Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Качура И.О.,
судей Лихачева С.А., Юсова Е.П.,
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В. Ю.В. об оспаривании отказа Управления архитектуры, градостроительной деятельности и землепользования администрации "данные изъяты" городского округа в выдаче разрешения на строительство нежилого здания, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав
по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" Л. В.В. на решение Анивского районного суда от 09 июня 2015 года, которым признан незаконным отказ Управления архитектуры, градостроительной деятельности и землепользования администрации "данные изъяты" городского округа от 10 апреля 2015 года N в выдаче разрешения на строительство нежилого здания с месторасположение: с. "данные изъяты" Анивского района, южнее дома N по улице "данные изъяты". На Управление архитектуры, градостроительной деятельности и землепользования администрации "данные изъяты" городского округа возложена обязанность выдать В. Ю.В. разрешение на строительство нежилого здания с месторасположением: с. "данные изъяты" Анивского района, южнее дома N по улице "данные изъяты", на земельном участке с кадастровым номером N.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Качура И.О., объяснения представителя В. Ю.В. - С. С.В., просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
22 мая 2015 года В. Ю.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, в обоснование требований указав, что 28 января 2014 года приобрел в собственность земельный участок из земель населенных пунктов площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N с разрешенным использованием "торговые центры и магазины в капитальных строениях", расположенный по адресу: село "данные изъяты" Анивского района, южнее дома N по улице "данные изъяты". При обращении 01 апреля 2015 года в Управление архитектуры, градостроительной деятельности и землепользования администрации "данные изъяты" городского округа с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства магазин непродовольственных товаров на указанном земельном участке получил отказ, мотивированный фактом возведения данного объекта. Полагая отказ нарушающим его права, В. Ю.В. просил признать незаконным решением Управления архитектуры, градостроительной деятельности и землепользования администрации "данные изъяты" городского округа от 10 апреля 2015 года N об отказе в выдаче разрешения на строительство нежилого здания и возложить обязанность на Управление выдать ему разрешение на строительство магазина непродовольственных товаров.
В судебном заседании представители заявителя С. С.В. и М. И.В. заявление поддержали, представитель администрации муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" М. Н.С., в удовлетворении требований просила отказать. Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены.
Судом вынесено приведенное выше решение, которое представитель администрации муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" Л. В.В. в апелляционной жалобе просит изменить, полагая, что возложение обязанности на Управление выдать разрешение на строительство объекта является ненадлежащим способом устранения допущенных нарушений прав и свобод В. Ю.В. Ссылаясь на положения части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", просит возложить обязанность на Управление архитектуры, градостроительной деятельности и землепользования рассмотреть в установленном законом порядке вопрос о выдаче разрешения на строительство объекта.
В письменных возражениях представитель заявителя С. С.В. просит оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия), в том числе органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания оспариваемого действия или решения государственного, муниципального органа или должностного лица незаконным необходимо наличие двух условий одновременно: противоречия его закону и нарушения им прав и свобод заявителя.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01 апреля 2015 года В. Ю.В. обратился в администрацию "данные изъяты" городского округа с заявлением о выдаче разрешения на строительство магазина непродовольственных товаров по адресу: село "данные изъяты" Анивского района, южнее дома N по ул. "данные изъяты" (л.д. 31-32).
Помимо заявления В. Ю.В. представлены документы, указывающие на наличие у него зарегистрированного права собственности на земельный участок с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "торговые центры и магазины в капитальных строениях" (л.д. 26, 27, 30, 34); постановление мэра "данные изъяты" городского округа N от 26 февраля 2015 года об утверждении градостроительного плана земельного участка (л.д. 9-13); рабочая документация магазина непродовольственных товаров, изготовленная лицензированной организацией ООО " "данные изъяты"" (л.д. 28 ).
Из комиссионного акта проведения проверки по соблюдению гражданами градостроительного регламента Правил землепользования и застройки села "данные изъяты" комиссии Управления архитектуры, градостроительной деятельности и землепользования администрации "данные изъяты" городского округа от 10 апреля 2014 года установлено нахождение на территории указанного участка возведенного двухэтажного объекта капитального строительства. Согласно выводов комиссии, объект возведен без получения разрешения на строительство и, в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самовольной постройкой (л.д.36).
Ответом Управления архитектуры, градостроительной деятельности и землепользования администрации "данные изъяты" городского округа от 10 апреля 2015 года В. Ю.В. отказано в предоставлении разрешения на строительство магазина непродовольственных товаров по адресу: село "данные изъяты" Анивского района, южнее дома N по ул. "данные изъяты" по основанию нахождения на земельном участке возведенного объекта капитального строительства (л.д. 29, 31).
Удовлетворяя требования заявителя, суд исходил из того, что основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, при наличии пакета документов, представленного В. Ю.В., не может быть расценено как соответствующее закону. При этом суд сослался на положения части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в которой содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство. Также суд исходил из непредоставления органом местного самоуправления доказательств, указывающих на то, что изготовленная ООО " "данные изъяты"" проектная документация магазина не соответствует строительным и градостроительным нормам и правилам либо нарушает права и законные интересы третьих лиц.
Выводы суда, изложенные в его решении, не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Как следует из части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации получению разрешения на строительство предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса).
Из системного токования приведенных положений Градостроительного кодекса следует, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства (в случаях, когда необходимо получение разрешения) только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.
Предоставление застройщиком указанных в статье 51 Градостроительного кодекса документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство. Исполнение этой обязанности необходимо совершить перед началом строительства.
Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяется выполнение строительства (реконструкции объекта капитального строительства) в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, из этого также следует, что приступить к строительству застройщик вправе только после получения такого разрешения.
Кроме того, представленная заявителем документация объекта N, изготовленная ООО " "данные изъяты"", разработана по результатам визуального технического обследования по фактическим выполненным объемам строительно-монтажных работ, а также по результатам обмерочных работ, проведенных 12 ноября 2014 года, подтверждает наличие объекта капитального строительства на земельном участке и, согласно требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87, не может быть отнесена к проектной.
При таких обстоятельствах, и учитывая, что на момент обращения В. Ю.В. с заявлением объект капитального строительства возведен, орган местного самоуправления не имел правовых оснований для выдачи заявителю разрешения на строительство, в связи с чем оспариваемый отказ является обоснованным.
Вместе с тем, статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляя правовой режим самовольной постройки, предоставляет возможность при определенных обстоятельствах ввести такую постройку в гражданский оборот (пункт 3).
Учитывая, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права, обжалуемое решение подлежит отмене в соответствии с требованиями пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления В. Ю.В.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Анивского районного суда от 09 июня 2015 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления В. Ю.В., - отказать.
Председательствующий
Судьи
Качура И.О.
Лихачева С.А.
Юсова Е.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.