Судья: Хуснетдинова А.М. Дело N 33-***034/15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 мая 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе Председательствующего Ворониной И.В.,
судей Лемагиной И.Б., Лукьянова И.Е.,
при секретаре Горенко А.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ворониной И.В.,
дело по апелляционной жалобе Громыко Ж.В., Виташова Н.М., в интересах несовершеннолетнего Строителева Д.К., на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 14 января 2015 года, которым постановлено:
Громыко Ж.В., Виташову Н.М. в удовлетворении иска к УСЗН района Марьина Роща г. Москвы об обязании включить несовершеннолетнего ребенка в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями - отказать,
установила:
Истцы Громыко Ж.В., Виташов Н.М. обратились в суд с иском к ответчику УСЗН района Марьина Роща г. Москвы об обязании включить несовершеннолетнего ребенка Строителева Д.К., ***года рождения, в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что они являются приемными родителями несовершеннолетнего Строителева Д.К., ***года рождения, который с момента передачи его в семью истцов, проживал с ними по адресу: ***. В ***г. семья переехала по новому адресу: ***. Однако, с момента рождения, несовершеннолетний ребенок зарегистрирован в квартире по адресу: ***, которая была признана непригодной для проживания. Истцы, руководствуясь положениями ФЗ N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", обратились к ответчику с заявлением о включении их ребенка в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения ребенка новым жилым помещением, взамен квартиры, признанной непригодной для проживания. Вместе с тем, ответчик включить мальчика в данный список отказался, со ссылкой на его регистрацию в г. ***, и рекомендовал истцам обратиться в органы опеки и попечительства по ***району. Истцы, полагая, что указанные действия ответчика являются незаконными, обратились в суд с данным исковым заявлением.
Истец Громыко Ж.В. и ее представитель по доверенности Маричева Л.Б., действующая также в интересах Виташова Н.М., в судебное заседание явились, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика УСЗН района Марьина Роща г. Москвы по доверенности Хмара Л.В. в судебное заседание явилась, против удовлетворения заявленных исковых требований возражала, представила письменные возражения на исковое заявление, доводы которых поддержала в полном объеме.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просят по доводам апелляционной жалобы Громыко Ж.В., Виташова Н.М., в интересах несовершеннолетнего Строителева Д.К., считая его неправильным.
Представитель Громыко Ж.В., Виташова Н.М., в интересах несовершеннолетнего Строителева Д.К., по доверенности Маричева Л.Б. в суд явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель УСЗН района Марьина Роща г. Москвы - Хмара Л.В. в суд явилась, возражала против доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленное с нарушениями требований закона.
Статьей 195 ГПК РФ предусмотрено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по ***муниципальному району N***от ***г., несовершеннолетний Строителев Д.К., ***года рождения, зарегистрированный по адресу: ***, передан на воспитание в приемную семью Виташова Н.М. и Громыко Ж.В., зарегистрированных по адресу: ***.
Постановлением руководителя муниципалитета внутригородского муниципального образования Марьина Роща в г. Москве N*** от ***г. несовершеннолетний Строителев Д.К., ***года рождения, переданный на воспитание Виташову Н.М., Громыко Ж.В., поставлен на учет в муниципалитете Марьина Роща по месту фактического проживания приемной семьи по адресу: ***.
На основании данного соглашения стороны заключили Договор N1 от ***г. о передаче несовершеннолетнего, Строителева Д.К., ***года рождения, на воспитание в приемную семью.
Дополнительным соглашением N1 от *** г. к Договору N1 от ***г. о приемной семье, в связи с передачей администрацией муниципального округа Марьина Роща г. Москвы полномочий по опеке, попечительству и патронажу Управлению социальной защиты населения района Марьина Роща г. Москвы, внесены изменения в преамбулу договора N1.
Заключением N*** от ***г., межведомственной комиссии, назначенной Постановлением Главы ***муниципального района Московской области ***г. N***, жилые помещения (комната N1 и N6) в квартире N4 дома N1 по переулку ***в г. ***, признаны непригодными для проживания.
Из ответа УСЗН района Марьина Роща г. Москвы от ***г., предоставленного Виташову Н.М. на его заявление, следует, что на основании распоряжения Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по ***муниципальному району от ***г. N***за несовершеннолетним Строителевым Д.К. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: ***.
Поскольку ответчику отделом опеки и попечительства Министерства образования Московской области по ***району было предоставлено заключение о признании жилого помещения, в котором зарегистрирован несовершеннолетний ребенок, УСЗН района Марьина Роща г. Москвы рекомендовало истцу Виташову Н.М. по вопросу внесения Строителева Д.К. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обратиться в Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по ***муниципальному району.
Истцы, ссылаясь на положения п.1.3 Договора N1 от ***г., которым установлено, что место жительства приемного ребенка определяется по фактическому месту жительства приемных родителей по адресу: ***, полагают, что рекомендация ответчика является незаконной, и включение ребенка в список детей, подлежащих обеспечению жилым помещением, должно осуществляться по их фактическому месту жительства.
Поскольку с заявлением о включении Строителева Д.К.,***года рождения, в списки детей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, истцы обратились к ответчику до исполнения ребенку *** лет, суд, руководствуясь п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", Постановления Правительства Москвы от 02 октября 2007 г. N 854 - ПП "Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа", которым утверждено Положение об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа", не усмотрел оснований для обязания УСЗН района Марьина Роща г. Москвы включить Строителева Д.К. в данные списки.
Кроме того, суд первой инстанции счел доводы истцов о том, что ответчик незаконно рекомендовал им обраться в Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по ***муниципальному району, неверными, поскольку при наличии обстоятельств, препятствующих возвращению ребенка-сироты в сохраненное за ним жилое помещение и письменного обращения в орган местного самоуправления внутригородского муниципального образования о признании невозможным возвращения ребенка в сохраненное за ним жилое помещение, уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа издает соответствующий распорядительный документ. Причем, такой распорядительный документ издается уполномоченным органом, только при достижении ребенком-сиротой возраста *** лет.
Поскольку распорядительный документ ответчиком не издавался, суд пришел к выводу об отсутствии спора между сторонами о том, какой субъект Российской Федерации должен издавать данный документ. Обжалование письма, носящего рекомендательный характер, действующим законодательством не предусмотрено.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они противоречат нормам материального права, сделаны без учета всех обстоятельств дела, и представленных по делу доказательств.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как следует из ст. 148 п. 1 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
В п. 3 ч. 1 ст. 8 данного Закона установлено, что Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
П. 4 вышеуказанного Закона предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
Из материалов дел усматривается, что Строителева Д.К., ***г.р., зарегистрирован по адресу ***.
Заключением межведомственной комиссии N *** от ***г., назначенной Постановлением Главы ***муниципального района Московской области ***г. N ***, жилое помещение по адресу ***, признано непригодным для проживания.
Таким образом, проживание несовершеннолетнего Строителева Д.К., ***г.р., по вышеуказанному адрес признается невозможным, поскольку противоречит интересам последнего в связи с непригодностью жилого помещения для постоянного проживания.
Согласно п. 3.3 Постановления Правительства Москвы от 02.10.2007 N 854-ПП "Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа" за 1 год до исполнения 18 лет ребенку-сироте или ребенку, оставшемуся без попечения родителей, его законный представитель при наличии одного или нескольких обстоятельств, указанных в пункте 3.1 настоящего Положения, письменно обращается в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа с ходатайством о признании невозможным возвращения ребенка в сохраненное за ним жилое помещение по месту жительства.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г., указано, что в некоторых случаях суды исходили из того, что жилое помещение должно быть предоставлено исключительно по месту выявления и первичного устройства ребенка в детское учреждение, поскольку такой порядок был закреплен законодательством ряда субъектов Российской Федерации, регулирующим обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением. Между тем, данная точка зрения судов является ошибочной, поскольку она противоречит федеральному законодательству. Единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц. Кроме того, указанная точка зрения не учитывает также правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации, высказанные по затронутому вопросу.
С ***г. несовершеннолетний Строителев Д.К., ***г.р., проживает с приемной семьей в г.Москве, с ***г. по адресу ***.
Таким образом, местом жительства несовершеннолетнего Строителев Д.К., ***г.р., является город Москва, в связи с чем, право на льготное обеспечение жилым помещением должно быть реализовано по месту жительства в г. Москве и именно УСЗН района Марьина роща г.Москвы должно разрешать вопрос о включении несовершеннолетнего ребенка в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
При этом, судебная коллегия учитывает, что представитель УСЗН района Марьина роща г.Москвы в судебном заседании коллегии была согласна с тем, что вопрос о включении несовершеннолетнего ребенка в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, должно разрешать УСЗН района Марьина роща г.Москвы.
*** г. Виташев Н.М., в интересах несовершеннолетнего Строителева Д.К., ***г.р., обратился в УСЗН района Марьина роща г. Москвы о включении несовершеннолетнего ребенка в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. На момент обращения Строителев Д.К. достиг возраста 14 лет.
П. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012), предусмотрено, что в список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Таким образом, в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, подлежат включению лица, достигшие возраста 14 лет.
Однако, суд первой инстанции указанные нормы закона, фактические обстоятельства дела не учел. В связи с чем, решение суда является незаконным и необоснованным, и подлежит отмене.
Отменяя решение суда, судебная коллегия на основании изложенного выше, принимает решение об удовлетворении требований Громыко Ж.В., Виташова Н.М. об обязании УСЗН района Марьина Роща г. Москвы включить несовершеннолетнего ребенка Строителева Д.К., ***г.р., в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Останкинского районного суда г. Москвы от 14 января 2015 года - отменить.
Принять по делу новое решение.
Обязать Управление социальной защиты населения района Марьина Роща г. Москвы включить несовершеннолетнего Строителева Д.К. ***г.р., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.