Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Акатьевой Т.Я., Улыбиной С.А.,
при секретаре судебного заседания Цховребадзе Г.В.
по докладу судьи Акатьевой Т.Я.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации Московского района г.Твери на решение Московского районного суда г.Твери от 18 июня 2015 года, которым постановлено:
"Признать незаконным приказ администрации Московского района г.Твери от 26 февраля 2015 года N46 об отказе Иванову В.В. в согласовании перевода жилого помещения по адресу: "адрес", в нежилое помещение, возложить на администрацию Московского района г.Твери обязанность устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления Иванова В.В. о переводе жилого помещения в нежилое помещение".
Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванов В.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Московского района г.Твери в переводе жилого помещения в нежилое помещение, возложении обязанности по переводу жилого помещения в нежилое помещение. В обоснование требований указал, что ему принадлежит на праве собственности жилой дом и земельный участок по адресу: "адрес" В феврале 2015 года он обратился в администрацию Московского района г.Твери с заявлением о переводе жилого дома в нежилое помещение. Решением администрации Московского района г.Твери от 26 февраля 2015 года заявителю отказано в согласовании перевода жилого помещения в нежилое на основании ст.23 ч.2 ЖКРФ в связи непредоставлением необходимых документов - проекта переустройства ( переоборудования) жилого здания в нежилое. Жилой дом был построен в 2014 году, в нем никто не проживает и не зарегистрирован. Он намерен использовать жилой дом как нежилое помещение без проведения работ по переустройству и перепланировке. Просит признать незаконным отказ администрации Московского района г.Твери об отказе в согласовании перевода жилого помещения по адресу: "адрес", в нежилое помещение, обязать администрацию Московского района г.Твери принять решение о переводе жилого дома в нежилое помещение.
В судебном заседании заявитель Иванов В.В. и его представитель Гржива С.Б. поддержали требования.
Представитель заявителя Гржива С.Б. пояснила, что заявитель просит признать приказ администрации Московского района г.Твери от 26 февраля 2015 года N46 об отказе в согласовании перевода жилого помещения в нежилое помещение, возложить на администрацию Московского района г.Твери обязанность устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления о переводе жилого помещения в нежилое помещение. К заявлению о переводе жилого дома в нежилое помещение были приложены все необходимые документы. В заявлении указано, что собственник просит перевести жилое помещение в нежилое без проведения работ по переустройству и перепланировке. Заявитель не знает, для каких целей будет использоваться нежилое помещение.
Представитель заинтересованного лица - администрации Московского района г.Твери Козлов С.Л. в судебном заседании требования не признал, пояснил, что заявитель не указал, для каких целей будет использоваться нежилое помещение, От этого зависит проект перепланировки и переустройства, соответствие здания требованиям, предъявляемым к нежилым помещениям в соответствии с их назначением.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация Московского района г.Твери ставит вопрос об отмене решения и вынесении нового решения с отказом в удовлетворении требований Иванова В.В. Считают, что решение суда постановлено с нарушением норм материального и процессуального права. Согласно выписке из протокола от 19.02.2015 N2 заседания межведомственной комиссии при администрации Московского района г. Твери основанием для отказа послужило непредоставление предусмотренных ст.23 ч.2 ЖК РФ документов. Ивановым В.В. к заявлению не был приложен документ, подтверждающий либо опровергающий, что переустройство и ( или) перепланировка для обеспечения использования переводимого помещения в качестве нежилого помещения не требуется. Таким документом является строительно- техническое заключение экспертов либо соответствующее заключение межведомственной комиссии. При таких обстоятельствах, имеющих существенное значение, у администрации Московского района г.Твери не было оснований для положительного решения по заявлению Иванова В.В.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации Московского района г.Твери Саркисян Р.В. поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель заявителя Гржива С.Б. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считая решение суда законным и обоснованным.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, и возражения на нее, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене исходя из следующего.
В соответствии ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом первой инстанции установлено, что на основании договоров купли- продажи от 24 сентября 2013 года и 15 октября 2013 года Иванову В.В. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м. и двухэтажный жилой дом общей площадью "данные изъяты" кв.м по адресу: "адрес". Согласно домовой книги, в жилом доме никто не зарегистрирован и не проживает.
10 февраля 2014 года Иванов В.В. обратился в администрацию Московского района г.Твери с заявлением о переводе жилого дома в нежилое здание без проведения переустройства, приложив необходимые документы.
Приказом администрации Московского района г.Твери от 26 февраля 2015 года N46 Иванову В.В. отказано в согласовании перевода жилого помещения в нежилое помещение на основании ст.24 ч.1 ЖК РФ.
Согласно выписке из протокола от 19 февраля 2015 года N22 заседания межведомственной комиссии при администрации Московского района г.Твери основанием для отказа послужило непредоставление предусмотренных ст.23 ч.2 ЖК РФ документов ( проекта переустройства ( переоборудования) жилого здания в нежилое, ввиду смены функционального назначения здания). В проекте отражаются архитектурно- планировочные мероприятия, технологические и конструктивные решения; заключения, касающиеся инженерного оборудования ( электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, слаботочных систем, отопления, вентиляции и кондиционирования), противопожарные мероприятия.
Удовлетворяя заявленные требования Иванова В.В. об оспаривании отказа в переводе жилого помещения в нежилое, суд первой инстанции исходя из положений статьи 48 Градостроительного кодекса РФ пришел к выводу о том, что отсутствие подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения не может служить основанием для отказа в переводе, поскольку заявитель намерен использовать переводимое помещение в качестве нежилого без проведения его переустройства и ( или ) перепланировки.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на неправильном применении материального права.
В соответствии со статьей 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник помещения представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения)
Исходя из содержания вышеуказанных норм закона, предоставление подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения предусмотрено перечнем документов, которые необходимо представить в орган, осуществляющий перевод помещений.
Из пояснений в суде апелляционной инстанции представителя Иванова В.В. -Гржива С.Б., Иванов В.В. не определился с целью использования нежилого помещения, однако из имеющихся в материалах дела документов следует, что целью перевода жилого помещения в нежилое является его использование заявителем в качестве торгово-офисного здания.
Между тем, в силу Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здания и сооружения любого назначения, должны отвечать требованиям: механической и пожарной безопасности; безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; безопасности для пользователей зданиями и сооружениями; доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; энергетической эффективности зданий и сооружений; безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.
Так же в силу пункта 38 Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, утвержденного Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315, помещения административного назначения, в том числе встроенные и пристроенные, независимо от их площади, должны оборудоваться автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.
Согласно пункту 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки, при этом, при монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
Исходя из приведенных выше требований к пожарной безопасности помещений, используемых для работы административного персонала организаций, жилое помещение, принадлежащее заявителю, должно быть переустроено таким образом, чтобы отвечать требованиям пожарной безопасности, что в свою, очередь, влечет за собой необходимость установки в квартире дополнительного оборудования, то есть, по смыслу статьи 25 ЖК Российской Федерации, переустройства жилого помещения.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ ( аналогичная норма содержалась в части 1 ст. 56 ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В нарушение требований вышеуказанного закона доказательств, подтверждающих, что нежилое помещение отвечает вышеуказанным требованиям закона суду не предоставлено.
Применяя положения статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, районным судом не учтено, что к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению специальные нормы, предусмотренные статьей 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ввиду неправильного применения норм материального права.
Исходя из фактических обстоятельств и правовых оснований заявленных требований судебная коллегия считает необходимым принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Иванова В.В. о признании незаконным приказа администрации Московского района г.Твери от 26 февраля 2015 года N46 об отказе Иванову В.В. в согласовании перевода жилого помещения по адресу: "адрес", в нежилое помещение, и возложении на администрацию Московского района г.Твери обязанности устранить допущенное нарушение.
Руководствуясь ст.309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда г.Твери от 18 июня 2015 года отменить, вынести новое решение.
Отказать Иванову В.В. в удовлетворении заявления о признании незаконным приказа администрации Московского района г.Твери от 26 февраля 2015 года N46 об отказе Иванову В.В. в согласовании перевода жилого помещения по адресу: "адрес" в нежилое помещение,и возложении на администрацию Московского района г.Твери обязанности устранить допущенное нарушение.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.