Решение Московского городского суда от 18 августа 2015 г. N 7-8638/15
Судья: Чубарова О.Г.
дело N 7-8638-15
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 августа 2015 года г. Москва
Судья Московского городского суда Гришин Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу *** Л.Е. на решение судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 26 мая 2015 года, которым
определение Нагатинского межрайонного прокурора г. Москвы *** А.С. от 30 июля 2014 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении руководителя филиала ГБУ МФЦ района "Царицыно" г. Москвы *** С.И., руководителя ГБУ МФЦ города Москвы *** Е.Г. и ГБУ МФЦ района "Царицыно" г. Москвы оставлено без изменения, жалоба *** Л.Е. - без удовлетворения,
установил:
*** Л.Е. обратилась в Нагатинскую межрайонную прокуратуру г. Москвы с заявлением о возбуждении дела об административных правонарушениях, предусмотренном ст.ст. 13.11, 19.1 КоАП РФ, в отношении руководителя филиала ГБУ МФЦ района "Царицыно" г. Москвы *** С.И., руководителя ГБУ МФЦ города Москвы *** Е.Г. и ГБУ МФЦ района "Царицыно" г. Москвы.
Определением от 30 июля 2014 года, вынесенным Нагатинским межрайонным прокурором г. Москвы *** А.С., в возбуждении в отношении руководителя филиала ГБУ МФЦ района "Царицыно" г. Москвы *** С.И., руководителя ГБУ МФЦ города Москвы *** Е.Г. и ГБУ МФЦ района "Царицыно" г. Москвы дела об административных правонарушениях отказано.
Не согласившись с данным отказом, *** Л.Е. обжаловала его в Нагатинский районный суд г. Москвы.
Решением судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 26 мая 2015 года вышеуказанное определение прокурора оставлено без изменения, жалоба *** Л.Е. - без удовлетворения.
В жалобе, направленной в Московский городской суд, *** Л.Е. просит решение суда отменить и вернуть дело на новое рассмотрение.
*** Л.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, в жалобе просила рассмотреть дело в своё отсутствие.
Принимая во внимание положения, установленные ст. 25.2 КоАП РФ, нахожу возможным рассмотреть жалобу в отсутствие заявителя, извещённого о времени и месте судебного заседания.
Прокурор *** Ю.Б. в судебное заседание явилась, против удовлетворения жалобы возражала.
Проверив административный материал, выслушав прокурора, изучив доводы поступившей жалобы, оснований для отмены либо изменения решения судьи районного суда не нахожу.
Согласно ст. 28.1 КоАП РФ Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);
4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
При этом, в соответствии с примечанием к данной статье, при наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки. Дело об административном правонарушении, влекущем применение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, может быть возбуждено до оформления акта о проведении указанной проверки в случае необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, в том числе недостижении физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемости физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
Из административного материала усматривается, что 18 июня 2014 года в Нагатинскую межрайонную прокуратуру г. Москвы поступила жалоба *** Л.Е., в которой заявитель просила о привлечении к административной ответственности по ст.ст. 13.11, 19.1 КоАП РФ руководителя филиала ГБУ МФЦ района "Царицыно" г. Москвы *** С.И., руководителя ГБУ МФЦ города Москвы *** Е.Г. и ГБУ МФЦ района "Царицыно" г. Москвы в связи с тем, что указанными должностными и юридическими лицами в ходе осуществления своей деятельности при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги и формирование единого платёжного документа незаконно обрабатываются персональные данные заявителя.
Рассмотрев жалобу, прокурор пришёл к выводу о том, что вышеуказанные должностные и юридические лица при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги и формировании единого платёжного документа действуют в соответствии с предоставленными им полномочиями в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона "О персональных данных" и прав заявителя не нарушают.
Согласно диспозиции ст. 13.11 КоАП РФ административным правонарушением признаётся нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
В соответствии с диспозицией ст. 19.1 КоАП РФ административной ответственности подлежит самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам.
Согласно ст.ст. 15, 16 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами по принципу "одного окна", в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.
Предоставление государственных услуг федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов в многофункциональных центрах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется в соответствии с административными регламентами предоставления указанных услуг на основании соглашений о взаимодействии, заключенных федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов с уполномоченным многофункциональным центром.
Многофункциональные центры осуществляют
представление интересов заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также с организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры;
представление интересов органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, при взаимодействии с заявителями;
информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах, о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также консультирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах;
выдачу заявителям документов органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
оставление и выдачу заявителям документов на бумажном носителе, подтверждающих содержание электронных документов, направленных в многофункциональный центр по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;
прием, обработку информации из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, если это предусмотрено соглашением о взаимодействии и иное не предусмотрено федеральным законом, и выдачу заявителям на основании такой информации документов, включая составление на бумажном носителе и заверение выписок из указанных информационных систем, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не предусмотрено правилами организации деятельности многофункциональных центров, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, составленные на бумажном носителе и заверенные многофункциональным центром выписки из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, приравниваются к выпискам из информационных систем на бумажном носителе, составленным самим органом, предоставляющим государственные услуги, или органом, предоставляющим муниципальные услуги;
иные функции, установленные нормативными правовыми актами и соглашениями о взаимодействии.
При реализации своих функций многофункциональные центры вправе запрашивать документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, организациях, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, а также получать от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, такие документы и информацию, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу п/п. "а" п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, в платёжном документе указываются почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя).
Примерная форма единого платёжного документа утверждена приказом Минрегиона России от 19.09.2011 г. N 454, сведения, необходимые для расчёта и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги и заполнения платёжного документа потребителя: фамилия, имя, отчество, почтовый адрес, площадь помещения, принадлежность потребителя к той или иной льготной категории, сведения о задолженности, объём потребления тех или иных коммунальных услуг, являются, в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", персональными данными физического лица.
Согласно положениям ч.ч. 3, 4 Федерального закона "О персональных данных" оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Учитывая то обстоятельство, что обработка персональных данных физического лица при предоставлении многофункциональным центром услуги по расчёту (перерасчёту) жилищно-коммунальных платежей и формированию единого платёжного документа производится в целях исполнения возложенных на многофункциональный центр законодательством Российской Федерации полномочий, что, в силу прямого указания п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О персональных данных" в его нормативном единстве с ч.ч. 3, 4 вышеуказанного Федерального закона, не требует согласия физического лица на обработку его персональных данных, вывод судьи районного суда и прокурора об отсутствии в действиях руководителя филиала ГБУ МФЦ района "Царицыно" г. Москвы *** С.И., руководителя ГБУ МФЦ города Москвы *** Е.Г. и ГБУ МФЦ района "Царицыно" г. Москвы состава административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 13.11 и 19.1 КоАП РФ, является правильным.
Оснований не согласиться с выводом судьи районного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 26 мая 2015 года и определение Нагатинского межрайонного прокурора г. Москвы *** А.С. от 30 июля 2014 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении руководителя филиала ГБУ МФЦ района "Царицыно" г. Москвы *** С.И., руководителя ГБУ МФЦ города Москвы *** Е.Г. и ГБУ МФЦ района "Царицыно" г. Москвы оставить без изменения, жалобу *** Л.Е. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Гришин Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.