Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Подольской А.А.
При секретаре судебного заседания Филатовой К.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N по заявлению Леоновой А.В. об изменении кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Леонова А.В. обратилось в Самарский областной суд, с учетом уточнения требований, с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, установленных постановлением Правительства Самарской области N 610 от 13.11.2013 года "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", на основании недостоверности сведений о земельном участке с кадастровым номером N, использованных при определении его кадастровой стоимости, и определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" в соответствии с достоверными сведениями о земельном участке, а именно исходя из удельного показателя, соответствующего 8-му виду разрешенного использования: "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения".
Также истец просит обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области исключить из ГКН сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка исходя из удельного показателя, соответствующего 17-му виду разрешенного использования, и обязать ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" указать сведения о кадастровой стоимости земельного участка исходя из 8 группы вида разрешенного использования.
Свои требования Леонова А.В. обосновывает тем, что постановлением Правительства Самарской области N 610 от 13.11.2013 года кадастровая стоимость земельного участка установлена на 01.01.2013 года исходя из того, что земельный участок был ошибочно отнесен к 17-му виду разрешенного использования, на основании чего считает, что при определении кадастровой стоимости земельного участка были использованы недостоверные сведения.
Подтверждением данного обстоятельства заявитель считает ответ Управления Росреестра от 17.04.2015г. N 16/1251-3-2, согласно которому при отнесении объекта оценки к группе видов разрешенного использования принято во внимание наличие на земельном участке административного здания, что не соответствует действительности, поскольку земельный участок не застроен.
В судебном заседании Леонова А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении, указав, что ранее земельный участок относился к 8 группе видов разрешенного использования, что являлось правильным.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области Булатова А.Р., действующая на основании доверенности от 29.12.2014г. заявленные требования не признала, считает, что не имеется оснований для их удовлетворения. При установлении кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Правительства Самарской области N 610, не имелось факта использования недостоверных сведений о спорном земельном участке. Сведения о наличии на земельном участке административного здания поступили от администрации г.о. Тольятти.
Представители Правительства Самарской области и Министерства имущественных отношений Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, мэрии г.о Тольятти в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены, в представленных письменных отзывах просили в удовлетворении требований отказать.
Представитель ООО "Группа комплексных решений" в судебное заседание не явился, просят дело рассматривать в их отсутствие, в письменном отзыве указали, что для определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Самарской области, все земельные участки были сгруппированы в зависимости от вида разрешенного использования и местоположения объекта. При этом оценщик руководствовался приказом Минэкономразвития N 39, распределение объектов недвижимости по видам разрешенного использования было выполнено на основании сведений о земельных участка, содержащихся в Перечне земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке. При группировке земельных участков оценщик руководствовался информацией о разрешенном использовании, которое является обязательной учетной характеристикой объекта оценки - земельного участка в Государственном кадастре недвижимости. Земельный участок с кадастровым номером N с учетом указанного вида разрешенного использования - "для дальнейшей эксплуатации складов, овощехранилища, сторожки и оздоровительного комплекса" отнесен к 17 виду разрешенного использования, как виду разрешенного использования, охватывающего более широкий спектр видов объектов, разрешенных к использованию (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура, искусство). При этом они также использовали сведения с публичной кадастровой карты, где указано, что согласно классификатору земельный участок предназначен для размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения. Ими делался запрос в адрес главы г.о. Тольятти для уточнения вида разрешенного использования, однако ответ не предоставлен. Просят в требованиях отказать.
В соответствии с положениями п.4 ст.247 КАС РФ суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Леоновой А.В. удовлетворению не подлежат, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.
Согласно пункту 10 названных Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Как установлено судом, Министерством имущественных отношений Самарской области осуществлен заказ работ в рамках государственного контракта с ООО "Группа комплексных решений" по государственной кадастровой оценке земельных участок на территории Самарской области, в количестве 1 000 175, в том числе и спорного земельного участка.
Постановлением Правительства Самарской области N 610 от 13.11.2013г. утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135 "Об оценочной деятельности в РФ" основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела усматривается, что в государственном кадастре недвижимости содержатся актуальные сведения о земельном участке с кадастровым номером N, общей площадью 1089 кв.м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации складов, овощехранилища, сторожки и оздоровительного комплекса, расположенном по адресу: "адрес"
Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" утверждена кадастровая стоимость данного земельного участка, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена в соответствии с отнесением к 17 группе видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, которая с момента внесения сведений в ГКН - с 25.11.2013 года по настоящее время составляет 5 638 754,88 руб.
Судом рассматривались доводы о том, что имеется кадастровая ошибка в части неправомерного отнесения земельного участка к 17 виду разрешенного использования и они не нашли своего подтверждения.
В соответствии со статьей 24.15 Федерального закона N 135-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Во исполнение названного пункта 11 Правил, приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Согласно пункту 1.2 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется в разрезе определенных данными указаниями видов разрешенного использования, среди которых:
к группе 1.2.8 отнесены - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения",
к группе 1.2.17 - "земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
В соответствии с федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 года N 508, который является обязательным к применению при определении кадастровой стоимости (п.2), при определении кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки все объекты оценки, содержащиеся в перечне для целей проведения государственной кадастровой оценки, разбиваются на группы объектов оценки на основании анализа информации о рынке объектов оценки, обоснования модели оценки кадастровой стоимости, состава ценообразующих факторов и сведений о значениях ценообразующих факторов объектов оценки для каждого исследуемого вида объектов оценки (п.16).
Таким образом, отнесение объекта кадастровой оценки к какому-либо виду разрешенного использования является результатом работы оценщика, при котором он руководствуется приказом Минэкономразвития РФ N 39, а именно оценщика ООО "Группа комплексных решений", поскольку общество являлось исполнителем работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной впоследствии постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2013 года N 610.
Суд полагает необоснованными доводы о том, что оценщиком принята во внимание недостоверная информация о наличии на земельном участке административного здания, поскольку как следует из отзыва ООО "Группа комплексных решений", сведений от администрации г.о. Тольятти о подтверждении вида разрешенного использования они не получали, следовательно, указанный показатель не учитывался ими при отнесении земельного участка к определенному виду разрешенного использования.
Управление Росреестра сведения о наличии административного здания получила из ответа мэрии г.о. Тольятти.
При этом суд полагает, что сама по себе ссылка на указание о наличии объекта на земельном участке не свидетельствует о неправомерности отнесения его к 17 виду разрешенного использования, как наиболее широкому спектру, поскольку вид разрешенного использования - для дальнейшей эксплуатации складов, овощехранилища, сторожки и оздоровительного комплекса, не исключает возведение объектов, связанных со здравоохранением, физической культурой, спортом. Как следует из отзыва мэрии г.о. Тольятти, земельный участок расположен в зоне Ц-7- полифункциональная зона общественно-производственного назначения, в которой, в том числе возможно строительство объектов административно-делового назначения, объекты здравоохранения, крытые спортивные объекты с искусственным льдом, объекты торгового назначения и общественного питания, т.е. с учетом отсутствия на земельном участке каких-либо строений, не представляется возможным однозначно установить, какое именно фактическое использование земельного участка.
В данном случае формулировка вида разрешенного использования изложена таким образом, что его можно отнести к различным группам видов разрешенного использования. Именно так и считает административный истец, что при кадастровой оценке оценщиком ошибочно был отнесен земельный участок к ненадлежащей группе разрешенного использования, в связи с неверным истолкованием словесного описания вида разрешенного использования.
Однако данный вопрос не может быть рассмотрен в порядке оспаривания кадастровой стоимости земельного участка по основанию недостоверности сведений о земельном участке, использованных при его кадастровой оценке.
Суд принимает во внимание, что вопрос об уточнении формулировки вида разрешенного использования, либо его изменении или установлении, вправе ставить только собственник земельного участка, обратившись в кадастровый орган. Изменение сведений о разрешенном использовании производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов. Как пояснила в судебном заседании Леонова А.В., она не обращалась в кадастровый орган с целью уточнения вида разрешенного использования земельного участка, что могло бы послужить основанием для пересмотра кадастровой стоимости земельного участка исходя из данных оснований.
Ссылки на то, что ранее земельный участок относился к 8 виду разрешенного использования, правового значения не имеют, поскольку не являются актуальными сведениями о нем.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что следует отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.180, ст. 249 КАС РФ
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Леоновой А.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N исходя из 8 группы вида разрешенного использования, обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" исключить из ГКН сведения о кадастровой стоимости земельного участка исходя из 17 группы вида разрешенного использования - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Самарского областного суда.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 05.10.2015г.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.