Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ю.Р. Мочаловой,
судей В.А. Терехина, И.Н. Сабитова,
при секретаре Е.А. Логуновой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой дело по апелляционной жалобе УФСИН России по Республике Татарстан на решение Вахитовского районного суда города Казани от 2 июля 2015 года, которым постановлено:
заявление В.Н. Чубаренко удовлетворить.
Признать незаконным решение от 31 марта 2015 года врио руководителя, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, - заместителя начальника УФСИН России по Республике Татарстан Р.Р. Габидина о приостановке оказания услуг связи по номеру СИМ-карты с абонентского номера "данные изъяты"
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав В.Н. Чубаренко, возражавшего ее удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.Н. Чубаренко обратился в суд с заявлением об оспаривании распоряжения должностного лица УФСИН России по Республике Татарстан.
В обоснование заявления указал, что распоряжением врио заместителя начальника УФСИН России по Республике Татарстан Р.Р. Габидина заблокирован принадлежащий ему абонентский номер "данные изъяты" на том основании, что при проведении оперативно- розыскных мероприятий на режимной территории исправительной колонии установлен факт наличия незаконного использования осужденными действующих СИМ-карт, в том числе и с абонентским номером "данные изъяты".
Данные действия нарушили его гражданские права и свободы, а также создали препятствие к осуществлению этих прав. Это выразилось в том, что он был лишен возможности пользоваться телефонной связью, иметь отношения с друзьями, родственниками, а также исполнять обязанности адвоката: получать и передавать своим доверителям своевременную информацию и общаться с ними.
В судебном заседании В.Н. Чубаренко требования поддержал.
Представитель УФСИН России по Республике Татарстан с заявлением не согласился.
Суд принял решение об удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе УФСИН России по Республике Татарстан просит об отмене решения. Ссылается на положения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации, и указывает, что действия сотрудников оперативных подразделений, а также должностных лиц руководящего состава УФСИН проводились в целях соблюдения законности и предотвращения возможного совершения правонарушений и преступлений осужденным исправительной колонии.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу пункта 8 статьи 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям Федеральной службы исполнения наказаний.
При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации (пункт 1 статьи 15).
Из справки по результатам проведения гласного разведопроса осужденных следует, что 20 марта 2015 года был проведен опрос осужденных на предмет использования средств мобильной связи и абонентских номеров осужденными, содержащимися в ФКУ ИК-5. В ходе проведенного опроса было установлено, что на территории ФКУ ИК -5 осужденными используется абонентский номер "данные изъяты".
31 марта 2015 года решением заместителя начальника УФСИН России по Республике Татарстан Р.Р. Габидина было приостановлено действие СИМ-карты по абонентскому номеру "данные изъяты" на том основании, что при проведении оперативно- розыскных мероприятий марте 2015 года на режимной территории исправительной колонии установлен факт незаконного использования осужденными действующих СИМ-карт, в том числе и с данным абонентским номером.
Как следует из материалов дела, абонентский номер "данные изъяты" принадлежит заявителю В.Н. Чубаренко.
11 апреля 2015 года он обратился в дежурную часть УФСИН России по Республике Татарстан для выяснения причины приостановления действия СИМ-карты.
13 апреля 2015 года врио заместителя начальника УФСИН России по Республике Татарстан Р.Р. Габидиным директору Казанского филиала ОАО "Вымпелком-коммуникации" было направлено письмо, в котором он просил возобновить предоставление услуг связи по абонентскому номеру "данные изъяты".
Как указывал заявитель, 14 апреля 2015 года услуги связи были возобновлены.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что вывод УФСИН России по Республике Татарстан об использовании осужденными действующей СИМ-карты с абонентского номера заявителя ( "данные изъяты") сделан лишь на основании опроса осужденных и не подтверждается оперативно-техническими данными, поскольку и в решении, и в справке по результатам проведения гласного разведопроса осужденных, отсутствуют какие-либо выводы о том, когда, кем и кому совершались звонки с абонентского номера "данные изъяты", принадлежащего заявителю.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действия руководящего состава УФСИН проводились в целях соблюдения законности и предотвращения возможного совершения правонарушений и преступлений осужденными исправительной колонии, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку УФСИН России по Республике Татарстан не доказано, что звонки с СИМ-карты с абонентским номером "данные изъяты" производились с территории ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан, не представлены сведения о том, кем и кому производились звонки с данной СИМ-карты, что делает невозможным предположить наличие факта возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Вместе с тем, несмотря на установленную законом обязанность, ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанций УФСИН России по Республике Татарстан не были представлены доказательства законности оспариваемого решения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно определил характер правоотношений и нормы закона, которые их регулируют, имеющие значение для дела обстоятельства, исследовав и оценив доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 2 июля 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу УФСИН России по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.