Судья Казаков М.Ю.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Гр.д. N33-18578
4 июня 2015 г. Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Ермиловой В.В.
и судей Вьюговой Н.М., Мареевой Е.Ю.
при секретаре Микаэлян К.И.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ермиловой В.В. дело по частной жалобе ООО "ПриборСервис"
на определение судьи Московского городского суда от 30 марта 2015 г., которым постановлено отказать Обществу с ограниченной ответственностью "ПриборСервис" в принятии заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ххх, установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости; вернуть Обществу с ограниченной ответственностью "ПриборСервис" уплаченную государственную пошлину при подаче заявления в суд в размере ххх руб.,
установила:
ООО "ПриборСервис", будучи собственником земельного участка с кадастровым номером ххх, с адресным ориентиром: ххх, 16 февраля 2015 г. обратилось в Московский городской суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости указанного земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", установлении кадастровой стоимости данного земельного участка, равной его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом об оценке N ХХХ от ххх г., подготовленным ООО "Интеллектинвестсервис", по состоянию на 1 января 2013 г. В своем заявлении ООО "ПриборСервис" также просило признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, от ххх г. за N ххх, которым было отклонено заявление ООО "ПриборСервис" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного выше земельного участка, установлении кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 г., определенной на основании отчета об оценке N ХХХ от ххх г., подготовленного ООО "Интеллектинвестсервис".
Судьей постановлено указанное выше определение, об отмене которого в частной жалобе просит ООО "ПриборСервис".
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого определения.
При вынесении определения судья исходил из того, что использование земли в Российской Федерации является платным и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), который налоговым законодательством относится к местному налогу, устанавливаемому Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - законами указанных субъектов Российской Федерации), обязательному к уплате на территориях этих муниципальных образований и перечисленных выше субъектов Российской Федерации (п.1 ст.65 Земельного кодекса РФ и п.1 ст.387 Налогового кодекса РФ). В силу ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Данным положениям корреспондирует п.5 ст.65 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. При этом законодателем предусмотрена возможность установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, если таковая определена (п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ). Кроме того, ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", регламентирующая рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости, в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда. В таком случае сведения о рыночной стоимости земельного участка учитываются при определении налоговой базы (п.1 ст.391 Налогового кодекса РФ).
Обращаясь за судебной защитой и заявляя требование о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, ООО "ПриборСервис" ссылается на то, что внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о кадастровой стоимости земельного участка нарушаются его права как налогоплательщика земельного налога, поскольку налоговая база по такому налогу исчисляется как кадастровая стоимость земельного участка. Как следует из буквальной просьбы ООО "ПриборСервис", оно просит в том числе признать незаконным решение Комиссии от ххх г. за N ххх об отклонении поданного заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости; вместе с тем, непосредственным предметом заявления является оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ххх с адресным ориентиром: ххх, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", установлении кадастровой стоимости данного земельного участка, равной его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом об оценке N ххх от ххх г., подготовленным ООО "Интеллектинвестсервис", по состоянию на 1 января 2013 г. Изложенное, в целом свидетельствует о том, что ООО "ПриборСервис" предъявлены именно требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка, целью которого является установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
На основании п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель г.Москвы по состоянию на 1 января 2014 г. (постановление вступило в силу с 1 января 2015 г.), утвержденные им новые сведения о кадастровой стоимости земельных участков в том числе спорного - с кадастровым номером ххх, внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается общедоступными сведениями публичной кадастровой карты, размещенными на официальном сайте Росреестра.
В соответствии со ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость; заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со ст.24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости (настоящее заявление об оспаривании результатов определения данной кадастровой стоимости предъявлено в суд 16 февраля 2015 г.). Согласно ст.24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст.24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Кроме того, ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета; в течение десяти рабочих дней с момента получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Согласно данной норме, сведения об измененной кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости; перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется. Поскольку ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривает два способа оспаривания кадастровой стоимости - в суд и в административный орган, то положения ст.24.20 об обязанности органа кадастрового учета вносить изменения в государственный кадастр недвижимости также должны распространяться на случаи изменения кадастровой стоимости как судом, так и административным органом.
Таким образом, новая кадастровая стоимость, в том числе при установлении ее судом, может применяться лишь с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости на основании вступившего в законную силу судебного акта, однако, в случае, если на момент вступления в законную силу судебного акта уполномоченным органом утверждены результаты новой кадастровой оценки земель, то установленная судом по состоянию на дату предыдущей оценки кадастровая стоимость не может быть внесена в кадастр. Кадастровая стоимость земельного участка в настоящее время пересмотрена применительно к следующему налоговому периоду постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", которым утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель г.Москвы по состоянию на 1 января 2014 г., в отношении спорных земельного участка в государственный кадастр недвижимости внесены новые сведения о его кадастровой стоимости; а заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано после даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, спорных земельных участков. При таких обстоятельствах в принятии заявления на основании п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ надлежит отказать.
В частной жалобе указывается на то, что обращение в суд в случае, если Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости отклонила заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, каким-либо сроком положениями ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не ограничено, ст.256 ГПК РФ устанавливает срок - три месяца с той даты, когда заявителю стало известно о принятом комиссией решении. Судья первой инстанции не принял во внимание, что ООО "ПриборСервис" не только просит установить кадастровую стоимость земельного участка, равную его рыночной стоимости, но и оспаривает решение комиссии. Действующее после 30 июня 2014 г. правовое регулирование пересмотра результатов кадастровой стоимости позволяет вносить в государственный кадастр недвижимости измененные сведения о кадастровой стоимости, определенной на предыдущие даты, в том числе по состоянию на 1 января 2013 г. безотносительно последующего утверждения уполномоченным органом новой кадастровой оценки по состоянию на более поздние даты оценки, в том числе на 1 января 2014 г.
Приведенные выше доводы не могут быть приняты во внимание и служить основанием к отмене обжалуемого определения, поскольку согласно п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя. Из частной жалобы не усматривается, каким образом внесение в государственный кадастр недвижимости новых сведений о стоимости земельного участка до 1 января 2015 г. может повлиять на права, свободы или законные интересы заявителя. Подавая настоящее заявление ООО "ПриборСервис", исходил из того, что нарушаются его права как налогоплательщика земельного налога, однако рассмотрение настоящего заявления не может повлечь перерасчет установленного ООО "ПриборСервис" до 1 января 2015 г. налога или иным образом повлиять на его права и обязанности как налогоплательщика. Согласно ст.24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст.24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого определения по доводам частной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.329,334 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
определение судьи Московского городского суда от 30 марта 2015 г. оставить без изменения, частную жалобу ООО "ПриборСервис" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.