Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда
в составе:
председательствующего Шалагиной О.В.,
судей Быковой С.В., Булычевой С.Н.,
при секретаре Ламбиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шалагиной О.В. административное дело по апелляционной жалобе УФМС России по Кемеровской области и апелляционному представлению помощника прокурора Заводского района г.Кемерово Трушниной В.А. на решение Заводского районного суда города Кемерово от 28 июля 2015 года по делу по заявлению УФМС России по Кемеровской области о помещении в специальное учреждение временного содержания УФМС России по Кемеровской области до депортации лица без гражданства Акбердина Р. В.,
УСТАНОВИЛА:
УФМС России по Кемеровской области обратилось в суд с заявлением о помещении в специальное учреждение временного содержания УФМС России по Кемеровской области до депортации лица без гражданства Акбердина Р.В.
Заявление мотивировано тем, что Акбердин Р.В. до 27.07.2015г. отбывал наказание в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.111 УК РФ.
5.03.2015г. Министерством юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение N 2461-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Акбердина Р.В. сроком до 27.07.2021г.
22.07.2015г. УФМС России по Кемеровской области вынесено решение о депортации лица без гражданства Акбердина Р.В.
23.07.2015г. начальником УФМС России по Кемеровской области вынесено решение о помещении 27.07.2015г. Акбердина Р.В. в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Кемеровской области на срок 48 часов.
УФМС России по Кемеровской области просит поместить Акбердина Р.В. в специальное учреждение временного содержания УФМС России по Кемеровской области. расположенное по адресу: "адрес", до исполнения решения о депортации.
В судебном заседании Акбердин Р.В. возражал против удовлетворения заявления.
Помощник прокурора Заводского района г. Кемерово Трушнина В.А. поддержала заявление.
Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 28 июля 2015 года заявление начальника отдела УФМС России по Кемеровской области в Заводском районе г.Кемерово о помещении лица без гражданства Акбердина Р.В., подлежащего депортации, в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Кемеровской области оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель УФМС России по Кемеровской области Зеленцов В.Е., действующий на основании доверенности от 22.12.2014г., просит решение суда отменить, указывая, что Акбердин Р.В. и указанные им родители: отец Акбердин В.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и мать Байзитова А, гражданства Российской Федерации не имеют, место проживания их неизвестно.
Судом не принята во внимание личность Акбердина Р.В., который в 2004 году был осужден Октябрьским районным судом г.Уфы к 1 году 6 месяцам лишения свободы по ч.1 ст.111 УК РФ, в 2007 году был осужден Октябрьским районным судом г.Уфы к 5 годам 6 месяцам лишения свободы по ч.3 ст.162 УК РФ, в 2012 году вновь совершил уголовное преступление, умышленно причинив тяжкий вред здоровью человека, и был осужден Рудничным районным судом г.Кемерово к 3 годам лишения свободы, вследствие чего Министерством юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) Акбердина Р.В. в Российской Федерации сроком до 27.07.2021 года.
В апелляционном представлении помощник прокурора Заводского района г.Кемерово Трушнина В.А. просит решение суда отменить ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильного применения норм материального права.
Судом не принято во внимание наличие в отношении Акбердина Р.В. распоряжения N 2461-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации сроком до 27.07.2021 года, а также то, что Акбердин Р.В. не имеет законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации. Органами миграционного контроля проводится подготовка документов, необходимых для передачи Акбердина Р.В. представителям Республики Туркменистан в порядке реадмиссии. Указанные обстоятельства являются основанием для помещения лица без гражданства в специальное учреждение временного содержания УФМС России.
Считает, что доводы Акбердина Р.В. о наличии родственников, являющихся гражданами Российской Федерации, сами по себе не являются безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, не явились.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления прокурора, выслушав заключение прокурора Фазульяновой А.Б., полагавшей решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении требований, рассмотрев дело в соответствии со ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (часть четвертая).
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (часть пятая).
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации (часть шестая).
Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции (часть седьмая).
В соответствии с пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда (пункт 12 статьи 31).
В соответствии с пунктом 9 указанной нормы Федерального закона иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" данные правила распространяются и на лиц без гражданства.
Как следует из материалов дела, Акбердин Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Туркменской ССР, являющийся лицом без гражданства, приговором Рудничного районного суда г.Кемерово от 3.07.2012г. был осужден к 3 годам 6 месяцам лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.111 УК РФ, отбывал наказание до 27 июля 2015 года в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области.
Распоряжением Министерства юстиции РФ от 5 марта 2015 года N 2461-рн признано нежелательным пребывание (проживание) в Российской Федерации лица без гражданства Акбердина Р.В. сроком до 27.07.2021г. (л.д.5).
С указанным распоряжением Акбердин Р.В. ознакомлен 29.04.2015 года.
На основании указанного распоряжения и в соответствии с пунктами 11, 12 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" 22 июля 2015 года УФМС России по Кемеровской области принято решение о депортации Акбердина Р.В. (л.д.7).
23 июля 2015 года начальником УФМС России по Кемеровской области вынесено решение о помещении 27 июля 2015 года Акбердина Р.В. в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Кемеровской области, расположенное по адресу "адрес", на срок не более 48 часов с момента помещения (л.д.8).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Акбердин Р.В. не имеет и никогда не имел гражданства Туркменской ССР, государство его выезда неизвестно, в связи с чем нецелесообразно помещение Акбердина Р.В. в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Кемеровской области до исполнения решения о депортации.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку он основан на неверном толковании и применении норм материального права, подлежащих применению к разрешению возникших спорных правоотношений.
Так, из вышеприведенных норм Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в силу прямого их указания следует, что иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых приняты решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и о депортации, по решению суда содержатся в специальном учреждении до исполнения решения о депортации.
Установление законодателем такой меры, как помещение лица без гражданства в специальное учреждение до исполнения решения о депортации, согласуется с подпунктом "f" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче, а также согласуется с закрепленным в Конституции Российской Федерации принципом, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).
Следовательно, для принятия судом решения о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан достаточно установить, что в отношении них приняты решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и о депортации, которые подлежат исполнению. То обстоятельство, что неизвестно государство, в которое должно быть депортировано лицо без гражданства, само по себе не является основанием для отказа в помещении этого лица в специальное учреждение до исполнения решения о его депортации.
Принимая во внимание наличие в отношении Акбердина Р.В. распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и решения о его депортации, срок исполнения которых не истек и которые подлежат исполнению, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для помещения Акбердина Р.В., являющегося лицом без гражданства, в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Кемеровской области до исполнения решения о его депортации.
В то же время судебная коллегия учитывает, что содержание лица в специальном учреждении до исполнения решения о его депортации носит временный характер, а действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении. Поэтому при принятии судом решения о помещении лица в специальное учреждение должен быть установлен определенный срок содержания его в этом учреждении, который должен быть разумным, необходимым и достаточным для принятия миграционным органом конкретных мер для исполнения решения о депортации указанного лица.
Данные выводы следуют из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 25.09.2014г. N 1830-О, согласуются с положениями статей 3, 8, 9 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, пункта "а" части 1 статьи 5 Декларации о правах человека от 13 декабря 1985 года, статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, в соответствии с которыми независимо от наличия у лица гражданства, права человека на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту в случае задержания, относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 февраля 1998 года N 6-П, из статьи 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 55 (части 2 и 3) следует, что задержание на неопределенный срок не может рассматриваться как допустимое ограничение права каждого на свободу и личную неприкосновенность и, по сути, является умалением данного права, в том числе тогда, когда решение вопроса о выдворении лица без гражданства может затянуться. В противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению выполнения решения о выдворении превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий указанным нормам Конституции Российской Федерации.
При определении срока помещения Акбердина Р.В. в специальное учреждение судебная коллегия учитывает, что 02.06.2015г. в связи с тем, что неизвестно государство выезда для Акбердина Р.В., а также в связи с отсутствием у него действительного документа, необходимого для пересечения Государственной границы РФ, УФМС России по Кемеровской области направлен запрос в ФМС России об оказании содействия (л.д.10), ответ на который до настоящего времени не получен.
При таких данных судебная коллегия считает необходимым установить срок помещения Акбердина Р.В. в специальное учреждение до 02 декабря 2015 года, в течение которого УФМС России по Кемеровской области должно принять необходимые меры для исполнения решения о депортации указанного лица.
В соответствии с ч.1 ст.269 КАС РФ суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.
На основании изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заводского районного суда города Кемерово от 28 июля 2015 года отменить. Принять по делу новое решение, которым заявление Управления Федеральной миграционной службы России по Кемеровской области удовлетворить.
Поместить Акбердина Р. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца Туркменской ССР, являющегося лицом без гражданства, в специальное учреждение временного содержания УФМС России по Кемеровской области, расположенное по адресу: "адрес", для исполнения решения о его депортации на срок до 02 декабря 2015 года.
Председательствующий:
Судьи:
"Согласовано" _______________ судья Шалагина О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.