Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Кочуковой Г.Н.,
судей Хуснутдиновой И.И., Сенотрусовой И.В.,
при секретаре Зверевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе филиала N 2 Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" на решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 24 июня 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению Усовкина М. Н. к войсковой части 13178, Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" в лице филиала N 2 Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" об оплате стоимости медицинского осмотра работником войсковой части.
Заслушав доклад судьи Хуснутдиновой И.И., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Усовкин М.Н. обратился к мировому судье судебного участка N 43 города Николаевска-на-Амуре и Николаевского района Хабаровского края с исковым заявлением к войсковой части 13178 о взыскании денежных средств, затраченных на прохождение медицинской комиссии.
В обоснование исковых требований указал, что с 1997 года он работает в войсковой части 13198, ежегодно за счет работодателя проходил медицинскую комиссию в поликлинике "данные изъяты". В мае 2013 и марте 2014 года он прошел указанную медицинскую комиссию за свой счет, поскольку руководство войсковой части сослалось на то, что договор с поликлиникой не заключался, а затраченные денежные средства работникам будут возвращены. Платежные документы, подтверждающие несение им расходов на прохождение медицинской комиссии, были переданы в войсковую часть 13178, но до настоящего времени денежные средства не возвращены. Просит суд взыскать с ответчика в его пользу денежные средства за прохождение медицинской комиссии в сумме "данные изъяты".
Заочным решением от 16 декабря 2014 года исковые требования удовлетворены, постановлено: взыскать с войсковой части 13178 в пользу Усовкина М.Н. сумму, затраченную на прохождение медицинской комиссии в размере "данные изъяты".
Взыскать с войсковой части 13178 в пользу Николаевского муниципального бюджета государственную пошлину в размере "данные изъяты".
Определением суда от 24 апреля 2015 года по заявлению Усовкина М.Н. заочное решение отменено.
Определением мирового судьи судебного участка N 43 города Николаевска-на-Амуре и Николаевского района Хабаровского края от 24 апреля 2015 года дело передано на рассмотрение в Николаевский-на-Амуре городской суд.
Определением Николаевского-на-Амуре городского суда от 01 июня 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю в лице Филиала N 2 Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю".
Решением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 24 июня 2015 года исковые требования удовлетворены, постановлено:
Взыскать с войсковой части 13178 через лицевой счет ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю" в лице филиала N 2 в пользу Усовкина М.Н. расходы, связанные с прохождением медицинского осмотра в сумме "данные изъяты".
Взыскать с войсковой части 13178 через лицевой счет ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю" в лице филиала N 2 в доход Николаевского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в доход бюджета Николаевского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в размере "данные изъяты".
В апелляционной жалобе представитель филиала N 2 ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю" просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В обоснованиях доводов жалобы ссылается на то, что суд необоснованно отказал в применении к спорным правоотношениям последствий пропуска истцом срока исковой давности, предусмотренного ст. 392 Трудового кодекса РФ. Указывает, что ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю" освобождено от уплаты государственной пошлины в силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступало.
Поскольку стороны извещены о рассмотрении апелляционной жалобы надлежащим образом и своевременно, судебная коллегия в соответствие со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений относительно доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, Усовкин М.Н. состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 13178 в должности "данные изъяты". Общая сумма затрат собственных денежных средств истца на прохождение им медицинского освидетельствования составила "данные изъяты".
Из письма командира войсковой части 13178 на имя начальника медицинской службы Восточного военного округа от 30 сентября 2014 года следует, что до настоящего времени не решен вопрос прохождения первичных и периодических осмотров работников войсковой части, работающих во вредных условиях труда. Многочисленная переписка по данному вопросу в период с 2013 по 2014 год между медицинской службой Восточного военного округа, ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю", филиалом N 2 ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю", командованием войсковой части N и командованием войсковой части 13178 не принесла практического результата. До настоящего времени вопрос прохождения обязательных медицинских осмотров работников войсковой части 13178 не решен. В настоящее время руководство войсковой части 13178 вынуждено нарушать одно из основных положений трудового законодательства Российской Федерации: проведение обязательных медицинских осмотров некоторых категорий работников, что является нарушением ст. 213 Трудового кодекса РФ (л.д. 74-75).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно руководствовался правовыми нормами ст. 20, 212, 213, 214 Трудового кодекса Российской Федерации и пришел к выводу, что поскольку истец дважды в 2013 и 2014 году прошел периодические медицинские осмотры, оплата стоимости которых произведена за счет его собственных средств в сумме "данные изъяты", до настоящего времен расходы истцу ответчиком не возмещены, требования истца являются законными и обоснованными.
При этом суд обоснованно исходил из того, что срок исковой давности в спорных правоотношениях, предусмотренный ст. 392 Трудового кодекса РФ, истцом не пропущен, поскольку сложившиеся трудовые отношения между работником и работодателем до настоящего времени не прекращены и носят длящийся характер.
Доказательств, ставящих под сомнение выводы суда первой инстанции, в данной части ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю" в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено. Выводы суда об оценке представленных сторонами доказательств в решении суда подробно мотивированы, основаны на материалах дела, положениях законодательства.
Между тем судебная коллегия находит заслуживающим внимания довод апелляционной жалобы о том, что ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю" освобождено от уплаты государственной пошлины в силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 89 Гражданского процессуального кодекса РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений в суды общей юрисдикции освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Как указано в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" государственные органы - органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Согласно пунктам 1 и 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 10 указанного Положения о Министерстве обороны Российской Федерации министр обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий. Организует контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил (пункт 32).
Следовательно, Министерство обороны Российской Федерации относится к государственным органам, которые освобождены от уплаты государственной пошлины.
Учитывая сферу возложенных на ответчика функций органа государственного управления, он подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного указание суда о взыскания с войсковой части 13178 через лицевой счет ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю" в лице филиала N 2 в доход Николаевского муниципального района Хабаровского края государственной пошлины в доход бюджета Николаевского муниципального района Хабаровского края в размере "данные изъяты" подлежит исключению из мотивировочной и резолютивных частей решения.
Иных доводов, влияющих на обоснованность и законность судебного решения, апелляционная жалоба не содержит, в иной части решение суда не обжалуется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 24 июня 2015 года оставить без изменения.
Исключить из мотивировочной и резолютивной частей решения указание суда о взыскании с войсковой части 13178 через лицевой счет ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю" в лице филиала N 2 в доход Николаевского муниципального района Хабаровского края государственной пошлины в доход бюджета Николаевского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в размере "данные изъяты".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: Г.Н. Кочукова
Судьи: И.И. Хуснутдинова
И.В. Сенотрусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.