Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей Бобылевой Л.Н., Денисюка О.Н.,
при секретаре Котенок И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 сентября 2015 года по докладу судьи Денисюка О.Н. дело по апелляционной жалобе Козеева Э.В. на решение Выгоничского районного суда Брянской области от 03 апреля 2015 года по административному делу по заявлению Козеева Э.В. об оспаривании действий государственного регистратора межмуниципального отдела по Почепскому и Выгоничскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, отказавшего произвести государственную регистрацию изменений в ЕГРП и выдаче нового свидетельства о государственной регистрации права в отношении земельного участка,
УСТАНОВИЛА:
Козеев Э.В. обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование требований указав, что является собственником земельного участка площадью "данные изъяты" кв. метров с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", на основании свидетельства о государственной регистрации права N от ДД.ММ.ГГГГ года, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства. При обращении в межмуниципальный отдел по Почепскому и Выгоничскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением, а также необходимыми документами о внесении изменений в ЕГРП относительно вида разрешенного использования земельного участка основной вид "постройки, связанные с обслуживанием данной зоны", вспомогательный вид использования "сооружения, коммуникации, объекты инженерной инфраструктуры" и о выдаче нового свидетельства о государственной регистрации права, получил отказ в удовлетворении заявления, в связи с тем, что выданный ему кадастровый паспорт противоречит действующему законодательству.
Просил суд признать незаконным решение государственного регистратора службы регистрации, отказывающего ему во внесении изменений и выдаче повторного свидетельства, а также обязать государственного регистратора межмуниципального отдела по Почепскому и Выгоничскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области произвести государственную регистрацию изменений в ЕГРП и выдать повторное свидетельство о государственной регистрации права в отношении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
В судебном заседании Козеев Э.В. и его представитель Сайгалова В.А. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.
Государственный регистратор межмуниципального отдела по Почепскому и Выгоничскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Моисеева О.В. с заявленными требованиями не согласилась, суду пояснила, что регистрация изменений относительно вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего Козееву Э.В., вначале была приостановлена в связи с имевшимися противоречиями кадастрового паспорта действующему законодательству, а затем сам Козеев Э.В. написал заявление о приостановлении регистрации на три месяца для предоставления дополнительных документов. По истечении срока приостановления, Козееву Э.В. был выдан отказ в государственной регистрации изменений в ЕГРП, поскольку никаких документов заявитель не представил. Полагала, что отказано Козееву Э.В. в соответствии с действующим законодательством.
Решением Выгоничского районного суда Брянской области от 03 апреля 2015 года в удовлетворении требований Козеева Э.В. отказано.
В апелляционной жалобе Козеев Э.В. просит решение суда отменить и удовлетворить его требования в полном объеме, ссылаясь на то, что действующее законодательство предусматривает возможность изменения вида разрешенного использования земельного участка по выбору правообладателя земельного участка без перевода земель в иную категорию. Такое изменение в отношении земельного участка вносится органом, осуществляющим кадастровый учет, а в органы регистрации сдается кадастровый паспорт для корректировки изменений в ЕГРП с целью получения нового свидетельства о государственной регистрации права.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления межмуниципального отдела по Почепскому и Выгоничскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Моисеева О.В. указала на безосновательность доводов апелляционной жалобы и законность и обоснованность принятого судом решения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области - Першикова Е.И. считала решение законным и не подлежащим отмене.
Козеев Э.В. в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, надлежащим образом извещен, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со статьей 150 и частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Денисюка О.Н., выслушав пояснения явившихся участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Козеев Э.В. является собственником земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", на основании свидетельства о государственной регистрации права N от ДД.ММ.ГГГГ года, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства.
ДД.ММ.ГГГГ Козеев Э.В. обратился с заявлением в межмуниципальный отдел по Почепскому и Выгоничскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением и приложенными к нему документами о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на вышеуказанный земельный участок относительно вида разрешенного использования земельного участка основной вид "постройки, связанные с обслуживанием данной зоны", вспомогательный вид использования "сооружения, коммуникации, объекты инженерной инфраструктуры" и о выдаче нового свидетельства о государственной регистрации права.
ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация внесения изменений в ЕГРП, выдаче свидетельства была приостановлена с указанием на то, что полученный кадастровый паспорт по содержанию противоречит действующему законодательству. Управлением Росреестра направлен запрос в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области об обосновании изменения вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка.
В связи с тем, что причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП в установленный срок не были устранены, решением государственного регистратора от 08 декабря 2014 года в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Козееву Э.В. отказано в государственной регистрации.
Данные решения регистратора Козеев Э.В. оспаривает.Согласно статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.
Статьей 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ определен порядок проведения государственной регистрации, включающий правовую экспертизу документов, которая представляет собой проверку законности сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.
На основании статьи 19 указанного Закона государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.
Из материалов дела усматривается, что в оспариваемом уведомлении о приостановлении государственной регистрации права на земельный участок государственный регистратор при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию для внесения изменений в ЕГРП относительно изменения вида разрешенного использования, усомнился в подлинности представленных документов и достоверности указанных в них сведений.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
Согласно статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 ЗК РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 названного Кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
При указанных обстоятельствах коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно отказал Козееву Э.В. в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выгоничского районного суда Брянской области от 03 апреля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Козеева Э.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Петракова
Судьи Л.Н. Бобылева
О.Н. Денисюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.