Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Баранова Г. В.
судей областного суда: Сорокиной О. А., Хасановой М. М.
при секретаре Бабушкиной Е. К.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Баранова Г. В. дело по апелляционной жалобе Администрации МО " Наримановский район " на решение Наримановского районного суда Астраханской области от 27 июля 2015 года по административному делу по административному иску прокурора Наримановского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО " Наримановский район " о признании бездействия, выразившегося в отсутствии маневренного фонда незаконным, возложении обязанности создать маневренный фонд для переселения граждан,
УСТАНОВИЛА:
п рокурор Наримановского района Астраханской области обратился в суд с административным иском, указав в его обоснование, что п рокуратурой района в деятельности Администрации МО " Наримановский район " проведена проверка жилищного законодательства в части создания маневренного фонда на территории Наримановского района Астраханской области, в ходе которой установлено, что по состоянию на 6 мая 2015 маневренный жилищный фонд для переселения граждан создан лишь на территории МО " Разночиновский сельсовет " Наримановского района Астраханской области. Выявленные нарушения жилищного законодательства со стороны Администрации МО " Наримановский район " Астраханской области ведут к существенному нарушению конституционных и жилищных прав граждан на нормальные условия проживания. Прокурор Наримановского района Астраханской области просит суд признать незаконным бездействие Администрации МО " Наримановский район " Астраханской области, выразившееся в отсутствии маневренного жилищного фонда на территории МО " Наримановский район " Астраханской области; обязать Администрацию МО " Наримановский район " Астраханской области в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу создать на территории МО " Астраханский сельсовет ", МО " Прикаспийский сельсовет ", МО " Волжский сельсовет ", МО " Солянский сельсовет ", МО " Ахматовский сельсовет ", МО " Линейнинский сельсовет ", МО " Рассветский сельсовет ", МО " Старокучергановский сельсовет ", МО " Барановский сельсовет " Наримановского района Астраханской области маневренный жилищный фонд для переселения граждан.
В судебном заседании прокурор Матвиенко В. А. поддержал исковое заявление в полном объеме. П редставитель Администрации МО " Наримановский район " Астраханской области - Блинова А. Е. в удовлетворении иска просила отказать.
Решением Наримановского районного суда Астраханской области от 27 июля 2015 года административный иск удовлетворен частично, суд обязал Администрацию МО " Наримановский район " Астраханской области в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу создать на территории МО " Астраханский сельсовет ", МО " Прикаспийский сельсовет ", МО " Волжский сельсовет ", МО " Солянский сельсовет ", МО " Ахматовский сельсовет ", МО " Линейнинский сельсовет ", МО " Рассветский сельсовет ", МО " Старокучергановский сельсовет ", МО " Барановский сельсовет " Наримановского района Астраханской области маневренный жилищный фонд для переселения граждан, в остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Администрации МО " Наримановский район " ставится вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения исковых требований, в обоснование жалобы указано, что ни административным истцом, не ответчиком не указано на конкретный нормативно - правовой акт, который содержал бы обязанность органа местного самоуправления по созданию маневренного жилищного фонда. Маневренный жилищный фонд является одним из альтернативных способов соблюдения жилищных прав граждан, необходимость создания маневренного фонда определяется собственником соответствующего жилищного фонда или уполномоченным им органом при наличии обстоятельств, предусмотренных законом, и объективной необходимостью. Полагают, что необходимость отнесения жилого помещения к маневренному фонду определяется муниципальным образованием, а не прокурором. В нарушение закона прокурор не представил доказательств реальной нуждаемости и необходимости создания в каждом муниципальном образовании маневренного фонда. Считают, что иск прокурора не направлен на защиту интересов неопределенного круга лиц, а наоборот, нарушает жилищные права неопределенного круга лиц. В администрации МО " Нариммановский район " отсутствуют обращения граждан в предоставлении жилья из маневренного жилищного фонда. Администрация МО " Наримановский район " расценивает иск прокурора как необоснованное вмешательство в деятельность Администрации МО " Наримановский район ". В иске и в решении не обоснован уставленный срок в течение 1 года, так как создание маневренного фонда является многоэтапным процессом, требующим значительных финансовых и временных затрат.
Заслушав п редставителя Администрации МО " Наримановский район " Астраханской области - Блинову А. Е. , поддержавшую доводы жалобы,, прокурора Остроухову Н. А ... возражавшую относительно жалобы, и зучив материалы дела, п роверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения в части отказа в удовлетворении административного иска о признании бездействия, выразившегося в отсутствии маневренного фонда незаконным , ввиду следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Исходя из положений пунктов 6, 7, 8, 9 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно пунктов 1, 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В муниципальной собственности находится маневренный жилищный фонд, предназначенный: для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством (статья 93 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из дела видно, что, что прокуратурой района проведена проверка жилищного законодательства в части создания маневренного фонда на территории Наримановского района Астраханской области, в ходе которой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ маневренный фонд для переселения граждан создан лишь на территории МО " Разночиновский сельсовет " Наримановского района Астраханской области.
Отсутствие маневренного фонда на территории Наримановского района Астраханской области , в том числе в связи незавершенной процедурой передачи муниципальной собственности, подтверждается материалами дела:
Так, из ответа главы Администрации МО " Наримановский район " Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N N следует, что на территории МО " Наримановский район " маневренный жилой фонд расположен в МО " Разночиновский сельсовет ", " Прикаспийский сельсовет ", ведется строительство маневренного жилищного фонда в МО " Астраханский сельсовет ".
Согласно письму главы Администрации " Наримановский район " Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N N следует, что в МО " Прикаспийский сельсовет ", МО " Солянский сельсовет " в настоящее время осуществляется строительство муниципального жилищного фонда, по результатам которого часть жилых помещений будет отнесена к категории маневренного жилищного фонда.
В отношении МО " Астраханский сельсовет ", МО " Солянский сельсовет ", МО " Ахматовский сельсовет ", МО " Линейнинский сельсовет ", МО " Рассветский сельсовет ", МО " Старокучергановский сельсовет ", МО " Барановский сельсовет " Наримановского района Астраханской области в настоящее время не завершена процедура передачи муниципальной собственности (в том числе муниципального жилищного фонда) поселений в собственность района в соответствии с Законом Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N " Об отдельных вопросах разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в Астраханской области ".
Полной информацией о наличии либо отсутствия маневренного фонда Администрация района будет располагать только после завершения процедуры передачи имущества в муниципальную собственность Администрации МО " Наримановский район " и проведения соответствующей инвентаризации.
Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории муниципальных образований создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в поселках и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения.
Учитывая указанные обстоятельства и требования закона, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд правомерно пришел к выводу о том, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, заключающееся в создании на территории МО " Астраханский сельсовет ", МО " Прикаспийский сельсовет ", МО " Волжский сельсовет ", МО " Солянский сельсовет ", МО " Ахматовский сельсовет ", МО " Линейнинский сельсовет ", МО " Рассветский сельсовет ", МО " Старокучергановский сельсовет ", МО " Барановский сельсовет " Наримановского района Астраханской области специализированного маневренного жилого фонда, состоящего из конкретных жилых помещений (помещения).
Вопреки доводам жалобы о том, что ни административным истцом, не ответчиком не указано на конкретный нормативно - правовой акт, который содержал бы обязанность органа местного самоуправления по созданию маневренного жилищного фонда , статья. 15 ФЗ N от ДД.ММ.ГГГГ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " в совокупности с иными приведенными в решении суда нормами, обосновывает вывод суда о необходимости возложения обязанности по созданию маневренного жилищного фонда в том числе и на Администрацию МО " Наримановский район ", как на собственника муниципального жилья в районе.
Довод жалобы о том, что в нарушение закона прокурор не представил доказательств реальной нуждаемости и необходимости создания в каждом муниципальном образовании маневренного фонда, является несостоятельным, так как выполнение Администрацией обязанности по созданию маневренного жилищного фонда, прямо предусмотрено законом, и не ставится в зависимость от каких - либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости
Судебная коллегия не согласна с доводом жалобы относительно установленного законом срока исполнения решения суда, так как годичный срок в данном случае является разумным, кроме того, Администрация МО " Наримановский район " не лишена права на обращение в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к анализу правовых норм, и не опровергают выводы суда по существу дела, поэтому не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения.
Судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части отказа в удовлетворении административного иска о признании бездействия Администрации МО " Наримановский район ", выразившегося в отсутствии маневренного фонда незаконным.
Согласно разъяснения, содержащиеся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N " О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих ", в соответствии с которыми при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).
Отсутствие маневренного жилого фонда (в том числе и по причине незавершенной процедуры оформления), нарушает конституционные права граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (в связи с утратой жилых помещений вследствие чрезвычайных ситуаций, при проведении капитального ремонта занимаемых гражданами жилых помещений, в случае утраты жилого помещения и по другим основаниям).
Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории МО " Наримановский район " Астраханской области, при возникновении определенных обстоятельств, может повлечь необоснованное расходование бюджетных средств администрации на оплату найма требуемого жилого помещения. Нехватка или отсутствие на территории района маневренного жилищного фонда - помещений, представляемых на период завершения капитального ремонта или реконструкции дома, является препятствием для проведения таких ремонтных работ.
Ссылка суда на п исьмо главы Администрации МО " Наримановский район " Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N N, адресованного главам поселений Наримановского района, на обращение главы Администрации МО " Наримановский район " Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N в адрес прокурора Наримановского района, не является подтверждением совершения Администрацией МО " Наримановский район " действий по исполнению обязанности по созданию маневренного жилищного фонда, кроме того, данная обязанность напрямую вытекает из закона, и не ставится в зависимость от усмотрения Администрации МО " Наримановский район ".
Указание в решении на то, что передача недвижимого имущества из сельских поселений в собственность муниципального района, в том числе для целей создания маневренного жилищного фонда, связана с длительной процедурой ее оформления по причине отсутствия необходимых документов у сельских поселений, не освобождает Администрацию МО " Наримановский район " от исполнения обязанности по созданию маневренного жилищного фонда, кроме того, вопросы передачи недвижимого имущества были урегулированы Законом Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N " Об отдельных вопросах разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в Астраханской области ", то есть, действия по исполнению указанного нормативного акта не проводятся в течение более 7 лет.
Судебная коллегия приходит к выводу обездействии Администрации МО " Наримановский район ", выразившегося в отсутствии маневренного фонда , поскольку обязанность по созданию маневренного жилищного фонда законом не поставлена под условие реальной нуждаемости и необходимости создания в каждом муниципальном образовании маневренного фонда , а отсутствие надлежащего финансирования не освобождает Администрацию МО " Наримановский район " от исполнения возложенной на нее Федеральным законом " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " обязанности по созданию маневренного жилищного фонда и не может служить основанием для отказа гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Наримановского районного суда Астраханской области от 27 июля 2015 года в части отказа в удовлетворении административного иска прокурора Наримановского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО " Наримановский район " о признании бездействия, выразившегося в отсутствии маневренного фонда незаконным - отменить. Принять в данной части новое решение, которым административный иск прокурора Наримановского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО " Наримановский район " о признании бездействия, выразившегося в отсутствии маневренного фонда незаконным - удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации МО " Наримановский район " Астраханской области, выразившееся в отсутствии маневренного жилищного фонда на территории МО " Наримановский район " Астраханской области. В остальной части решение - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации МО " Наримановский район " - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.