Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Переверзевой В.А.,
судей Калоевой З.А., Шишовой В.Ю.,
при секретаре судебного заседания Богдановой Т.А.,
с участием: прокурора Дремовой М.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности Баранукова А.А. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 18 июня 2015 г. по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Новоалександровского района Ставропольского края в интересах Менжулиной Н.В. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Калоевой З.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Новоалександровского района Ставропольского края обратился в суд в интересах Менжулиной Н.В. с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указал что, Менжулина Н.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Собственного жилья не имеет. Включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. 03.06.2015 обратилась с заявлением в министерство о предоставлении благоустроенного жилого помещения. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
Прокурор Новоалександровского района Ставропольского края просил суд обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Менжулиной Н.В. специализированное жилое помещение на территории Новоалександровского муниципального района.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 18.06.2015 удовлетворены исковые требования прокурора Новоалександровского района Ставропольского края.
Суд возложил обязанность на Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Менжулиной Н.В. специализированное жилое помещение на территории Новоалександровского муниципального района.
В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности Барануков А.А. просит отменить вышеуказанное решение суда и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Считает решение суда незаконным и необоснованным, поскольку суд не принял во внимание то обстоятельство, что Менжулина Н.В. обратилась в министерство с заявлением о предоставлении жилого помещения лишь 03.06.2015 и в журнале учета её заявление зарегистрировано под N 1341. Указывает на то, что первоочередное предоставление жилого помещения законодательством не предусмотрено, иначе будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы до Менжулиной Н.В.
Возражения на апелляционную жалобу не поступали.
Ответчик надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направил. В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав прокурора Дремову М.Д., считающую решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене. Обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Статьёй 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В статье 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, определяющий общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно ст. 8 вышеуказанного Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции от 25.11.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Статьёй 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до 01.01.2013.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в п/п. 2 п. 5 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. При этом положения перечисленных норм не содержали указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан, что предполагало возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Менжулина Н.В., 03.11.1996 года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и имеет право на предоставление жилого помещения.
Родители Менжулиной Н.В. - отец М., сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка, мать М., умерла " ... ", что подтверждается повторным свидетельством о рождении " ... ", справкой о рождении " ... ", свидетельством о смерти " ... " (л.д. 13, 14, 17).
Согласно материалам дела Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края сформирован сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2015 г., в который была включена Менжулина Н.В. (л.д. 7).
03.06.2015 Менжулина Н.В. обратилась в Министерство имущественных отношений Ставропольского края с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края (номер регистрации 1341) (л.д. 39).
В настоящее время Менжулина Н.В. проживает по адресу: " ... ", и собственного жилья не имеет (л.д. 12, 19-23).
Действующим законодательством Министерство имущественных отношений Ставропольского края определено уполномоченным органом исполнительной власти по обеспечению жилыми помещениями указанных лиц.
Принимая во внимание содержание вышеуказанных правовых норм, а также установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность на Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Менжулиной Н.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного помещения.
Судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что при первоочередном представлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края, будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации заявлений до Менжулиной Н.В., поскольку исходя из содержания положений вышеуказанного Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Положения указанных норм не содержат указаний и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 18 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.