Судья Новосибирского областного суда Галина В.А.,
при секретаре Мальцевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе заместителя начальника ОИК УФМС России по Новосибирской области ФИО2 на постановление судьи Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 17 июля 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 17 июля 2015 года гражданин республики ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель начальника ОИК УФМС России по Новосибирской области ФИО2 просит отменить постановление судьи и возвратить дело на новое рассмотрение в Дзержинский районный суд г.Новосибирска.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то обстоятельство, что ФИО1 З. своевременно не выехал с территории Российской Федерации и не предпринял никаких мер, направленных на легализацию своего пребывания, в уполномоченные в сфере миграционной политики органы не обращался, что свидетельствует о грубом пренебрежении со стороны ФИО1 З. требованиями законодательства Российской Федерации. Также не представлено достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих совместное проживание ФИО1 З. одной семьей с матерью его ребенка и сыном, в свидетельстве о рождении которого в графе "отец" стоит прочерк. Свидетельства об установлении отцовства в отношении сына суду не представлено, свидетельство о браке с матерью также отсутствует.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 207-ФЗ) предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 16 июля 2015 года в помещении УФМС России по Новосибирской области по адресу "адрес", был выявлен гражданин Республики ФИО1, который прибыл на территорию Российской Федерации 28 мая 2014 года, по прибытию в г.Новосибирск встал на миграционный учет сроком на три месяца, в нарушение требований пункта 2 статьи 5 Федерального закона N115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" по истечении срока пребывания от выезда с территории Российской Федерации уклонился, и незаконно пребывает в Российской Федерации с августа 2014 года по настоящее время.
Факт совершения ФИО1 З. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 17 июля 2015 года N N (л.д.4), сведениями миграционного учета иностранных граждан (л.д.5-11), объяснениями ФИО1 З. (л.д.3), рапортом инспектора ОИК УФМС России по Новосибирской области ФИО3 (л.д.2) и иными собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение режима пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, то есть нарушение части 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Таким образом, действия ФИО1 З. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении ФИО1 З. наказания, судья районного суда, принимая во внимание позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 14 февраля 2013 года N4-П, не установив смягчающих и отягчающих обстоятельств по делу, приняв во внимание нахождение в г. Новосибирске супруги и малолетнего ребенка, пришла к выводу о назначении наказания в виде штрафа без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
С данным выводом согласиться нельзя, так как в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Санкция части 1.1 статьи 18.8 предусматривает административное наказание в виде штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Действительно, в соответствии с частью 2 статьи 8 Конвенции о защите прав и человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии у лица, привлекаемого к административной ответственности супруги и ребенка, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Семейного кодекса РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. Фактические брачные отношения без государственной регистрации брака, независимо от продолжительности и наличия совместных детей, не являются браком в юридическом смысле.
Вопреки утверждению лица, привлекаемого к административной ответственности, о том, что на территории Российской Федерации у него есть семья, свидетельства о регистрации брака в материалы дела не представлено; в графе "отец" копии свидетельства о рождении ребенка стоит прочерк.
Указанные обстоятельства дают основания полагать, что судьей районного суда были неправильно установлены фактические обстоятельства дела и надлежащая правовая оценка в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствам дана не была.
С учетом изложенных обстоятельств, обжалуемое постановление судьи подлежит отмене по основаниям пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначенного наказания.
Учитывая, что в соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности за совершение настоящего административного правонарушения на момент рассмотрения судом жалобы не истек, то возможность рассмотрения настоящего дела и установления лица, виновного в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не исчерпана.
Вследствие этого дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Дзержинский районный суд г.Новосибирска на новое рассмотрение, при котором суду следует учесть изложенное и на основании имеющихся и вновь представленных доказательств постановить законное и обоснованное решение в части назначенного наказания.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 17 июля 2015 года отменить в части назначенного наказания и направить дело в указанной части на новое рассмотрение, удовлетворив жалобу заместителя начальника ОИК УФМС России по Новосибирской области.
Судья В.А.Галина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.