Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Г.К. Екония
судей А.О. Бажанова
И.П. Назаркиной
при секретаре Н.В. Сухойкиной
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 сентября 2015 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации городского округа Саранск на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 июня 2015 г.
Заслушав доклад судьи Назаркиной И.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
"В.А.А.", действующая в защиту своих прав и прав несовершеннолетнего В.Д.А., обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить ей и её ребёнку В.Д.А. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенную квартиру общей площадью не менее 42 кв.м в черте г. Саранска.
В обоснование иска указала, что её сын В.Д.А. "данные изъяты" года рождения является инвалидом. Инвалидность установлена на срок до 2026 года по категории "ребёнок-инвалид". Постановлением Администрации городского округа Саранск от 15 апреля 2014 г. "В.А.А." с сыном В.Д.А. признаны малоимущими в целях постановки на учёт и предоставления жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма и в последующем с составом семьи из двух человек приняты на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. При этом В.Д.А. страдает тяжёлой формой хронического заболевания, указанного в перечне, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N378, что подтверждается справкой ГБУЗ Республики Мордовия "Республиканский психоневрологический диспансер", которую "В.А.А." представила в Администрацию городского округа Саранска одновременно с заявлением о выделении вне очереди жилого помещения, вследствие чего в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации он имеет право на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма. Однако письмом Администрации городского округа Саранск "В.А.А.". от 02.04.2015г. NПР-2392 отказано в предоставлении жилого помещения со ссылкой на отсутствие свободных жилых помещений в муниципальном жилом фонде. "В.А.А." считает, что Администрация городского округа Саранск намеренно уклоняется от исполнения своих обязанностей по предоставлению жилого помещения ребёнку-инвалиду В.Д.А. По указанным основаниям просила суд обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить ей "В.А.А." и её ребёнку В.Д.А. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенную квартиру общей площадью не менее 42 кв.м в черте г. Саранска.
Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 29 июня 2015 г. иск удовлетворён. На Администрацию городского округа Саранск судом возложена обязанность предоставить В.А.А ... и её ребёнку В.Д.А. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенную квартиру общей площадью не менее 42 кв.м в черте г. Саранска.
Ответчик Администрация городского округа Саранск подала апелляционную жалобу на решение суда, ссылаясь на то, что нормами Жилищного кодекса Российской Федерации право инвалида на получение жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма не предусмотрено. Администрация городского округа Саранск как орган местного самоуправления не наделена отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилья инвалидам и лицам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В.Д.А. и "В.А.А." имеют право на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счёт средств республиканского бюджета. Право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма имеет только В.Д.А. как гражданин, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, без учёта членов его семьи. У В.А.А ... указанное право отсутствует. Административный ответчик просил отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Истец "В.А.А." подала возражения на апелляционную жалобу, ссылаясь по существу на необоснованность доводов апелляционной жалобы административного ответчика. Просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Дело возникло из публичных правоотношений, в апелляционном порядке не рассмотрено до 15 сентября 2015 г. и на основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 г. N22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" подлежит рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В судебное заседание представитель административного ответчика Администрации городского округа Саранск не явился. Административный ответчик о времени и месте судебного заседания извещён, сведений о причинах неявки представителя не представил, и отложить разбирательство дела суд не просил.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании административный истец "В.А.А." относительно апелляционной жалобы возразила.
Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации городского округа Саранск от 15 апреля 2014 г. N1006 В.А.А. с сыном В.Д.А. "данные изъяты" года рождения признаны малоимущими в целях постановки на учёт и предоставления жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма. Постановлением Администрации городского округа Саранск от 06 июня 2014 г. N1467 "В.А.А.". с составом семьи из двух человек принята на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
В.Д.А., которому 16 августа 2013 г. установлена инвалидность по категории "ребёнок-инвалид" на срок до 2016 г., страдает тяжёлой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, указанного в Перечне, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N378, и по состоянию здоровья также имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с пунктом 2 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N817, что подтверждается заключением врачебной комиссии ГБУЗ Республики Мордовия "Республиканский психоневрологический диспансер" от 19 ноября 2014 г. N1199.
04 марта 2015 г. "В.А.А." обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о предоставлении жилого помещения вне очереди, приложив к нему вышеуказанное заключение врачебной комиссии ГБУЗ Республики Мордовия "Республиканский психоневрологический диспансер" от 19 ноября 2014 г. N1199.
Письмом городской администрации от 02 апреля 2015 г. NПр-2392 В.А.А. отказано в предоставлении жилого помещения со ссылкой на отсутствие свободных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются и сомнений в их достоверности не вызывают.
Удовлетворяя исковые требования В.А.А.., районный суд пришёл к выводу о том, что с учётом имеющегося у В.Д.А. заболевания его семья, состоящая из двух человек, подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке исходя из нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в городском округе Саранск, а именно 42 кв. м на двух человек.
Данный вывод суда нельзя признать законным, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередной порядке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.
К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом, относится В.Д.А. Иные члены его семьи, к которым относится его мать "В.А.А.", таким правом не обладают, в связи с чем, вывод суда о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма семьи, состоящей из двух человек, противоречит положениям пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, при вынесении решения суд не учёл, что В.Д.А. при предоставлении жилого помещения имеет право на дополнительную площадь.
В соответствии со статьёй 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации
Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учёт.
Согласно пункту 6 указанных выше Правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учётом его права на дополнительную жилую площадь.
Право на дополнительную площадь сверх установленной общей нормы жилой площади в виде отдельной комнаты, а при её отсутствии - в размере 10 кв. м, также предусмотрено подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 2 неотменённого Постановления ВЦИК и СНК от 28 февраля 1930 г. "О праве пользования дополнительной жилой площадью", положения которого, как предусматривающие меры социальной защиты для инвалидов, применимы в силу предписаний статьи 31 Федерального закона "О социальной защите инвалидов Российской Федерации".
Таким образом, являясь получателем жилищной льготы, В.Д.А. вправе претендовать на отдельное жилое помещение, которое должно быть предоставлено ему по месту жительства, то есть в черте г. Саранска Республики Мордовия, во внеочередном порядке по договору социального найма с учётом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь.
Решением Саранского городского Совета депутатов от 12 октября 2005 г. N162 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего человека составляет 33 кв. м общей площади жилого помещения.
С учётом полагающейся В.Д.А. дополнительной площади (10 кв.м) общая площадь предоставляемого ему жилого помещения не должна быть менее 43 кв.м. (33 кв.м +10 кв.м).
Суд первой инстанции указанные правовые нормы при рассмотрении дела не учёл, обязал административного ответчика обеспечить жилым помещением семью В.Д.А., состоящую из него и матери В.А.А.., при этом оставил без внимания наличие у В.Д.А. права на дополнительную жилую площадь.
В связи с изложенным решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с принятием судебной коллегией по делу нового решения об удовлетворении исковых требований В.А.А.., действующей в защиту своих прав и прав несовершеннолетнего В.Д.А., к Администрации городского округа Саранск о предоставлении во внеочередном порядке в черте г. Саранска Республики Мордовия благоустроенной квартиры общей площадью не менее 42 кв.м. по договору социального найма частично, возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности предоставить В.Д.А. "данные изъяты" года рождения вне очереди в черте г. Саранска Республики Мордовия благоустроенного жилого помещение общей площадью не менее 43 кв. м. по договору социального найма, и об отказе в удовлетворении остальной части иска.
Изложенные в апелляционной жалобе административного ответчика доводы о том, что нормами Жилищного кодекса Российской Федерации право инвалида на получение жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма не предусмотрено, что Администрация городского округа Саранск как орган местного самоуправления не наделена отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилья инвалидам и лицам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, а также о том, что В.Д.А. и "В.А.А.". имеют право на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счёт средств республиканского бюджета, отклоняются как основанные на неверном толковании норм права.
Так, в силу положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются, в том числе, вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учёта не требуется. Порядок ведения органом местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
По смыслу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации после 1 марта 2005 года граждане принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях по двум основаниям: 1) как малоимущие граждане (для дальнейшего предоставления жилого помещения по договору социального найма); 2) как относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории (такие граждане принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки, форма которой может устанавливаться как в виде предоставления жилого помещения, так и в виде предоставления субсидии).
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 названного Федерального закона, а инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, в целях реализации положений части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, и страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма после 1 января 2005 года, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения (Определение Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 г. N 551-О-О "По жалобе гражданина К. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В отношении категории лиц, к которой относится В.Д.А., вышеуказанное специальное регулирование отсутствует, в связи с чем, жилое помещение ему должно быть предоставлено органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда.
Отсутствие порядка осуществления полномочия по внеочередному предоставлению указанной категории граждан отдельных жилых помещений, как и отсутствие механизма выделения необходимых для этого материальных и финансовых средств, не должно повлиять на реализацию прав В.Д.А. и не может послужить основанием для отказа в иске В.А.А.., поданному в защиту прав ребёнка.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьёй 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьёй 196 настоящего Кодекса, не усматривается.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 июня 2015 г. отменить и принять по делу новое решение.
Исковые требования "В.А.А.", действующей в защиту своих прав и прав несовершеннолетнего В.Д.А., к Администрации городского округа Саранск о предоставлении во внеочередном порядке в черте г. Саранска Республики Мордовия благоустроенной квартиры общей площадью не менее 42 кв.м. по договору социального найма удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить В.Д.А. "данные изъяты" года рождения вне очереди в черте г. Саранска Республики Мордовия благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 43 кв. м. по договору социального найма.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Судья - председательствующий Г.К. Екония
Судьи А.О. Бажанов
И.П. Назаркина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.