Судья: Жолудова Т.В. Дело N 11-21335
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 октября 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Горновой М.В.
судей Сергеевой Л.А., Казаковой О.Н.
при секретаре Королевой С.Ю.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Казаковой О.Н.
дело по апелляционной жалобе ОАО "Российские железные дороги" на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 19 июня 2012 года, которым постановлено:
Обязать ОАО "Российские железные дороги" обеспечить создание или выделение рабочих мест в ремонтном локомотивном депо Орел Дирекции по ремонту тягового подвижного состава Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" для трудоустройства инвалидов и приема инвалидов на работу в пределах установленной квоты в размере четырех процентов от среднесписочной численности работников организации.
Обязать ОАО "Российские железные дороги" обеспечить предоставление ремонтным локомотивным депо Орел Дирекции по ремонту тягового подвижного состава Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" ежемесячно в КУ Орловской области Центр занятости населения Железнодорожного района г. Орла информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) для приема на работу инвалидов.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в доход государства государственную пошлину в размере *** рублей.
установила:
Орловский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" об обязании обеспечить создание рабочих мест для приема на работу инвалидов, обязании обеспечить предоставление информации о наличии вакантных рабочих мест для инвалидов в ремонтном локомотивном депо Орел Дирекции по ремонту тягового подвижного состава Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", ссылаясь на невыполнение ответчиком требований законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов.
В связи с чем истец просил суд обязать ОАО "Российские железные дороги" обеспечить создание рабочих мест в ремонтном локомотивном депо Орел Дирекции по ремонту тягового подвижного состава Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" для трудоустройства инвалидов и приема инвалидов на работу в пределах установленной Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закона Орловской области от 06.12.2007 года N 726-03 "О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Орловской области" квоты в размере четырех процентов от среднесписочной численности работников организации, обеспечить предоставление ежемесячно в КУ Орловской области Центр занятости населения Железнодорожного района г. Орла информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) для приема на работу инвалидов.
Помощник Орловского транспортного прокурора Горина ЛА. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО "РЖД" - Кабанов М.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам письменного отзыва.
Представитель третьего лица КУ Орловской области Центр занятости населения Железнодорожного района г. Орла в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещён.
Суд постановил вышеуказанное решение, об отмене которого, как незаконного, по доводам апелляционной жалобы просит ответчик ОАО "Российские железные дороги".
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика ОАО "Российские железные дороги" - Никитиной Е.А., старшего помощника прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры - Гориной Л.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Таким образом, законодатель установил определенную защиту отдельных категорий граждан, в частности, инвалидов.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов - о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно ст. 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости, в том числе путем создания учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для их трудоустройства.
В силу требований ст. 24 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Пунктом 3 статьи 2 Закона Орловской области "О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Орловской области" от 06.12.2007 года N 726-03 установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников организации.
Судом по делу установлено, что проведенной проверкой прокуратурой по соблюдению законодательства о социальной защите инвалидов в ремонтном локомотивном депо Орел Дирекции по ремонту тягового подвижного состава Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" заявлены нарушения требований законодательства о занятости населения и защите прав инвалидов.
Также суд установил, что штатная численность локомотивного депо составляет 283 человек, предприятие является структурным подразделением Дирекции по ремонту тягового подвижного состава Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" и расположено на территории Орловской области. Размер установленной квоты по приему на работу инвалидов составляет 11 человек. В настоящее время создано лишь 5 рабочих мест для инвалидов.
Согласно информации КУ Орловской области Центр занятости населения Железнодорожного района г. Орла в 2011 - 2012 г.г. ремонтное локомотивное депо информацию о наличии вакантных мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов ежемесячно не представляло.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку в ходе слушания дела было установлено, что штатная численность в ремонтном локомотивном депо Орел Дирекции по ремонту тягового подвижного состава Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" составляет 283 человека, в связи с чем у ответчика, в силу с ч. 3 ст. 25 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", ст.ст. 20, 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 2 Закона Орловской области "О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Орловской области" возникла обязанность создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в ремонтном локомотивном депо Орел Дирекции по ремонту тягового подвижного состава Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", а также ежемесячно предоставлять в Государственное казенное учреждение Орловской области Центр занятости населения Железнодорожного района г. Орла сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, чего ответчиком сделано не было и данное обстоятельство не было им опровергнуто.
При этом трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты производится по направлению территориальных органов государственной службы занятости населения с учетом предложений территориальных органов социальной защиты, а также общественных организаций инвалидов либо с учетом заявлений инвалидов, испытывающих трудности в поисках работы.
Доказательства того, что с учетом рода деятельности ответчика невозможно создать или выделить места для инвалидов в пределах установленной законом квоты, ответчиком в суд представлены не были.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что в ремонтное локомотивное депо Орел не является юридическим лицом и не должна представлять сведения, суд первой инстанции правомерно счёл необоснованными, поскольку в соответствии п. 26 Положения о ремонтном локомотивном депо Орел Дирекции по ремонту тягового подвижного состава Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", утвержденного приказом от 22.06.2009 года N ***, начальник депо в пределах представленных ему полномочий выполняет функции работодателя. Обладая функциями работодателя, и имея численность работников 283 человека ремонтное локомотивное депо Орел Дирекции по ремонту тягового подвижного состава Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" обязана была ежемесячно представлять сведения о наличии вакантных мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, но рабочие места не выделены и не созданы.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Доводы жалобы представителя ответчика о выполнении ремонтным локомотивным депо Орел Дирекции по ремонту тягового подвижного состава Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" требований Закона Орловской области "О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Орловской области" от 06.12.2007 года N 726-03, в связи с чем не имелось оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, являются необоснованными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку в ходе слушания дела было установлено, что ремонтное локомотивное депо Орел Дирекции по ремонту тягового подвижного состава Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" информацию о наличии вакантных мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов не предоставляла.
Предоставленные сведения за последние месяцы 2012 года, суд правомерно признал ненадлежащим исполнением обязательств по выполнению требований трудового законодательства, поскольку представлять сведения работодатель обязан ежемесячно.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 19 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.