Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего -Сказочкина В.Н.
судей - Лазаревой М.А. и Захарова С.В.
при секретаре - Дабдиной А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Межрайонной ИФНС России N 15 по Самарской области по доверенности Степанова Е.Н. на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 15 июня 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России N15 по Самарской области к Маричевой Е.Ю. о взыскании налога и пени - отказать"
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заявитель обратился в суд с заявлением о взыскании с Маричевой Е.Ю. в пользу государства в лице Межрайонной ИФНС России N 15 по Самарской области сумму недоимки по земельному налогу за 2013г. в размере "данные изъяты" руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Межрайонной ИФНС России N 15 по Самарской области по доверенности Степанов Е.Н. просит решение суда отменить, заявление удовлетворить.
В суде апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель Маричевой Е.Ю. по доверенности Уланов С.А. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия полагает следующее.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
При рассмотрении дела, суд первой инстанции, правомерно сослался на нормы ГПК РФ, действующие на момент рассмотрения данного дела в суде первой инстанции.
В соответствии со ст. 19 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщиками и плательщиками налогов и сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Данная обязанность, в свою очередь, закреплена статьей 23 НК РФ.
В силу п.1 ст.397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии со ст.1 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 (ред. от 29.06.2012) "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Из материалов дела следует, что согласно сведениям, полученных от Управления РОСРЕЕСТРА по Самарской области на имеющиеся земельные участки заявителя был исчислен земельный налог за 2013г. в размере "данные изъяты" руб.
Установлено, что руководствуясь ст. 52 НК РФ налогоплательщику было направлено налоговое уведомление N 1915017 на уплату земельного налога за 2013г. содержащие сведения об объектах налогообложения, ставке налога, расчет суммы налога, подлежащей уплате за соответствующий налоговый период, а также срок уплаты налога.
Из материалов дела усматривается, что Маричева Е.Ю. частично оплатила сумму земельного налога в размере "данные изъяты" руб. и "данные изъяты" руб.
Налоговым органом установлено, что остаток задолженности по земельному налогу за 2013г. числящейся за Маричевой Е.К. после частичной оплаты и сделанного перерасчета, составил "данные изъяты" руб.
Установлено, что в настоящее время в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) содержатся сведения о земельном участке N, расположенном по адресу: "адрес" площадью 30760 кв.м., категория земель ? земли населенных пунктов, разрешенное использование - для прохода и проезда.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель" от 08.04.2000 г. N 316 государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению (категория земель) и виду функционального использования (разрешенное использование).
На момент постановки указанного земельного участка на учет действовало Постановление Правительства Самарской области "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" от 10.12.2008 г. N 473 (далее ? Постановление N 473).
Кадастровая стоимость преобразуемого земельного участка N определена в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" (далее - постановление N 473), исходя из второй группы видов разрешенного использования - "Земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки" и составляла "данные изъяты" руб., УПКС - "данные изъяты" руб.кв.м.
Учитывая изложенное, при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка N (преобразованного из земельного участка N ) УПКС принят равным "данные изъяты" руб./кв.м., кадастровая стоимость в период с 19.10.2012 г. по 20.11.2012 г. - "данные изъяты" руб. в соответствии с Постановлением N 473.
По заявлению о внесении текущих изменений характеристик земельного участка от 12.11.2012 г. N 63-0-1-45/3001/2012-6345 в ГКН 21.11.2012 г. внесены изменения в сведения о земельном участке N в части изменения вида разрешенного использования, а именно в ГКН изменен вид разрешенного использования "Для прохода и проезда".
Установлено, что кадастровая стоимость указанного земельного участка в период с 21.11.2012 г. по 25.02.2013 г. составляла "данные изъяты".
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель" от 08.04.2000 г. N 316 государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
В соответствии с п. 2.4 Методических указаний, в случае, когда образование нового земельного участка происходит в период переоценки, кадастровая стоимость такого земельного участка определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
В связи с изложенным, так как 26.02.2013 г. вступило в силу Постановление N 9, в ГКН внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка N, определенной в соответствии с указанным Постановлением, исходя из 13-ой группы видов разрешенного использования. Кадастровая стоимость земельного участка N в период с 26.02.2013 г. по 24.11.2013 г. составляла "данные изъяты" руб.
Также, в период с 01.01.2013 г. по 24.11.2013 г. проводились работы по государственной кадастровой оценке земельных участков категорией "земли населенных пунктов", результаты которой утверждены Постановлением Правительства Самарской области "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" от 13.11.2013 г. N 610 (далее - Постановление N 610).
25.11.2013 г. вступило в силу Постановление N 610, в ГКН внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка N, утвержденной указанным Постановлением.
Кадастровая стоимость земельного участка N с 25.11.2013 г. составляет 1 рубль.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований налогового органа сделал вывод о том, что налоговый орган при определении земельного налога за весь налоговый период 2013года может учитывать изменение разрешенного использования земельного участка и пересчет кадастровой стоимости данного земельного участка проведенного в течении налогового периода, то есть 25.11.2013года.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда.
Статьей 390 НК установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК (в редакции, действующей в спорный период) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Из указанной нормы Кодекса следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.
Таким образом, в рассматриваемом случае в силу пункта 1 статьи 391 Кодекса налоговая база по земельному налогу, подлежащему уплате за 2013 год, рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, т.е. в данном случае на 01.01.2013года.
Установлено, что кадастровая стоимость земельного участка для исчисления налога по состоянию на 01.01.2013года составляла "данные изъяты" руб.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка Маричевой Е.Ю. в течение налогового периода подлежит учету при определении налоговой базы в следующем налоговом периоде.
Таким образом, выводы суда первой инстанции являются неправомерными и противоречат положениям пункта 1 статьи 391 Кодекса, в связи с чем, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России N 15 по Самарской области о взыскании с Маричевой Е.Ю. сумму недоимки по земельному налогу за 2013год в размере "данные изъяты" руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 15 июня 2015 года отменить. Постановить новое решение.
Взыскать в Маричевой Е.Ю. в пользу государства в лице Межрайонной ИФНС России N15 по Самарской области сумму недоимки по земельному налогу за 2013год в размере "данные изъяты" рублей.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.