Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего Жуковой Н.А.,
судей Комаровской Е.И., Макаровой Л.В.,
при секретаре Фрунзе Л.П.,
с участием представителя прокуратуры Новгородской области Степановой Е.И.,
представителя Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области Бойцовой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 сентября 2015 года по докладу судьи Макаровой Л.В. административное дело по апелляционной жалобе Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 02 июля 2015 года, которым исковые требования прокурора Хвойнинского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены и постановлено:
обязать Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на участках лесного фонда (квартал 131 выдел 1, 6 Раменского участкового лесничества в объеме 25 куб. м, а также квартал 132 выдел 18 Раменского участкового лесничества в объеме 4 куб. м), и осуществить рекультивацию земельного участка, на котором размещены указанные несанкционированные свалки,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Хвойнинского района Новгородской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Комитету лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (далее Комитет) об обязании в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, расположенные на участках лесного фонда (квартал 131 выдел 1, 6 Раменского участкового лесничества в объеме 25 куб. м, квартал 132 выдел 18 Раменского участкового лесничества в объеме 4 куб. м), и осуществить рекультивацию земельного участка, на котором размещены указанные несанкционированные свалки.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы охраны окружающей среды, выявлены факты размещения названных несанкционированных свалок твердых бытовых отходов (пластиковых бутылок, одноразовой посуды, полиэтиленовых пакетов, отходов продуктов питания и другого мусора). В нарушение требований природоохранного законодательства каких-либо действий со стороны Комитета по ликвидации несанкционированных свалок, утилизации отходов, а также мероприятий по рекультивации указанной территории не произведено. Бездействие Комитета по утилизации отходов может служить одной из причин загрязнения окружающей среды и вредного воздействия на здоровье человека.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Комитет выражает несогласие с принятым по делу решением суда, просит его отменить по основаниям нарушения судом норм материального и процессуального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы Комитет указывает, что законодательством Российской Федерации на Комитет не возложены обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, со стороны Комитета не допущено нарушений в части использования земель лесного фонда, возникновение указанных выше свалок не связано с деятельностью Комитета, полагает, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок должна быть возложена на орган местного самоуправления.
В представленных письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Хвойнинского района Новгородской области, ссылаясь на несостоятельность изложенных в ней доводов, полагает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Прокурор, участвующий в деле, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Руководствуясь частью 2 статьи 150, частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе Комитета в отсутствие прокурора, участвующего в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, заслушав объяснения представителя Комитета Бойцовой В.Н., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя прокуратуры Новгородской области Степановой Е.И.,
возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба Комитета удовлетворению не подлежит, а решение суда отмене либо изменению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Федеральный закон N 7-ФЗ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу статьи 3 Федерального закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Статьей 51 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1).
Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, а также размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (пункт 2).
В соответствии с пунктом "е" статьи 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведения прокуратурой Хвойнинского района Новгородской области проверки в области соблюдения законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы охраны окружающей среды, достоверно установлено наличие несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных на территории квартала 131 выдел 1, 6 Раменского участкового лесничества в объеме 25 куб. м, квартала 132 выдел 18 Раменского участкового лесничества в объеме 4 куб. м. В указанных местах произведено складирование твердых бытовых отходов (пластиковых бутылок, одноразовой посуды, полиэтиленовых пакетов, отходов продуктов питания и другого мусора).
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 того же кодекса леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 4 части 1 статьи 55 этого же кодекса предусмотрено, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
В силу части 1 статьи 8
того же
кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 4 части 1 статьи 83 того же кодекса установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
В соответствии с частью 4 статьи 19
того же
кодекса в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Исходя из пункта 1.1 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Администрации области от 08 июня 2009 года N 183, Комитет является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим государственные функции и реализующим полномочия в сфере лесных отношений и лесной промышленности, то есть Комитет является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Как усматривается из материалов дела, лесной участок, на котором выявлены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, находится в федеральной собственности, доказательств обратного Комитетом не представлено, а потому именно Комитет в силу приведенных норм должен организовать его охрану и защиту, в том числе и от негативного воздействия и загрязнения бытовыми отходами.
При таких обстоятельствах, суд правомерно удовлетворил требования прокурора, обязав Комитет в тридцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки и осуществить рекультивацию земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы Комитета о том, что обязанность проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных на землях лесного фонда, должна быть возложена на орган местного самоуправления, несостоятельны. К вопросам местного значения в силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, но не ликвидация несанкционированных свалок. Учитывая, что территория, на которой организованы несанкционированные свалки, находится на землях лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, то, как указывалось выше, именно на Комитете лежит обязанность по ликвидации несанкционированного захламления указанной выше территории.
При этом доказательств о том, что выявленные свалки образовались вследствие нарушения местной администрацией положений Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вопреки доводам жалобы, материалы дела не содержат.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда, основаны на неправильном толковании закона и направлены на переоценку установленных судом значимых обстоятельств дела, а потому не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, суд достаточно полно и всесторонне выяснил юридически значимые обстоятельства дела, в соответствии со статьей 84 КАС РФ дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, правильно применил и истолковал нормы материального права, не допустил и нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь принятие незаконного решения.
Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства, а потому является законным и обоснованным. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований к отмене или изменению решения не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 02 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Н.А. Жукова
Судьи: Е.И. Комаровская
Л.В.Макарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.