Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе
председательствующего Епихиной О.М.,
судей Юрковой Т.А., Щербаковой Н.В.,
при секретаре Моисеевой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя заявителя Нагибина А.В. по доверенности Соловьева А.В. на решение Центрального районного суда г. Тулы от 05 июня 2015 года по заявлению Нагибина А.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления о выдаче разрешения на строительство.
Заслушав доклад судьи Юрковой Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нагибин А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления о выдаче разрешения на строительство, в котором просил признать незаконным решение управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы о выдаче 18 февраля 2015 года ЗАО "Аккорд" разрешения на строительство административно-офисного здания на земельном участке с кадастровым номером N площадью 1130 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований Нагибин А.В. указал на то, что у него, как у собственника жилого помещения в многоквартирном жилом доме возникло право собственности на земельный участок с кадастровым номером N площадью 1130 кв.м по адресу: "адрес".
Решением управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы от 18 февраля 2015 года одному из собственников земельного участка ЗАО "Аккорд" разрешено строительство объекта на земельном участке по адресу: "адрес", чем нарушено его право, так как он своего согласия на строительство на данном земельном участке до восстановления жилищных прав не давал.
В судебное заседание заявитель Нагибин А.В., привлеченные судом к участию в деле представители заинтересованных лиц ЗАО "Аккорд", ЗАО ТФ "Елена", ЗАО фирма "Валентина", комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела извещены надлежащим образом.
Представитель заявителя Нагибина А.В. по доверенности Соловьев А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представители заинтересованных лиц администрации г. Тулы по доверенности Пантелеева Н.И., Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы по доверенности Автионова С.В. в судебном заседании просили в удовлетворении требований отказать, считая их необоснованными.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 05 июня 2015 года постановлено:
отказать Нагибину А.В. в признании незаконным решения органа местного самоуправления о выдаче разрешения на строительство административно-офисного здания на земельном участке с кадастровым номером N площадью 1130 кв.м по адресу: "адрес".
В апелляционной жалобе представитель заявителя Нагибина А.В. по доверенности Соловьев А.В. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, а также ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя Нагибина А.В. по доверенности Соловьева А.В., представителя заинтересованного лица администрации г. Тулы по доверенности Пантелеевой Н.И., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 254, ст. 255 ГПК РФ (в ред. действовавшей до 15 сентября 2015 года) гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как следует из материалов дела земельный участок с кадастровым номером N площадью 1139 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, для эксплуатации комплекса нежилых зданий и строений с жилой пристройкой, расположенный по адресу: "адрес", поставлен на кадастровый учет 01 сентября 2004 года на основании постановления главы города Тулы N 281 от 18 февраля 2004 года предоставлен в аренду со множеством лиц на стороне арендатора земельного участка и правом вступления в договор аренды иных правообладателей помещений в этом здании.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержаться актуальные сведения о государственной регистрации:
права собственности ЗАО "Аккорд" на нежилые помещения общей площадью 120,8 кв.м, расположенные по адресу: "адрес" (запись N
права собственности ЗАО ТФ "Елена" на нежилые помещения общей площадью 126,3 кв.м, расположенные по адресу: "адрес" (запись N
права собственности ЗАО фирма "Валентина" на нежилые помещения общей площадью 980,3 кв.м, расположенные по адресу: "адрес" (запись N
права собственности Нагибина А.В. на комнату площадью 14,40 кв.м в 2-х комнатной квартире, общей площадью 46,0 кв.м, в том числе жилой 33,1 кв.м, расположенной по адресу: "адрес";
права общей (долевой) собственности ЗАО "Аккорд" (9803/12274 доли в праве), ЗАО ТФ "Елена" (1208/12274 доли в праве), ЗАО фирма "Валентина" (1263/12274 доли в праве) на земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1139 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для реконструкции и последующей эксплуатации здания административно-торгового назначения, расположенный по адресу: "адрес".
Право общей (долевой) собственности на земельный участок указанных юридических лиц зарегистрировано на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области (продавец) и ЗАО "Аккорд", ЗАО ТФ "Елена", ЗАО фирма "Валентина" (покупатели) на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ N
В соответствии с данными технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ литер а-жилая пристройка, в которой расположена комната площадью 14.40 кв.м принадлежащая на праве собственности Нагибину А.В., - снесена.
ЗАО "Аккорд" обратилось с заявлением о выдаче разрешения на строительство, представив при этом документы, перечень которых соответствовал перечню документов, установленного части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Решением управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы от 18 февраля 2015 года ЗАО "Аккорд" выдано разрешение на строительство административно-офисного здания на земельном участке с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Не согласившись с данным решением, Нагибин А.В. обратился в суд за его оспариванием.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявителем не доказано наличие совокупности обстоятельств, предусмотренных статьей 258 ГПК РФ для удовлетворения судом заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, а именно: нарушение оспариваемым решением прав и свобод заявителя и не соответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту.
С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Частью 3 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и поименованным Федеральным законом.
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление границ территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования.
В случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения экспертизы проектной документации (п. 3 ст. 36 Федерального закона РФ от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Частью 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, с приложением документов, исчерпывающий перечень которых определен данной частью статьи.
Пунктом 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в целях строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются, в том числе, правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка и проектная документация, оформленная надлежащим образом.
Градостроительный план земельного участка относится к документам, необходимым для проведения государственной экспертизы проектной документации и принятия решения о выдаче разрешения на строительство (ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, пункты 10, 11 Положения о составе проектной документации и требованиям к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87).
Уполномоченный публичный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Кодекса (ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ), либо их несоответствии требованиям закона.
Согласно ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Иных оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство действующим законодательством не предусмотрено.
По смыслу приведенных норм, уполномоченный публичный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе
Как следует из объяснений представителей заинтересованных лиц администрации города Тулы, Управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы в суде первой инстанции и представленных документов, ЗАО "Аккорд" к заявлению приложило пакет документов, предусмотренный частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство не имелось.
Доказательств того, что оспариваемым решением нарушены права и законные интересы Нагибина А.В. в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что суд первой инстанции не применил положения ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189 "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" и ч. 6 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, действиями по выдаче разрешения на строительство нарушены жилищные, земельные права Нагибина А.В., основаны на неправильном толковании норм материального права.
Нигибин А.В. считает себя собственником земельного участка, где была расположена пристройка литер "а", пропорционально его доле в праве на жилую пристройку литер "а" к дому "адрес" и которое возникло у него в силу закона.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" (Вводный закон) и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).
В силу ч.ч. 3 и 4 ст. 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса РФ (ч. 2 ст. 16 Вводного закона).
Если земельный участок под многоквартирным домом сформирован после введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (ч. 5 ст. 16 Вводного закона).
В силу ч.ч. 2 и 5 ст. 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу ч.ч. 3 и 4 ст. 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N площадью 1139 кв.м по адресу: "адрес", в установленном законом порядке зарегистрировано за ЗАО "Аккорд" (9803/12274 доли в праве), ЗАО ТФ "Елена" (1208/12274 доли в праве), ЗАО фирма "Валентина" (1263/12274 доли в праве), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для реконструкции и последующей эксплуатации здания административно-торгового назначения, расположенного по адресу: "адрес", на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области, (продавец), с одной стороны, и ЗАО "Аккорд", ЗАО ТФ "Елена", ЗАО фирма "Валентина" (покупатели), с другой стороны.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В настоящем деле оспаривается решение органа местного самоуправления о выдаче разрешения на строительство.
Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Тем самым, основаниями для принятия судом решения о признании актов или действий органа местного самоуправления незаконным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении данных дел, входят проверка соответствия оспариваемого документа закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом деле отсутствует совокупность указанных выше условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, что обоснованно явилось основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а также нормах материального права, регулирующим спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.
Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Тулы от 05 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя заявителя Нагибина А.В. по доверенности Соловьева А.В.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.