Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
в составе председательствующего: Сафина Ф.Ф.,
судей: Анфиловой Т.Л., Якуповой Н.Н.,
при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе М.В.В., К.С.П. на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от "дата", которым постановлено:
в удовлетворении заявления М.В.В., К.С.П. о признании не состоявшимися публичных слушаний, признании недействительными их результатов, признании решения Совета муниципального района Мелеузовский район РБ "N" от "дата" недействительным - отказать.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М.В.В., К.С.П. обратились в суд с заявлением о признании не состоявшимися публичных слушаний, признании недействительными их результатов, признании решения Совета муниципального района Мелеузовский район РБ "N" от "дата" недействительным, мотивируя тем, что "дата" в общественно-политической газете Мелеузовского района и города Мелеуза "Путь Октября" были опубликованы сведения о публичных слушаниях по проектам Правил землепользования и застройки поселений Абитовский, Араслановский и Денисовский сельсоветы муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, а также "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан".
Названные сведения были опубликованы на основании постановления президиума Совета муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан от "дата" "N".
Согласно публикации временем проведения слушаний было указано "дата" в 9.30 по адресу: "адрес"; в 11.30 по адресу: "адрес"; в 15.00 по адресу: "адрес", в 16.00 по адресу: "адрес".
В составе комиссии по проведению публичных слушаний были утверждены: председатель комиссии - В.Р.М., заместитель председателя Совета МР Мелеузовский район РБ; заместитель председателя комиссии - Ф.И.Н., начальник управления капитального строительства, транспорта и связи; секретарь комиссии - И.А.С., главный архитектор, члены комиссии - И.Ф.К., Я.Н.А., У.М.Г., Ш.А.Т., - главы поселений соответственно - города Мелеуза, Денисовского сельсовета, Абитовского сельсовета, Араслановского сельсовета. Организация и проведение публичных слушаний были возложены на названную комиссию.
Однако, в чем заключалась суть (характер) изменений в Правила землепользования и застройки (далее - Правила ЗПиЗ) городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (далее - городское поселение г. Мелеуз) в опубликованных сведениях не указывалось.
Ранее заявителям было известно о том, что ответчик в отношении земельного участка по адресу: "адрес", расположенного в центре территориальной зоны ( "адрес"), предназначенного для застройки индивидуальными жилыми домами, намерен произвести ряд действий (процедур) по изменению вида разрешенного использования с последующем предоставлением под строительство двух многоэтажных жилых домов. Против таких действий администрации муниципального района Мелеузовский район заявители и ряд других граждан, проживающих в жилых домах территориальной зоны, в которой расположен спорный земельный участок, категорически возражали. В связи с чем, по инициативе граждан, проживающих в жилых индивидуальных домах на данной территориальной зоне, в адрес Совета МР Мелеузовский район РБ "дата" было вручено письмо с просьбой предоставить информацию о принятых решениях в отношении спорного земельного участка.
В ответ на указанное обращение от председателя Совета МР Мелеузовский район РБ С.А.В. в адрес доверенного лица - К.А.А. поступило письмо "N" от "дата", в котором было указано: "Решений, касающихся непосредственно участка по адресу: "адрес", Советом муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан в 2014 году не принималось".
В связи с чем, у истцов, а также у других граждан территориальной зоны, в которой расположен спорный земельный участок, обоснованно появилась уверенность в том, что его судьба вопреки воли заявителей и других граждан, не решается.
В той же общественно-политической газете от "дата" были опубликованы результаты по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ следующего содержания: "Публичные слушания по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз МР Мелеузовский район РБ состоялись "дата" в "адрес". На публичные слушания вынесен проект решения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз МР Мелеузовский район РБ. По проекту в установленном порядке поступило одно устное предложение. Отклонено одно предложение. Комиссией по подготовке и проведению слушаний рекомендован Совету муниципального района к дальнейшему рассмотрению и принятию проект решения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз. В публичных слушаниях приняло участие 101 человек - выступили 10 человек".
Для выяснения содержания и характера проекта решений по внесению изменений в Правила ЗПиЗ городского поселения г. Мелеуз МР Мелеузовский район РБ по просьбе заявителей и других граждан житель той же территориальной зоны К.С.П. "дата" в устной форме обратился к Совету МР Мелеузовский район РБ с просьбой предоставить копию протокола публичных слушаний, состоявшихся "дата", на что получил устный отказ. В связи с чем, он же ( К.С.П.) обратился "дата" с письменным заявлением представить заверенные копии протокола публичных слушаний от "дата", однако, до настоящего времени ни какого ответа на данное обращение не получил.
Насколько стало известно заявителям, на публичных слушаниях был решён вопрос об одобрении проекта изменений в Правила ЗПиЗ, в том числе касающихся изменения территориального зонирования для отдельно взятого земельного участка, расположенного по адресу: "адрес". Для данного отдельно взятого участка была одобрена территориальная зона Ж-3, вместо ранее существовавшей - Ж-1.
В связи с чем, заявители вынуждены обратиться за защитой своих прав в суд с данным заявлением.
Суть нарушения прав заявителей заключается в следующем.
Земельный участок с кадастровым "N", площадью 9 258 кв.м., расположенный по адресу: "адрес", арендован у администрации МР Мелеузовский район обществом с ограниченной ответственностью "Мастер-A", поскольку на указанном земельном участке расположены производственные здания мельницы, принадлежащие ООО "Мастер-A" на праве собственности. Сам земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 - "зоне застройки индивидуальными жилыми домами", что установлено генеральным планом и Правилами ЗПиЗ городского поселения город Мелеуз МР Мелеузовский район. Фактически вокруг указанного земельного участка, на "адрес", расположены жилые индивидуальные дома, принадлежащие жителям города Мелеуза, в том числе и заявителям. Застройка данной территории индивидуальными жилыми домами сложилась исторически. В соответствии с этим проезжие части улиц на данной территории имеют невысокую загруженность транспортными средствами, в связи с чем, шум от передвижения транспортных средств на дорогах данной территории незначительный. На приусадебных участках, как правило, расположены огороды, зоны отдыха, в большинстве своём недоступные для посторонних глаз с улицы. Заборы вокруг территорий жилых домов - невысокие. Обзорность с территорий индивидуальных жилых домов также ни чем не была ограничена. Владельцы жилых домов при их приобретении в результате строительства либо по каким-либо сделкам, очевидно, рассчитывали на благоприятный комфорт, обеспеченный перечисленными факторами. В результате строительства двух пятиэтажных домов посреди одноэтажных жилых домов, указанный комфорт будет нарушен. Проектная мощность заселения домов - 412 человек. Жильцы индивидуальных жилых домов, находясь на территории приусадебных участков, будут "как на ладони" у жильцов многоэтажных домов, проживающих выше первого этажа. Очевидно, что на дорогах втрое, четверо увеличится автомобильный поток, что, очевидно, скажется на экологической обстановке данной территориальной зоны ухудшения безопасности на дорогах, повышением шума.
"дата" публичные слушания по одобрению проекта изменений в Правила ЗПиЗ городского поселения г. Мелеуз МР Мелеузовский район РБ, в части замены территориального зонирования для отдельно взятого земельного участка по адресу: "адрес", были проведены с нарушением действующего законодательства.
Сведения о проведении публичных слушаний были опубликованы с нарушением действующих нормативных актов.
Решение о проведении публичных слушаний принято не уполномоченным на то органом.
Просят признать несостоявшимися публичные слушания, проведенные "дата" Советом муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан в части обсуждения проекта "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан". Признать недействительными результаты указанных публичных слушаний в части утверждения рекомендаций для Совета муниципального района Мелеузовский район РБ к дальнейшему рассмотрению и принятию проекта решения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз.
Определением Мелеузовского районного суда РБ от "дата" к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Совет муниципального района Мелеузовский район РБ.
Определением Мелеузовского районного суда РБ от "дата" произведена замена ненадлежащего ответчика администрации муниципального района Мелеузовский район РБ надлежащим Советом муниципального района Мелеузовский район РБ.
Администрация муниципального района Мелеузовский район РБ привлечено по данному делу в качестве заинтересованного лица.
Определением Мелеузовского районного суда РБ от "дата" принято от заявителей увеличенное заявление, по которому заявители просят признать несостоявшимися публичные слушания, проведенные "дата" Советом муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан в части обсуждения проекта "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан". Признать недействительными результаты указанных публичных слушаний по утверждению рекомендаций для Совета муниципального района Мелеузовский район РБ к дальнейшему рассмотрению и принятию проекта решения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз. Признать недействительным решение Совета муниципального района Мелеузовский район РБ "N" от "дата" "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан".
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе М.В.В., К.С.П. просят отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Суд допустил противоречия в своих выводах, одновременно признал, что права и законные интересы заявителей не нарушены, но будучи нарушенными, они восстановлены. В сведениях о публичных слушаниях, опубликованных в газете, характер вопроса по изменению Правил землепользования и застройки указано не было, что повлияло на пассивность участия населения в слушаниях. Комиссия по проведению слушания является нелегитимной, поскольку в ней участвовало менее 50 % её членов. Считают, что выводы суда о том, что результаты публичных слушаний являются необязательными и носят рекомендательный характер, противоречат требованиям закона. Делая вывод о допущенных ответчиком нарушениях прав и интересов заявителей, фактически не указал и не дал оценку сущности допущенного нарушения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Совета администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан А.С.Р., действующую на основании доверенности от "дата", полагавшую решения суда законным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ч. ч. 1, 4 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Исследовав и оценив представленные доказательства полно и всесторонне, верно установив правоотношения лиц, участвующих в деле, проанализировав применимое в настоящем деле законодательство о градостроительстве, суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявление М.В.В., К.С.П. не подлежит удовлетворению. В решении указаны определенные судом обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, сделаны подробные ссылки на нормы материального и процессуального права, которыми руководствовался суд при вынесении решения. Судебная коллегия отклоняет апелляционную жалобу и отмечает следующее.
В соответствии со ст. 28 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ" президиум Совета муниципального района Мелеузовский район РБ постановил назначить публичные слушания по проектам Правил землепользования и застройки сельских поселений Абитовский, Араслановский и Денисовский сельсоветы муниципального района Мелеузовский район РБ, "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ" на "дата" в 9.30 по адресу: "адрес"; в 11.30 по адресу: "адрес"; в 15.00 по адресу: "адрес", в 16.00 по адресу: "адрес".
Создана комиссия по проведению публичных слушаний по проектам Правил землепользования и застройки сельских поселений Абитовский, Араслановский и Денисовский сельсоветы муниципального района Мелеузовский район РБ, "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ" в составе: председателя комиссии - В.Р.М., заместителя председателя Совета МР Мелеузовский район РБ; заместителя председателя комиссии - Фёдорова И.Н., начальника управления капитального строительства, транспорта и связи; секретаря комиссии - И.А.С., главного архитектора, членов комиссии - И.Ф.К., Я.Н.А., У.М.Г., Ш.А.Т., - главы поселений соответственно - города Мелеуза, Денисовского сельсовета, Абитовский сельсовет, Араслановский сельсовет. Организация и проведение публичных слушаний были возложены на названную комиссию.
"дата" публичные слушания по указанному вопросу состоялись, о чем был составлен протокол публичных слушаний, в котором отражены выступления, предложения и заявления участников слушания.
По результатам публичных слушаний по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ следует, что публичные слушания по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ состоялись "дата" в ГДК. На публичные слушания внесены проект решения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ. По проекту в установленном порядке поступило одно устное предложение. Отклонено одно предложение. Комиссией по подготовке и проведению слушаний рекомендован Совету муниципального района к дальнейшему рассмотрению и принятию проекта решения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз.
В газете "Путь Октября" "N" от "дата" опубликованы результаты публичных слушаний по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ.
В соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса РФ (в редакции закона от 27 декабря 2009 года N 343-ФЗ) решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в ч. 8.1 ст. 45 настоящего Кодекса (ч. 1). Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (ч. 3). Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (ч. 5). В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (ч. 7). При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения (ч. 8). Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний (ч. 9). Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (ч. 10). Срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (ч. 11). Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний (ч. 12). Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения (ч. 13). Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (ч. 14).
Согласно ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания (п. 1). На публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки (п. 3). Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (п. 4).
С учетом приведенного правового регулирования и, как правильно отмечено судом первой инстанции, решения, принятые на публичных слушаниях, носят рекомендательный характер.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О, в соответствии с которой публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Таким образом, решение, принятое на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не может нарушать какие-либо права заявителей и в том случае, когда был нарушен установленный порядок их проведения. Заявители не представили доказательств, подтверждающих наличие нарушений, которые повлияли или могли повлиять на результаты публичных слушаний.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований заявителей о признании не состоявшимися публичных слушаний, признании недействительными их результатов.
Заявители просят также признать недействительным решение Совета муниципального района Мелеузовский район РБ "N" от "дата" "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан".
В обосновании указанного требования указали, что в ходе рассмотрения данного гражданского дела на основании результатов публичных слушаний, организованных и проведенных Советом муниципального района Мелеузовский район РБ "дата", им же "дата" было принято решение "N" о внесении изменений в Правил землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ в соответствии с проектом, рекомендованным комиссией по подготовке и проведению слушаний. Они оспаривают решение Совета муниципального района Мелеузовский район РБ "N" от "дата" на основании незаконно проведенных публичных слушаний. Данное требование так же основаны на обстоятельствах нарушения, допущенных при проведении публичных слушаний.
Поскольку судом отказано в удовлетворении требований заявителей о признании не состоявшимися публичных слушаний, признании недействительными их результатов, оснований для признания недействительным решения Совета муниципального района Мелеузовский район РБ "N" от "дата" в связи с проведенными публичными слушаниями не имелось.
Решением Совета муниципального района Мелеузовский район РБ "N" от "дата" принято Положение о постоянных комиссиях Совета муниципального района Мелеузовский район РБ.
Из п. 2 Положения о постоянных комиссиях Совета муниципального района Мелеузовский район РБ следует, что постоянные комиссии вправе в пределах своего ведения вносить предложения, дополнения к проектам повестки дня заседания Совета и (или) Президиума Совета, отклонять, исключать отдельные их пункты и представлять проекты решений по вопросам, рассматриваемым на заседаниях постоянных комиссий.
Решением Депутатской комиссии по промышленности, строительству, транспорту и коммунальному хозяйству и предпринимательству внесен в повестку дня заседания Совета муниципального района Мелеузовский район РБ проект "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ" исключив объект по адресу: "адрес".
Исключение объекта по адресу: "адрес" из проекта "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ" также подтверждается выпиской из протокола комиссии по промышленности, строительству, транспорту, коммунальному хозяйству и предпринимательству от "дата".
Таким образом, Депутатская комиссия по промышленности, строительству, транспорту и коммунальному хозяйству и предпринимательству в своей компетенции правомерно решил вопрос об исключении земельного участка по "адрес" из проекта.
Согласно письма начальника управления капитального строительства, транспорта и связи Ф.И.Н. от "дата" "N" в адрес Совета муниципального района Мелеузовский район РБ направлен на рассмотрение и утверждение проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ с учетом предложения, исключающего территорию "N" - "адрес" из перечня территорий для внесения изменений в Правила землепользования и застройки и изменение карты градостроительного зонирования с сохранением вида разрешенного использования данной территории: зона "Ж1" - зона застройки индивидуальными жилыми домами.
Решением Совета муниципального района Мелеузовский район РБ "N" от "дата" внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского поселения "адрес" муниципального района Мелеузовский район РБ.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств вытекает, что объект по адресу: "адрес" был исключен из проекта "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ" и не вошло в оспариваемое решение Совета муниципального района Мелеузовский район РБ "N" от "дата".
Данное обстоятельство также подтверждается внесенными изменениями в Карту градостроительного зонирования городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ, по которому земельный участок, расположенный по адресу: РБ, "адрес" остался в территориальной зоне Ж-1.
Таким образом, довод представителя заявителей Ч.Д.В. о том, что из представленных документов не видно, что земельный участок по "адрес" исключен из проекта, суд обоснованно признал несостоятельным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в абз. 6 п. 11 постановления от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" судья отказывает в принятии заявления в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 или ч. 8 ст. 251 ГПК РФ в случаях, когда в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
В заявлении М.В.В. и К.С.П. основанием нарушения их прав и законных интересов в порядке гл. 25 ГПК РФ указано, что земельный участок по адресу: "адрес" на основании проекта "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ" была изменена территориальная зона с Ж-1 на Ж-3. При этом, предметом заявленного спора является указанный земельный участок.
Таким образом, заявители оспаривают нормативный правовой акт в части земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", который был исключен из проекта "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ".
При принятии увеличенного заявления М.В.В. и К.С.П. в оспариваемом решении Совета муниципального района Мелеузовский район РБ "N" от "дата" не было принято решение по земельному участку, расположенному по адресу: "адрес", то есть являлся недействующим в отношении этого земельного участка и следовательно, не порождала правовых последствий, не влекла каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителей и других лиц.
Доказательств нарушения прав заявителей в период действия с публичных слушаний до исключения депутатской комиссией по промышленности, строительству, транспорту и коммунальному хозяйству и предпринимательству земельного участка по "адрес" из проекта "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан" в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ заявителями не представлено.
Таким образом, требования заявителей были разрешены во внесудебном порядке, а потому не требовали судебной защиты.
Доводы жалобы о противоречивости выводов суда, не состоятельны, поскольку суд пришел к правомерному выводу об отсутствии нарушений прав и свобод заявителей при проведении публичных слушаний и принятого по их результатам решения. Доказательств обратного не представлено.
В объявлении о публичных слушаниях, опубликованном в газете, до сведения жителей муниципального района доведены сведения о рассматриваемых вопросах, в том числе о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельских поселений, с опубликованием карт предполагаемых изменений.
Несостоятелен и довод о не легитимности комиссии по проведению слушания, поскольку утверждения заявителей, что фактически в составе комиссии, проводившей публичные слушания, участвовали лишь 2 человека из состава комиссии, голословны, ничем не подтверждены.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не влекут отмену судебного решения.
Выводы суда, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами. Их оценка подробно изложена в решении, является правильной. Оснований считать решение суда ошибочным по доводам апелляционной жалобы не имеется.
С учетом изложенного жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу М.В.В., К.С.П. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Т.Л. Анфилова
Н.Н. Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.