Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вегель А.А.,
судей Зацепина Е.М., Новиковой Н.В.,
при секретаре Усачевой К.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 12 августа 2015 года по делу по административному иску Терентьевой Т. М. об оспаривании отказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула в предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве собственности без проведения торгов.
Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Терентьева Т.М. обратилась в суд с административным иском об оспаривании отказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (далее также Комитет) от ДД.ММ.ГГ N *** в предварительном согласовании предоставления на праве собственности без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований указала, что письмом Комитета от ДД.ММ.ГГ ей отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов по "адрес", в связи с тем, что она не является лицом, которое в соответствии с земельным законодательством имеет право на приобретение земельного участка без проведение торгов. Полагает, что такой отказ является незаконным, поскольку на данном земельном участке расположен самовольный жилой дом, в котором она длительное время проживает.
Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 12 августа 2015 года заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула от ДД.ММ.ГГ N ***. На Комитет возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Терентьевой Т.М. о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов по "адрес".
В апелляционной жалобе Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей после 01 марта 2015 года, не предусматривает возможность предоставления гражданам бесплатно без проведения торгов земельного участка под самовольно возведенным жилым домом. В соответствии с п.2 ст.39.19 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельного участка в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, порядок постановки на учет в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков по основаниям, указанным в подп.6 и 7 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливаются законом субъектов Российской Федерации. До настоящего времени законом Алтайского края такой порядок не установлен. Согласно переходным положениям, установленным ст.34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", при отсутствии законов субъекта Российской Федерации предоставление осуществляется в соответствии с нормами ст.39.14-39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Однако, указанные нормы не регулируют предоставление земельных участков под жилыми домами, на которые у граждан отсутствуют права. В связи с отсутствием правовых норм, регулирующих порядок предоставления земельных участков бесплатно под самовольно возведенный жилой дом, Комитетом не нарушено действующее законодательство при вынесении решения об отказе.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с подп.1 п.1 ст.39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 08 марта 2015 года) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (ст.39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подп.2 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Подпунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ Комитета противоречит закону и нарушает права административного истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, поскольку они соответствуют положениям действующего законодательства и обстоятельствам дела.
Как усматривается из материалов дела, Терентьева Т.М. проживает в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", самовольно возведенном до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" площадью *** кв.м, что не оспаривалось Комитетом.
Для оформления земельного участка в свою собственность ДД.ММ.ГГ Терентьева Т.М. обратились в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка без проведения торгов на основании ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д.43).
Отказывая административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов на основании письма N *** от ДД.ММ.ГГ со ссылкой на подп.2 п.8 ст.39.15, п.1 ст.39.16, подп.7 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Комитет указал на то, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Лица, фактически использующие земельный участок под самовольно возведенным жилым домом, не относятся к категориям граждан, которым земельный участок предоставляется в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подп.7 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д.5).
Между тем, Комитет не учел, что в силу подп.7 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3.1 части 1 статьи 2 Закона Алтайского края от 16 декабря 2002 года N88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" установлено, что земельный участок предоставляется бесплатно в собственность граждан в случае, если на земельном участке, находящемся в фактическом пользовании гражданина, расположен самовольно созданный жилой дом, возведенный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Изменения в положения п.п.3.1 п.1 ст.2 Закона Алтайского края от 16 декабря 2002 года N88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" не вносились, законодательные акты об утверждении иного перечня лиц, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, не принимались.
Следовательно, поскольку в фактическом пользовании Терентьевой Т.М. находится самовольно возведенный до даты введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации жилой дом, она относятся к числу лиц, которые вправе обратиться с заявлением об оформлении в свою собственность земельного участка под этим домом бесплатно без проведения торгов.
Доводы жалобы об обратном основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства. Положения п.3.1 ч.1 ст.2 Закона Алтайского края от 16 декабря 2002 года N88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" Земельному кодексу Российской Федерации, вопреки утверждению представителя Комитета, не противоречат. Напротив, подп.7 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно установлены ст.39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований (часть 1).
Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (часть 2).
Действительно, в настоящее время законом Алтайского края данный порядок не урегулирован.
Согласно п.19 ст.34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если субъектом Российской Федерации в соответствии с п.2 ст.39.19 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не установлен порядок предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, указанным в подп. 6 и 7 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), предоставление земельных участков указанным гражданам осуществляется в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, вправе обеспечить подготовку и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельных участков в целях их предоставления в собственность бесплатно указанным гражданам при отсутствии заявления заинтересованного лица.
Таким образом, в силу прямого указания закона к рассматриваемым правоотношениям положения ст.39.14 Земельного кодекса Российской Федерации применимы.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 12 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.