Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Зенина В.А.,
судей Роговой С.В., Башинского Д.А.,
при секретаре Шумилиной А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Сочи Юматовой Анны Олеговны, действующей по доверенности, на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 24 июня 2015 года,
Заслушав доклад судьи Зенина В.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Территориальное отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в " ... " обратилось в суд с иском к администрации " ... " о признании бездействия в отношении неопределенного круга лиц по организации водоотведения на территории " ... ", понуждении администрации " ... " к устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований при организации водоотведения на территории " ... ".
Решением Центрального районного суда " ... " от " ... " исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в " ... " удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействие администрации " ... " по организации водоотведения " ... ".
Обязал администрацию " ... " обеспечить организацию водоотведения " ... ", в соответствии с гигиеническими требованиями к условиям отведения сточных вод в водные объекты, установленными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод" и в соответствии с обязательными санитарно-эпидемиологическими требованиями к охране прибрежных вод морей, установленными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.5.2582-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения".
В апелляционной жалобе представитель администрации " ... " " Ф.И.О. "1, просит решение Центрального районного суда " ... " от " ... " отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указала, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, без полного исследования всех материалов дела.
Судебная коллегия, выслушав представителя администрации " ... " " Ф.И.О. "6, действующего по доверенности, поддержавшего доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.
Принимая решение об удовлетворении требований Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в " ... ", суд первой инстанций пришел к выводу о том, что заявленные требования являются законными и обоснованными, поскольку ответственность за организацию в границах муниципального образования " ... " водоотведения, контроль за выполнением нормативно-технических требований по жилищно-коммунальному обслуживанию населения и содержанию инженерной инфраструктуры, обслуживающих жилищную сферу, возложен законом на орган местного самоуправления.
Данный вывод суда первой инстанции является ошибочным.
Как следует из материалов дела, в заявлении Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю отсутствует подтвержденная информация о том, в чьей собственности находятся ливневые канализации, по которым сбрасываются сточные воды, а также канализационный колодец, расположенный на территории жилого дома " ... " по " ... ".
Данные объекты могут находиться в собственности других предприятий или граждан, поскольку каждый собственник земельного участка является также фактическим пользователем или собственником ливневой канализации, расположенной на территории " ... ".
Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от " ... " N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства
Функции территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в " ... " свелись к "визуальному осмотру" указанной в жалобах граждан территории незаконного сброса сточных вод, лабораторному исследованию отобранных образцов сточных вод, без выявления лиц, непосредственно виновных в неудовлетворительном состоянии территории строительной площадки в и сбросе загрязненных сточных вод.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 12.02.1999г. "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" администрацией " ... " были разработаны Правила благоустройства и санитарного состояния территории " ... ", утвержденные решением Городского Собрания " ... " от 26.11.2009г. " ... " (приняты на основании Федерального Закона РФ от 10.01.2002г N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также СанПиН 43-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест").
В соответствие с вышеуказанными Правилами на территории " ... " запрещается сбрасывать поверхностные воды с территории предприятий в водные объекты в отсутствие лицензии на пользование поверхностными водными объектами, выданной органами регулирования и охраны вод (п. 3.1.19), неочищенные хозяйственно-бытовые сточные воды в ливневые стоки, на рельеф и почву (п. 3.1.21).
В Правилах регламентируется организация уборки территории, в том числе и ливневой канализации (п.п. 4.24 - 4.33), которая возлагается на физические и юридические лица, независимо от формы собственности соответственно занимаемой и прилегающей территории.
Согласно постановлению администрации " ... " от 19.05.2014г. " ... " "Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования " ... "" в границах муниципального образования " ... " функции водоотведения осуществляет ООО "Сочиводоканал" в качестве гарантирующей организации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 07.12.2011г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоотведение ? это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Таким образом, субъекты, не заключившие договор с гарантирующей организацией на водоотведение и сбрасывающие неочищенные сточные воды в ливневые стоки на указанной территории, могут быть привлечены к ответственности.
Кроме того, в своем заявлении Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в " ... " не приводит фактов невозможности или отказа исполнения МУП "Водосток" своих уставных задач.
МУП "Водосток" было учреждено решением Городского Собрания " ... " от 26.01.2012г " ... " специально для поиска, обследования, систематизации, оформления с постановкой на баланс и обслуживания существующих бесхозных систем ливневой канализации и является действующим в настоящее время.
Органы местного самоуправления осуществляют свои задачи не непосредственно, а через предприятия, учреждения и организации, которые они создают в соответствие со ст. 30 Федерального закона РФ от 06.10.2003г. N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исходя из необходимости решения задач социально-экономического развития своей территории.
В силу ст. 31 Федерального закона РФ от 06.10.2003г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления определяют только цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию и услуги, утверждают их уставы, назначают и увольняют их руководителей, заслушивают отчеты о их деятельности, при этом не вмешиваясь в их оперативно-хозяйственную деятельность.
Указанные обстоятельства и требования действующего законодательства судом первой инстанции оставлены без внимания, соответствующая оценка им не дана.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции от " ... " нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно вынесено с нарушением норм материального права.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции необходимо отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в " ... " исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу администрации " ... " удовлетворить.
Решение Центрального районного суда " ... " Краснодарского края от " ... " отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в " ... " к администрации " ... " о признании бездействия в отношении неопределенного круга лиц по организации водоотведения на территории " ... ", понуждении администрации " ... " к устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований при организации водоотведения на территории " ... " отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.