Президиум Ивановского областного суда в составе:
Председательствующего Коноваловой С.Н.,
членов президиума Гуськова Д.В., Кириченко О.Т., Рощиной О.А.,
при секретаре Смирновой П.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Департамента строительства и архитектуры Ивановской области на решение Фрунзенского районного суда г.Иваново от 24 декабря 2014 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 18 марта 2015 года по делу по иску Л.Н.П., А.У.И.М. к Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты и о признании права на получение социальной выплаты.
Заслушав доклад по делу судьи Кириченко О.Т., выслушав объяснения представителей Департамента строительства и архитектуры Ивановской области М.Т.С., М.А.В., поддержавших кассационную жалобу, возражения на жалобу Л.Н.П. и А.У.И.М., президиум
УСТАНОВИЛ:
Л.Н.П., А.У.И.М. обратились в суд с иском к Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области, в котором просили обязать ответчика включить их семью: супругов Л.Н.П. и А.У.И.М. и двоих несовершеннолетних детей, в сводный список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", признать за их семьей право на получение социальных выплат в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Исковые требования мотивированы следующим. Семья истцов в составе 4 человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена первоначально в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2003-2010 годы", затем в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" (далее подпрограмма). 30.08.2012 решением комиссии по жилищным вопросам Администрации г.Иваново семья истцов была исключена из списка молодых семей-участников подпрограммы в связи с достижением одним из супругов 36-летнего возраста. Вступившим в законную силу и исполненным решением Ленинского районного суда г.Иваново от 11.03.2013г. указанное решение комиссии было признано незаконным, семья истцов восстановлена в списке участников подпрограммы с учетом даты включения в список. Ответчик отказывает истцам во включении их семьи в сводный список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" и не признает их право на получение социальных выплат в рамках данной подпрограммы.
Решением Фрунзенского районного суда г.Иваново от 24.12.2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 18.03.2015 года, иск Л.Н.П., А.У.И.М. удовлетворен. Суд обязал Департамент строительства и архитектуры Ивановской области включить семью супругов Л.Н.П. и А.У.И.М. и двоих несовершеннолетних детей Л.В.И. и А.У.Д.И. в сводный список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 гг."; признал право на получение социальных выплат в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 гг." за семьей супругов Л.Н.П. и А.У.И.М. и двоих несовершеннолетних детей Л.В.И. и А.У.Д.И.
16.06.2015 года Департамент строительства и архитектуры Ивановской области обратился в Президиум Ивановского областного суда с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит судебные постановления отменить и принять новое постановление об отказе в иске.
По запросу судьи Ивановского областного суда от 14.07.2015 года материалы гражданского дела 21.07.2015 года поступили в Ивановский областной суд.
Определением судьи Ивановского областного суда от 07.08.2015 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - в Президиум Ивановского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Президиум Ивановского областного суда находит жалобу подлежащей удовлетворению, а состоявшиеся по делу судебные постановления - подлежащими отмене, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении данного дела такого характера нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судом установлено, что в 2008 году семья истцов в установленном порядке была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации и включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в г.Иваново на 2006-2008 годы в рамках целевой программы "Жилище" г.Иваново на 2003-2010 годы; с 2011 года семья истцов являлась участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы"; в 2012 году семью истцов исключили из списка участников данной подпрограммы в связи с достижением одним из супругов 36-летнего возраста; в последующем семья истцов была восстановлена в данном списке на основании вступившего в законную силу решения суда; ответчик отказал истцам во включении их семьи в сводный список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", в связи с достижением одним из супругов возраста свыше 35 лет.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что несмотря на достижение А.У.И.М. возраста 36 лет семья истцов имеет право на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 гг."
С указанным выводом суда согласился и суд апелляционной инстанции.
Президиум Ивановского областного суда считает, что данный вывод суда основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила).
Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - социальная выплата, строительство индивидуального жилого дома), а также использования таких выплат (п.1).
В соответствии с п.п. "а" п.6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ, и одного и более детей, соответствующая, в том числе, следующему условию: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Правила не содержат каких-либо исключений в части общих условий о предельном возрасте одного из супругов или одного родителя в неполной семье в отношении тех семей, которые являлись участниками ранее действующей подпрограммы Федеральной программы "Жилище на 2002 - 2010 годы и не получили социальную выплату на приобретение жилья.
При этом молодая семья должна соответствовать установленному возрастному критерию до момента включения молодой семьи органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году.
Аналогичные нормы предусмотрены и действующей на территории Ивановской области подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав государственной программы Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 года N 458-п.
Таким образом, в связи с достижением А.У.И.М. возраста 36 лет семья истцов утратила право на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 гг."
Само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты.
Соответственно, вывод суда о наличии правовых оснований для удовлетворения иска основан на неправильном толковании и применении норм материального права.
Судом апелляционной инстанции указанные нарушения устранены не были.
Статьей 195 ГПК РФ установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.
Исходя из изложенного, вынесенные по данному делу судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций нельзя признать законными. Они вынесены с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что согласно ст.387 ГПК РФ является основанием для их отмены.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Президиум находит возможным, отменяя судебные постановления, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска Л.Н.П., А.У.И.М. к Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области о включении семьи истцов как молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты и о признании права на получение социальной выплаты.
Руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Фрунзенского районного суда г.Иваново от 24 декабря 2014 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 18 марта 2015 года по делу по иску Л.Н.П., А.У.И.М. к Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты и о признании права на получение социальной выплаты отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска Л.Н.П., А.У.И.М. к Департаменту строительства и архитектуры Ивановской области о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты и о признании права на получение социальной выплаты.
Председательствующий Президиума
Ивановского областного суда подпись Коновалова С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.