорода, а обязанность по предоставлению жилья лежит на Администрации г.Нижнего Новгорода.
Довод ответчиков о необходимости обжалования распоряжения от ДД.ММ.ГГГГг. об отказе истцу во включении в список не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку выбор способа защиты своего права лежит в данном случае не истце.
Также как несостоятельные судом отвергнуты доводы ответчиков о сохранении за истцом права пользования жилым помещением как за членом семьи собственника, поскольку членом семьи собственника квартиры Гусевой Л.Г. истец не является и никогда не являлся, доказательств противного ответчиками не представлено. В данном случае реализация истцом права пользования соответствующим жилым помещением поставлена в зависимость от усмотрения собственников квартиры - Гусевой Л.Г., Гусева А.Л., а не от воли и желания самого истца.
Также обоснованно отверг суд доводы ответчиков о наличии права на пользование данным жилым помещением истца как производного от ранее существовавшего прав на пользование жилым помещением его отца - Гусева Д.Л., лишенного в отношении истца родительских прав, который правами владения, пользования либо распоряжения соответствующей квартирой никогда не обладал.
Таким образом, в полном соответствии с действующим законодательством суд постановил об обязании администрации Советского "адрес" г.Н-Новгорода включить истца в соответствующий список лиц, имеющих право предоставление жилья, об обязании Администрации города Нижнего Новгорода предоставить истцу благоустроенное жилое помещение в соответствии с действующим жилищным законодательством.
При этом предоставление жилого помещения истцу на основании судебного решения не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия бюджетного финансирования расходов на указанные цели, формирования списков указанных категорий граждан на конкретный финансовый год, числа предоставляемых жилых помещений в зависимости от объема субвенций для строительства жилых помещений для этих целей.
В то же время, как разъяснено в п. 11. Постановления Пленума Верховного Суда РФ N от ДД.ММ.ГГГГг. "О судебном решении", исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.
В данном случае, как обоснованно указано в апелляционной жалобе, решение суда не отвечает в полной мере требованиям, изложенным в приведенном постановлении Пленума Верховного Суда РФ, в связи с чем, не усматривая оснований для отмены решения суда, судебная коллегия уточняет резолютивную часть решения суда указанием о предоставлении истцу благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям города Нижнего Новгорода, в черте города Нижнего Новгорода в специализированном жилом фонде по договору социального найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления, общей площадью не менее 30кв.м.
Ввиду изложенного, законных оснований для отмены или изменения решения суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 19 мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения суда указанием в абзаце третьем резолютивной части об обязании Администрации города Нижнего Новгорода обеспечить Гусев АД благоустроенным жилым помещением применительно к условиям города Нижнего Новгорода, в черте города Нижнего Новгорода по договору социального найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления, общей площадью не менее 30кв.м.
Председательствующий судья:
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.