Апелляционное определение СК по административным делам Челябинского областного суда от 22 сентября 2015 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего: судей:
при секретаре:
Смолина А.А.,
Зариповой Ю.С., Загайновой А.Ф., Бурцеве П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по апелляционной жалобе Кузьменко М.Г. на решение Советского районного суда г. Челябинска от 09 июня 2015 года по административному исковому заявлению Кузьменко М.Г. об оспаривании решения администрации г. Челябинска об отказе в выдаче разрешения на строительство,
заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузьменко М.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решение администрации г. Челябинска N 10-1440/гасн от 10 февраля 2015 года об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: ****, возложении обязанности восстановить нарушенное право и выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
В обоснование требований указано на то, что Кузьменко М.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером **** расположенного по адресу: ****. 26 января 2015 года Кузьменко М.Г. обратился в администрацию г. Челябинска с заявлением о выдаче разрешения на строительство на указанном земельном участке индивидуального жилого дома, приложив к заявлению необходимые документы. 10 февраля 2015 года администрацией г. Челябинска дан ответ N 40-1440/гасн об отказе в выдаче разрешения на строительство в связи с нахождением земельного участка в зоне А1 - зоне зеленых насаждений на территории которой размещение индивидуальных жилых домов не соответствует разрешенным видам использования земельного участка. Однако для указанного земельного участка предусмотрено разрешенное использование для эксплуатации строений и ведения личного подсобного
хозяйства. Считает, что отказ в выдаче разрешения на строительство нарушает его права и законные интересы, делает невозможным использование земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Административный истец Кузьменко М.Г., его представитель Филипцев В.М. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме.
Административный ответчик администрация г. Челябинска, представители заинтересованных лиц КУИиЗО г. Челябинска, Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе Кузьменко М.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что отказ в выдаче разрешения на строительство нарушает права собственника, так как ранее зарегистрированное право на земельный участок и вид его разрешенного использования позволяли строительство жилого дома. Зонирование было проведено позднее регистрации права собственности собственником земельного участка. Считает, что зонирование проведено с нарушением норм Градостроительного кодекса РФ без проведения публичных слушаний, чем нарушены права и законные интересы собственника, так как он не мог высказать свои возражения относительно нового зонирования и вида разрешенного использования. Обращает внимание, что в силу ч.П ст.34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В судебном заседании апелляционной инстанции административный истец Кузьменко М.Г., его представитель Филипцев В.М. доводы жалобы поддержали.
Административный ответчик администрация г. Челябинска, представители заинтересованных лиц КУИиЗО г. Челябинска, Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Выслушав участников процесса, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материалов дела, Кузьменко М.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: ****, площадью **** кв.м., категория земель -земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации строений и ведения личного подсобного хозяйства. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 09 декабря 2000 года (л.д.9).
у л
26 января 2015 года Кузьменко М.Г. обратился с заявлением в администрацию г. Челябинска о предоставлении разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: ****, с кадастровым номером **** (л.д. 5).
10 февраля 2015 года заместителем главы администрации г. Челябинска по вопросам градостроительства отказано Кузьменко М.Г. в выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома на основании ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Сообщено, что принадлежащий Кузьменко М.Г. земельный участок находится на территории зоны АЛ- зоны зеленых насаждений (А. 1.3. пойменные и прибрежные территории), на которой размещение индивидуальных жилых домов не соответствует разрешенным видам использования земельного участка, о чем дан ответ N 10-1440/гасн (л.д.40).
Разрешая и отказывая в удовлетворении Кузьменко М.Г. требований, суд первой инстанции исходил из того, что законодательство запрещает строительство индивидуального жилого дома на участке с другим разрешенным видом использования.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда.
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу ст. 30 Градостроительного кодекса РФ Правилами землепользования и застройки установлены границы территориальных зон и утверждены градостроительные регламенты, установлены виды разрешенного использования в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующих территориальных зон, предельные параметры разрешенного строительства
объектов и ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование, как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
В соответствии с п. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Согласно градостроительному плану земельного участка NRU74315000-0000000004756, расположенного по адресу: ****, утвержденного распоряжением заместителя главы администрации г.Челябинска по вопросам градостроительства от 31 декабря 2014 года, данный земельный участок расположен в зоне А - природно-рекреационной территориальной зоне, а именно: АЛ зона зеленых насаждений: (А. 1.3 пойменные и прибрежные территории).
Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ", утвержденными решением Челябинской городской Думы от 09.10.2012 года N 37/13 в зоне А.1.3 предусмотрены основные виды разрешенного использования:
- все виды озеленения, в том числе защитные древесно-кустарниковые полосы;
- пляжи;
- площадки аттракционов;
- спасательные и лодочные станции;
- питомники растений;
- спортивные площадки.
Вспомогательные виды разрешенного использования:
- дорожно-тропиночная сеть, тротуары, велосипедные дорожки;
- объекты инженерной инфраструктуры;
- общественные туалеты.
Условно разрешенные виды использования:
- объекты общественного питания;
- спортивные объекты без зрителей;
- санатории, профилактории, лагеря для отдыха детей;
- клубы парусного и водомоторного спорта;
- объекты рыболовного хозяйства;
- объекты водоснабжения и водозаборные сооружения;
- объекты гидротехнических сооружений. Минимальный размер участка составляет **** кв. м.
Предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: коэффициент площади озеленения не должен быть менее 0,6 (расчет данного коэффициента предоставляется для данной зоны в целом и каждого земельного участка в отдельности) и в соответствии с нормами технического регулирования.
Таким образом, из содержания названных Правил следует, что на пойменной и прибрежной территории (земельный участок Кузьменко М.Г. входит в данную зону) не предусматривается строительство индивидуального жилого дома.
Между тем ст. 65 Водного кодекса РФ установлено, что территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, являются водоохранными зонами, на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Согласно п. 16 ст.65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в
централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
Из содержания статьи 27 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки в пределах водоохранной полосы и прибрежной защитной полосы не изъяты из оборота, а значит, могут находиться в частной собственности. При этом владельцы земельных участков, в границах которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.
В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования
зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 16 декабря 2010 года следует, что указанный участок отнесен к землям населенных пунктов и видом разрешенного использования является эксплуатация строений и ведение личного подсобного хозяйства (л.д.9), аналогичные сведения содержаться в кадастровом паспорте земельного участка ( л.д. 32-33).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 года N 112-ФЗ (ред. от 21.06.2011) "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических,
санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (ч. 2).
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 года N 540 и действует с 24.12.2014 года.
Согласно п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171 -ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Статьей 209 Гражданского Кодекса РФ собственнику предоставлено право свободного пользования, владения и распоряжения собственностью.
В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос - при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.
Согласно статье 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как, земельное, так и гражданское законодательство допускает ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях.
Определенные ограничения прав собственника предусмотрены в п.п. 2 и 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ и п. 1 ст. 260 ГК РФ, в соответствии с
которыми собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.
Анализ положений ст. 56 Земельного кодекса РФ и ст. 280 Гражданского кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что ограничения прав собственника должны быть предусмотрены в законе и эти ограничения должны быть известны собственнику.
В рассматриваемом случае, как усматривается из материалов дела, в отношении земельного участка, принадлежащего Кузьменко М.Г. на праве собственности, какие-либо ограничения его прав не существуют, что усматривается из кадастрового паспорта земельного участка и свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок. Зарегистрированное, до утверждения решением Челябинской городской Думы от 09.10.2012 года Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ", право Кузьменко М.Г. на земельный участок и вид его разрешенного использования не содержат запрета на строительство индивидуального жилого дома.
При этом, как указывается Кузьменко М.Г., для реализации права на строительство индивидуального жилого дома последним был построен канализационный коллектор от принадлежащего ему на праве собственности спорного земельного участка до городской насосной станции.
Исследовав представленные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о неправомерности отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на спорном земельном участке, поскольку Кузьменко М.Г. является собственником спорного земельного участка, находящего в границах г. Челябинска, разрешенное использование земельного участка -эксплуатация строений и ведение личного подсобного хозяйства, что не влечет запрета на строительство индивидуального жилого дома. Право собственности заявителя не оспорено. В порядке, установленном действующим земельным законодательством, спорный земельный участок у заявителя не изъят.
Отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на спорном земельном участке является нарушением прав Кузьменко М.Г. как собственника, что привело к конфликту частного и публичного интереса, выразившегося в том, что органом местного самоуправления не представлены доказательства наличия каких - либо ограничений на спорный земельный участок по состоянию на дату обращения административного истца с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома, невозможности сочетания строительства индивидуального жилого дома с разрешенным видом использования земельного участка, существования
обстоятельств, препятствующих выдаче в установленном статьей 51 Градостроительного кодекса РФ порядке разрешения на строительство.
Нахождение в прибрежной зоне принадлежащего Кузьменко М.Г. земельного участка отнесенного к землям населенных пунктов и видом разрешенного использования - эксплуатация строений и ведение личного подсобного хозяйства не означает, что он не может быть использован для строительства индивидуального жилого дома при соблюдении всех ограничений хозяйственной и любой другой деятельности.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении Кузьменко М.Г. не может быть признано законными и обоснованным в связи с чем подлежит отмене.
Судебная коллегия, принимая по делу новое решение, по изложенным выше основаниям приходит к выводу об удовлетворении требований заявленных Кузьменко М.Г. и в силу п.1 ч.2 ст.217 КАС РФ считает необходимым возложить на администрацию г. Челябинска обязанность выдать Кузьменко М.Г. разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
Руководствуясь ст.ст. 306, 307, 308, 309, 310, 31 1 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Челябинска от 09 июня 2015 года отменить. Принять по делу новое решение.
Признать незаконным и отменить решение администрации г. Челябинска N 10-1440/гасн от 10 февраля 2015 года об отказе в выдаче Кузьменко М.Г. разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м по адресу: ****.
Возложить на администрацию г. Челябинска выдать Кузьменко М.Г. разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м по адресу: ****.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.