судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.А.
судей Руснак А.Ф.
Чистяковой Т.И.
при секретаре Щегловой Н.Г.
с участием - представителей заявителя Апалькова Д.А.
Ольховского М.Э.
- представителя заинтересованных лиц Гончарук Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Республики Крым гражданское дело по заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты", заинтересованные лица - Министерство имущественных и земельных отношений Совета Министров Республики Крым, Крымская таможня Федеральной таможенной службы Российской Федерации, о признании транспортных средств бесхозяйным движимым имуществом, об обращении их в собственность Республики Крым и понуждении передать имущество на баланс,
по апелляционной жалобе Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" на решение Керченского городского суда Республики Крым от 29.01.2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты" (сокращенное наименование ГУП РК "КМП") обратилось в суд с заявлением о признании транспортных средств - автомобилей: " "данные изъяты"" государственный регистрационный N IT, " "данные изъяты"" N IT, " "данные изъяты"" джип N IT, " "данные изъяты"" N IX, бесхозяйным движимым имуществом, обращении их в собственность Республики Крым и понуждении передать на баланс ГУП РК "КМП", мотивируя требования тем, что указанные транспортные средства были выгружены судном " "данные изъяты"", прибывшего из "адрес", о чем ДД.ММ.ГГГГ была составлена тальманская расписка. Сведений о собственниках указанных транспортных средств ГУП РК "КМП" не имеет и установить, кому они принадлежат, не представляется возможным, в связи с чем, ссылаясь, в том числе на длительность нахождения автомобилей на охраняемой территории Порта и причинение в связи с этим убытков государству, просили признать их бесхозяйным имуществом, обратить в собственность Республики Крым с передачей на баланс ГУП РК "КМП".
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 29.01.2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ГУП РК "КМП" просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановление с нарушением норм действующего законодательства.
В возражениях Крымская таможня (л.д. 183), Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (л.д. 187) указывают на несостоятельность изложенных в апелляционной жалобе доводов.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и поданных на неё возражений, заслушав пояснения представителей заявителя и представителя Крымской таможни, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает необходимым оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим правовым основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, с выводами которого в целом соглашается судебная коллегия, пришел к обоснованному выводу о безосновательности заявленных требований ГУП РК "КМП" и отсутствии правовых оснований для признания на основании поданного ими заявления находящихся на территории ГУП РК "КМП" автомобилей бесхозяйным движимым имуществом, обращения их в собственность Республики Крым и передачи на баланс ГУП РК "КМП" в целях компенсации понесенных затрат на обеспечение сохранности данных транспортных средств.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, транспортные средства, в том числе: с регистрационными N IT, N IT и N IT согласно тальманской расписки от ДД.ММ.ГГГГ были доставлены на территорию Порта судном "данные изъяты"" (л.д. 5); в списке водителей с легковыми а/м от ДД.ММ.ГГГГ относительно вышеуказанных транспортных средств "данные изъяты" (регистрационный N IT, "данные изъяты" Джип N IT и "данные изъяты" Джип N IT) водителем указан ФИО11 (гражданин РФ), который сопровождал указанные ТС в качестве пассажира судна (л.д. 6, 7).
Сведения относительно доставки на территории Порта автомобиля " "данные изъяты"" (регистрационный N IX) заявителем не представлены со ссылкой на их отсутствие, однако, по информации заявителя указанное транспортное средство также выгружено на территорию Порта ДД.ММ.ГГГГ
До настоящего времени собственники указанных транспортных средств за ними не обратились и о своих правах на них не заявили.
Разрешая заявленные ГУП РК "КМП" требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в соответствии с п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался.
Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ такое имущество является бесхозяйным и, как установлено ст. 226 ГК РФ, движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другим лицом в свою собственность, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Согласно абзацу 1 ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Порядок разрешения судом заявлений о признании вещи бесхозяйной установлен Главой 33 ГПК РФ и, как определено ч. 1 ст. 293 ГПК РФ, суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
При этом, закон не исключает признание движимой вещи брошенной при неизвестности ее владельца, однако в силу ст. 56 ГПК РФ при разрешении требований в таком случае должны быть предоставлены безусловные доказательства того, что вещь брошена и собственниками совершены безусловные действия/бездействие, свидетельствующие об отказе от принадлежащего ему имущества.
Кроме того, при разрешении вопроса о признании бесхозяйными вышеуказанных автомобилей необходимо учитывать, что указанные транспортные средства после их доставки из Грузии не прошли таможенного оформления, находились в зоне таможенного контроля таможенных органов Украины, а после вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации находятся на территории ГУП РК "КМП". Однако, как следует из пояснений представителя Крымской таможни, статус указанных автомобилей в связи с этим не изменился и обязанность по их таможенному оформлению в соответствии с положениями Таможенного кодекса таможенного союза и Федерального закона от 27.11.2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" не прекращена.
В соответствии со ст. 135 Решения Совета глав государств Содружества Независимых Государств (СНГ) от 10.02.1995 года "Об основах таможенных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств", которой установлен порядок пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, в отношении которых не завершено таможенное оформление, никто не вправе пользоваться и распоряжаться транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами и национальным законодательством. Национальным законодательством могут устанавливаться условия и налагаться ограничения на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено.
Согласно ст. 153 Таможенного кодекса Таможенного союза Пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза.
Вопросы признания такого имущества (товара) бесхозяйным регламентированы ст. 186 Федерального закона от 27.11.2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", согласно которой товары обращаются в федеральную собственность, в том числе, на основании судебного акта по заявлению (иску) таможенного органа или иного уполномоченного органа о признании имущества бесхозяйным либо об обращении изъятых товаром в федеральную собственность в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, со дня вступления в силу судебного акта.
ГУП РК "КМП" таким уполномоченным органом не является, а Министерство имущественных и земельных отношений Совета Министров Республики Крым относительно заявленных транспортных средств имеет отличную от ГУП РК "КМП" позицию, ссылаясь на Постановление Государственного Совета Республики Крым N 2085-6/14 от 30.04.2014 года "О вопросах управления собственностью Республики Крым", п. 4 ст. 17 Закона Республики Крым N 46-ЗРК от 08.08.2014 года "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым", согласно которым на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, но не позднее чем до 01.01.2015 года, все государственное имущество (государства Украины) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым, а в силу п. 14 ч. 3 ст. 2 Закона N 46-ЗРК от 08.08.2014 года, Совет Министров Республики Крым принимает решение о закреплении имущества Республики Крым на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за предприятиями и учреждениями.
Согласно п. 2 Указа Главы Республики Крым от 03.09.2014 года N 242-У "Об уполномоченном органе" все действия, в том числе относительно бесхозяйного имущества, которое учитывается на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией (федеральная собственность), Республикой Крым (собственность субъекта Российской Федерации) и муниципальной собственностью, как собственность Республики Крым, осуществляются Уполномоченным органом - Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым.
При этом Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым самостоятельно осуществляет свои полномочия в том числе относительно закрепления имущества Республики Крым на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за предприятиями и учреждениями Республики, и предусмотренных законом оснований для возложения на Министерство обязанности при изложенных выше обстоятельствах передать транспортные средства на баланс ГУП РК "КМП" не усматривается.
Учитывая совокупность вышеизложенного, оценив доводы лиц, участвующих в деле, и собранные по делу доказательства, судебная коллегия пришла к выводу о том, что правовых оснований для признания по заявлению ГУП РК "КМП" вышеуказанных транспортных средств бесхозяйным имуществом, обращения их в собственность Республики Крым и последующей передачи на баланс ГУП РК "КМП" не усматривается.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли бы на его законность и обоснованность либо опровергали бы выводы суда.
Учитывая изложенное, судебная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции, правильно установив юридически значимые обстоятельства, характер спорных правоотношений и нормы материального права, которые их регулируют, проанализировав доводы заявителя, и собранные по делу доказательства, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛА:
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 29.01.2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев непосредственно в суд кассационной инстанции.
Председательствующий судья: Кузнецова Е.А.
Судьи: Руснак А.Ф.
Чистякова Т.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.