Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Чайкиной Е.В.
судей краевого суда Погореловой Е.А.
Иванова А.В.
при секретаре Фофоновой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 15 сентября 2015 года гражданское дело по иску Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Забайкальскому краю в интересах К. к Министерству здравоохранения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А.
на решение Центрального районного суда г. Читы от 1 июня 2015 года, которым постановлено требования Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Забайкальскому краю в интересах К. к Министерству здравоохранения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края осуществить закупку лекарственного препарата "данные изъяты") для обеспечения К. постоянно до отмены соответствующего препарата.
Обязать Министерство финансов Забайкальского края осуществить финансирование закупки лекарственного препарата "данные изъяты") для обеспечения К..
Заслушав доклад судьи Чайкиной Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Забайкальскому краю обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, мотивировал его следующим. После стационарного лечения и обследования в ФГБУ " "данные изъяты", "Дата". К. назначено медикаментозное длительное лечение по жизненным показаниям лекарственным препаратом "данные изъяты"). Ссылаясь на то обстоятельство, что К., являясь инвалидом N группы, имеет право на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера) в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. N 2782-р, истец просил суд обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края обеспечить К. лекарственным препаратом "данные изъяты") в соответствии с заключением ФГБУ " "данные изъяты" от "Дата"., постоянно до отмены соответствующего препарата.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Забайкальского края.
В ходе судебного заседания сторона истца требования дополнила, просила суд также обязать Министерство финансов Забайкальского рая осуществить финансирование закупки лекарственного препарата "данные изъяты") для обеспечения К.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А. ссылается на то, что требования Росздравнадзора по Забайкальскому краю заявлены к Министерству здравоохранения Забайкальского края. Требований, а также правового обоснования таких требований, к публично-правовому образованию - Забайкальскому краю, не предъявлено. Исковое заявление также не содержит правового обоснования привлечения к ответственности Министерства финансов Забайкальского края. Возложение на Министерство финансов Забайкальского края обязанности обеспечить дополнительное финансирование мероприятий по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, т.е. возложение на финансовый орган субъекта обязанности финансирования за пределами средств, предусмотренными краевым бюджетом - противоречит действующему законодательству РФ, в связи с чем, Министерство финансов Забайкальского края является ненадлежащим ответчиком по заявленному требованию. Просит решение суда в соответствующей части отменить, в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца К., просившей об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, К. является инвалидом N группы, имеет диагноз "данные изъяты". После стационарного лечения и обследования в ФГБУ " "данные изъяты", "Дата". назначено медикаментозное длительное лечение по жизненным показаниям лекарственным препаратом "данные изъяты") "данные изъяты" мг "данные изъяты" раза в день в первый месяц с последующим увеличением дозы до "данные изъяты" мг "данные изъяты" раза в день.
В соответствии с заключением ФГБУ " "данные изъяты" оперативное лечение противопоказано, проба на вазореактивность отрицательна, назначена комплексная консервативная терапия легочной гипертензии, включая препарат "данные изъяты").
Из заключения консилиума врачей следует, что учитывая наличие "данные изъяты"), единственным препаратом первой линии для этой категории больных является "данные изъяты") в дозе "данные изъяты" мг "данные изъяты" раза в день (начальная доза "данные изъяты" мг "данные изъяты" раза в день) с последующим увеличением дозы.
Разрешая спор, суд при соблюдении принципов гражданского процессуального закона о равноправии и состязательности сторон, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил подлежащие применению нормы материального права (ст.ст. ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, п. 8 ст. 6.1, п.п. 1, 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", от 21.10.2011 N 856, от 22.10.2012 N 1074 об утверждении программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2012 год, 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2014 N 2782-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 г. ... ", ч. 2 ст. 19, ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 23-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", п. 2.4 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 г., Законами Забайкальского края от 25.11.2010 N 433-ЗЗК "О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан", от 23.12.2014 N 1116-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2015 год и плановый период 2016 год и 2017 год"), представленным доказательствам дал оценку, соответствующую требованиям ст. 67 ГПК РФ, и пришел к обоснованным выводам о возложении обязанностей на Министерство здравоохранения Забайкальского края осуществить закупку лекарственного препарата "данные изъяты") для обеспечения им К., на Министерство финансов Забайкальского края осуществить финансирование закупки указанного лекарственного препарата для обеспечения К.
Суждения суда подробно мотивированы и судебной коллегии не представляются ошибочными.
Не оспаривая права К. на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимым ей лекарственным препаратом "данные изъяты") в силу с приведенных выше федеральных нормативно-правовых актов, в частности Федеральнго закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Министерство финансов Забайкальского края не согласно с возложенной на него обязанностью по финансированию закупки лекарственного средства.
Оснований не согласиться с решением суда в оспариваемой части у судебной коллегии не имеется.
В соответствии со ст. ст. 4.1, 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включена дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.
Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", которым утверждены перечни групп населения и виды заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно, а также перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой в порядке, установленном субъектами РФ. Финансирование расходов по оплате лекарственных средств и изделий медицинского назначения осуществляется за счет средств субъекта РФ и иных источников, привлекаемых им на эти цели.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение граждан лекарственными препаратами находится в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, расходные обязательства субъекта РФ не могут возникнуть на основании Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 года N 890, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно п. ж ч. 1 ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства; отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из п. 5 ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Пункт 3 ч. 1 ст. 16 этого же Закона устанавливает, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года N 1074 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, из которой следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
В соответствии с пунктами 3, 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным постановлением. При этом Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденными указанным постановлением, инвалидам все без исключения лекарственные средства по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно.
Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о возложении на Министерство финансов Забайкальского края обязанности по финансированию, обеспечению истца К. необходимым лекарственным препаратом.
Отсутствие в бюджете денежных средств не должно явиться основанием к нарушению прав К. на обеспечение жизненно-важными лекарственным препаратом.
Выводы суда соответствуют установленным судом фактам и закону, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, и не позволяет признать их ошибочными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Читы от 1 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Чайкина Е.В.
Судьи: Погорелова Е.А.
Иванов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.