Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Устаевой Н.Х.,
судей Загирова Н.В.и Магадовой А.В.,
при секретаре Магарамовой С. Г.,
с участием прокурора Гаджимагомедова М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чараханова Ч.И. к УСЗН в МО "Кумторкалинский район" об индексации, перерасчете и взыскании суммы задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью по апелляционному преставлению прокурора района А.А.Исраилова на решение Кировского районного суда г.Махачкалы 22 августа 2014
года, которым постановлено:
"Иск Ч. Ч. И. - удовлетворить.
Обязать УСЗН в МО "Кумторкалинский район" установить Ч. Ч. И. и его детям, не достигшим 14-летнего возраста - Ч. С. Ч., "дата" г.р., Чараханову Н. Ч., "дата" г.р., Ч. С. Ч., "дата" г.р., Чараханову А. Ч., "дата" г.р., с 1 января 2014 года и выплачивать в дальнейшем ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере "." руб. "." коп., с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом правительством РФ;
Взыскать с УСЗН в МО "Кумторкалинский район" единовременно за счет средств федерального бюджета (Казны РФ) в пользу Ч. Ч. И. сумму в размере "." руб. "." коп. за период с 01.07.2000г. по 01.05.2014г.;
Обязать с УСЗН в МО "Кумторкалинский район" установить Ч. Ч. И. с 1 января 2014 года и выплачивать в дальнейшем ежегодную компенсацию за вред здоровью в размере "." руб. "." коп., с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ;
Взыскать с УСЗН в МО "Кумторкалинский район" единовременно за счет средств федерального бюджета (Казны РФ) в пользу Ч. Ч. И. сумму в размере "." руб. "." коп., за период с 01.01.2001г. по 31.12.2013г.".
Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., объяснения прокурора, полагавшего решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чараханов Ч.И. обратился в суд с иском к УСЗН в МО "Кумторкалинский район" об индексации, перерасчете и взыскании суммы задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью.
Исковые требования мотивировал тем, что является инвалидом "." группы (бессрочно) вследствие ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС с формулировкой увечье получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС.
В соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995г. N179-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями) он и его дети, не достигшие 14-летнего возраста имеют право ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров (пункт 13 части 1 статьи 14).
УСЗН своевременно не проиндексировало ему и его несовершеннолетним детям ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, в связи с чем размер ежемесячной компенсации ему и его детям, не достигшим 14- летнего возраста, выплачивается в меньшем размере, чем полагается по Закону, с чем он не согласен.
В редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ указано: пункт 22 части первой статьи 14 ежемесячная выплата им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере трёхкратного установленного законом минимального размера оплаты труда.
С учетом изложенного и руководствуясь Законом РФ от 18 июня 1992г. N 3061-1, Федеральными законами от 24 ноября 1995г. N 179-ФЗ и 180-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002г. N 11-П, Постановлением Пленума ВС РФ от 14 декабря 2000 года N 35 (в ред. постановления Пленума ВС РФ от 05 апреля 2005г. N7), просил обязать УСЗН в МО "Кумторкалинский район" установить ему и его детям, не достигшим 14-летнего возраста с 1 января 2014 года и выплачивать в дальнейшем ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере "." руб. "." коп., с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ; взыскать с УСЗН в МО "Кумторкалинский район" единовременно за счет средств федерального бюджета (Казны РФ) в его пользу сумму в размере "." руб. "." коп. за период с 01июля 2000г. по 01 мая 2014г.; обязать УСЗН в МО "Кумторкалинский район" установить ему с 1 января 2014 года и выплачивать в дальнейшем ежегодную компенсацию за вред здоровью в размере "." руб. "." коп., с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемою федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемой Правительством РФ; взыскать с УСЗН в МО "Кумторкалинский район" единовременно за счет средств федерального бюджета (Казны РФ) в его пользу сумму в размере "." руб. "." коп. за период с 01 января 2001г. по 31 декабря 2013г.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда как незаконное и необоснованное отменить, в удовлетворении требований истца отказать.
Вступившими в силу законодательными актами, регулирующими спорные правоотношения, предусматривается иной порядок индексации и осуществления данных выплат.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что выплаты в установленном законом порядке не индексировались, в связи с чем образовалась недоплата.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться.
Так, из материалов дела усматривается, что Чараханов Ч.И. является инвалидом третьей группы вследствие ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, получает меры социальной поддержки, включая ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью, но не согласен с механизмом их индексации.
Согласно 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона гарантируется ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
Указанным выше Законом предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (ч. 3 ст. 5 Закона).
Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющегося для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обуславливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из изложенного следует, что установление и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Частью 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При этом положения статьи 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в первоначальной редакции предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот.
В редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" эта норма предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Исчисление ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление в твердых размерах исходя из базовой суммы 100 рублей было определено Федеральным законом от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были внесены изменения.
Статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп.), а с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей.
Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пункте 2 части первой статьи 13 названного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация на оздоровление инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе, и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление.
Индексация спорных выплат в период с 2004 года по момент рассмотрения спора производилась ежегодно в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации. Иного порядка индексации спорных сумм действовавшим законодательством не предусматривалось. То обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учетом вышеизложенного не означает, что порядок индексации указанных выплат не может быть различен. Спорные компенсации, согласно действующему правовому регулированию, индексируются только путем повышения фиксированного размера исходя из базовой суммы в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации.
Вывод суда о том, что индексация спорных выплат должна происходить по аналогии с индексацией, установленной для возмещения вреда здоровью, в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, так как данные денежные компенсации входят в общий объем возмещаемого вреда, основан на неправильном толковании указанных норм материального права и не может быть признан законным.
Поскольку предусмотренная вышеуказанными нормативными актами индексация выплачивавшихся истцу сумм денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы производилась своевременно, оснований считать нарушенным право Чараханова Ч.И. на их получение в полном объеме нет.
При рассмотрении спора суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, дал неправильную оценку представленным сторонами доказательствам, нарушил нормы материального и процессуального права.
С учетом изложенного для удовлетворения иска судом законных оснований не имелось.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Махачкалы 22 августа 2014
года отменить, принять по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении иска Чараханова Ч.И. к УСЗН в МО "Кумторкалинский район" об индексации, перерасчете и взыскании суммы задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.