Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе
Председательствующего Черных С.В.
судей Савельевой М.А., Жегалова Е.А.
с участием прокурора Еськовой Ю.С.
при секретаре Елисейкиной В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Новосибирске 01 октября 2015 года гражданское дело по апелляционному представлению Татарской межрайонной прокуратуры Новосибирской области на решение Татарского районного суда Новосибирской области от 09 июня 2015 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Татарского межрайонного прокурора в интересах Нурахметова Ильдара Викторовича к Администрации Татарского района Новосибирской области, Администрации города Татарска Новосибирской области о восстановлении срока обращения по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями во внеочередном порядке.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда СавельевойМ.А., объяснения прокурора Еськовой Ю.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Татарский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Нурахметова Ильдара Викторовича с иском к Администрации города Татарска Новосибирской области, Администрации Татарского района Новосибирской области о понуждении к совершению действий.
Просил восстановить пропущенный срок для обращения за защитой прав ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, обязать Администрацию Татарского района Новосибирской области включить Нурахметова Ильдара Викторовича в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В обоснование указано, что Татарской межрайонной прокуратурой по поступившему заявлению Нурахметова И.В. проведена проверка исполнения жилищного законодательства. Проверкой установлено, что Нурахметов Ильдар Викторович, 02.08.1986 года рождения, относится к категории лиц из числа детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Нурахметова Г.А. решением Татарского районного народного суда от 28.06.1995 г. лишена родительских прав, а данные об отце внесены в свидетельство о рождении с ее слов, в связи с чем постановлением администрации Усть-Таркского района НСО от 29.09.1995 года N 144 над ним была установлена опека. Нурахметов И.В. имел право встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с 14 лет, т.е. с 02.08.2000 года, однако данное право по независящим от Нурахметова И.В. обстоятельствам не было им реализовано, так как органом опеки и попечительства Администрации города Татарска, ведающим до 01.01.2006 года вопросами, касающимися защиты имущественных прав лиц указанной категории, мер по своевременной постановке на учет Нурахметова И. В. в качестве нуждающегося в жилом помещении принято не было.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласна Татарская межрайонная прокуратура, в апелляционном представлении изложена просьба о его отмене.
Указывает, что судом не принято во внимание, что в нарушение ст. 121 СК РФ орган опеки и попечительства и Администрация г. Татарска не исполнили свою обязанность - не предприняли мер к постановке Нурахметова И.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения им возраста 18 лет.
Обращает внимание на то, что материальный истец имеет право на обеспечение жилым помещением до фактического обеспечения им.
Полагает уважительной причиной не реализации указанного права до 23 лет то обстоятельство, что в закон были внесены изменения после того, как Нурахметову И.В. исполнилось 23 года, а также то обстоятельство, что он отбывал наказание в местах лишения свободы и не имел возможности подготовить необходимый пакет документов для обращения.
Проверив материалы дела с учетом требований ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно абзацу 4 статьи 1 указанного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Статьей 8 названного Закона установлены дополнительные гарантии прав указанных выше лиц на имущество и жилое помещение.
Согласно ст. 8 указанного Закона в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 20.11.2013 года, согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды выясняли причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Данный подход к разрешению обозначенной проблемы является правильным.
Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Судом первой инстанции установлено, что Нурахметов Ильдар Викторович родился 02.08.1986 года в г. Татарске Новосибирской области.
Мать Нурахметова И.В. - Нурахметова Галия Архамтиновна лишена родительских прав в отношении троих детей, в том числе сына Ильдара, 02.08.1986 года рождения, и при отсутствии второго родителя дети переданы на попечение в органы опеки и попечительства при администрации города Татарска.
Как следует из преамбулы ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, а также из вышеприведенной статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Таким образом, предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе, предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет.
С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ меры социальной поддержки.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что доказательства, свидетельствующих об обращении Нурахметова И. В. до достижения им 18-летнего возраста, в орган местного самоуправления для обеспечения его жилым помещением как ребенка, оставшегося без попечения родителей, истцом не представлено, кроме того, не представлено доказательств того, что сам Нурахметов И.В. с момента достижения совершеннолетия и до достижения возраста 23 лет предпринимал попытки встать на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи со статусом лица, оставшегося без попечения родителей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Довод апелляционного представления о том, что в нарушение ст. 121 СК РФ орган опеки и попечительства и Администрация г. Татарска не исполнил свою обязанность - не предпринял мер к постановке Нурахметова И.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения им возраста 18 лет, не может быть принят во внимание, поскольку данное обстоятельство при разрешении значимым не является в связи с тем, что Нурахметов И.В. с 18 до 23 лет не был лишен права на самостоятельную реализацию гарантий, изложенных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
Согласно статье 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
Статьей 123 СК РФ трактуется устройство детей-сирот, как передача в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передача в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).
Таким образом, к устройству детей-сирот не относится обеспечение их жилыми помещениями, а норма об осуществлении органами опеки и попечительства последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ.
Прокурор в исковом заявлении ссылается на нормы Закона Новосибирской области от 5 июня 2013 года N331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которому формирование списка детей-сирот осуществляется органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере опеки и попечительства, в список включаются лица, указанные в части 1 статьи 1 Закона и достигшие возраста 14 лет, на основании письменных заявлений, поданных в уполномоченный орган законными представителями либо самими детьми.
Однако, на момент принятия указанного закона Нурахметов И.В. достиг возраста 26 лет, а потому орган опеки и попечительства Администрации Татарского района полномочиями по защите его прав не обладал.
Ссылка лица, подавшего апелляционное представление, на то, что материальный истец имеет право на обеспечение жилым помещением до фактического обеспечения им, является несостоятельной, поскольку основана на неправильном толковании норм материального права, надлежащее толкование подлежащего применению закона изложено выше.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 20.11.2013 года приведены примеры, когда дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа были приняты на учет нуждающихся в жилом помещении своевременно, однако впоследствии с такого учета были незаконно сняты. В случае установления данного факта суды также удовлетворяли требование указанных лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Также рассмотрены случаи, когда суды правильно исходили из того, что достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, которое было принято на учет нуждающихся в жилом помещении до 23-летнего возраста, не может служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено в период до достижения возраста 23 лет.
В данном же случае Нурахметов И.В. не только не обратился до достижения 23 лет с соответствующим заявлением и не был поставлен на учет нуждающихся, но и не предпринимал никаких мер для реализации своего права, а потому не относится к указанным в Обзоре примерам.
Судебной коллегией также не может быть принят во внимание довод апелляционного представления о том, что уважительной причиной не реализации указанного права до 23 лет является то обстоятельство, что в закон были внесены изменения после того, как Нурахметову И.В. исполнилось 23 года.
Согласно Закону Новосибирской области N 331-03 от 05.06.2013 г. "Об обеспечении жилыми помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа и детей, оставшихся без попечения родителей" установлен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно установленному порядку, в список включаются дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа и детей, оставшихся без попечения родителей на основании письменных заявлений, поданных в уполномоченный орган (пункт 2 ст. 2 Закона Новосибирской области N 331-03 от 05.06.2013 г.)
Пунктом 3 ст. 2 Закона Новосибирской области N 331-03 от 05.06.2013 г. установлен перечень документов, который заявитель должен самостоятельно предоставить вместе с заявлением.
Между тем, Нурахметов И.В. не обращался с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с порядком, который описан выше.
Однако данное обстоятельство не исключало возможность для истца быть поставленным на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенка, оставшегося без попечения родителей до вступления в силу ст. 6 Закона Новосибирской области N 33 1-03 от 05.06.2013 г.
Судебная коллегия также полагает несостоятельным довод представления о том, что уважительной причиной не реализации права является то обстоятельство, что Нурахметов И.В. отбывал наказание в местах лишения свободы и не имел возможности подготовить необходимый пакет документов для обращения.
Наделяя данный довод критической оценкой, судебная коллегия полагает, что данное обстоятельство не образует уважительность причины пропуска срока для реализации указанного права.
Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Татарского районного суда Новосибирской области от 09 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление Татарской межрайонной прокуратуры Новосибирской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.