Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Кричкер Е.В.,
судей Сентяковой Н.Н., Ахкямова Р.Р.,
при секретаре Пенькиной Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 28 сентября 2015 года административное дело по апелляционной жалобе П.А.С. на решение Октябрьского районного суда города Ижевска от 8 июня 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления П.А.С. о признании неправомерными действия Министерства образования и науки Удмуртской Республики об исключении П.А.С. из республиканского списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и включении республиканский список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных помещений.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Сентяковой Н.Н., выслушав объяснения П.А.С. и ее представителя С.Э.Р., действовавшего на основании ордера, поддержавших доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
П.А.С. (далее - административный истец) обратилась в суд с заявлением на неправомерные действия Министерства образования и науки Удмуртской Республики (далее - административный ответчик), выразившиеся в принятии решения об исключении заявителя из республиканского списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
Требования мотивированы следующим: 17 октября 2014 года Министерство образования и науки УР уведомило П.А.С. о том, что принято решение об исключении ее из республиканского списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике (далее - Список). Считает данные действия незаконными, поскольку, когда заявитель приобрела право на получение жилья, она относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако, предоставленным ей правом воспользоваться не смогла по уважительным причинам.
В судебном заседании П.А.С. и ее представитель С.Э.Р., действующий на основании ордера, поддержали заявление в полном объеме, просили его удовлетворить, по доводам изложенном в нем.
Представитель Министерства образования и науки УР в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела был надлежащим образом извещен, в суд представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствии, при этом указав, что поддерживают доводы, ранее приведенные в отзыве. Суд рассмотрел дело в отсутствии заинтересованного лица.
Суд постановил по делу вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе П.А.С. просит отменить решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 8 июня 2015 года и вынести по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить В качестве основания для отмены указывает на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Полагает, что поскольку в рамках настоящего дела подлежит проверке обоснованность исключения заявителя из республиканского списка детей-сирот, обстоятельства включения в данный список не могут быть предметом рассмотрения, в связи с чем считает, что суд при рассмотрении заявления вышел за пределы заявленных требований. Кроме того, считает, что достижение П.А.С. возраста 23 лет не может рассматриваться в качестве измененного или нового обстоятельства. Также указывает на то, что суд не применил закон, подлежащий применению, а именно суду следовало применить части 23 и 24 статьи 6 Закона УР N8-РЗ, в соответствии с которыми уполномоченный орган принимает решение об исключении лица из республиканского списка детей-сирот. Обстоятельства, предусмотренные данными нормами материалами дела, по мнению П.А.С. не подтверждаются. Утверждает, что признанное право на обеспечение жилым помещением не может быть отобрано или аннулировано уполномоченным органом в одностороннем порядке. При таких обстоятельствах, суду необходимо было установить, что спорные правоотношения не являются публичными, поскольку в данном случае имеет место спор о праве.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 8 марта 2015 года N22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон) с 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения их в действие.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные жалобы разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб. В частности, дела об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц рассматриваются в соответствии с нормами главы 22 КАС РФ с учетом особенностей, предусмотренных главой 34 КАС РФ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам определяет разрешение апелляционной жалобы П.А.С. в соответствии с правовыми нормами глав 22, 34 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ - суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом первой инстанции установлено, что П.А.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ, с момента рождения зарегистрирована по адресу "адрес".
9 июня 2006 года решением Первомайского районного суда г. Ижевска ее мать Л.Н.Г., имея статус одинокой матери, была лишена родительских прав в отношении Л.А.С..
Постановлением Администрации Ленинского района г. Ижевска N 2181 от 9 ноября 1999 года заявитель помещена на государственное обеспечение в МОУ " "данные изъяты"" г. Ижевска для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором находилась на воспитании до выпуска.
В соответствии с письмом Ленинского отдела народного образования г. Ижевска N 749 от 25 ноября 1999 года за П.А.С. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" (адрес изменен на основании постановления Администрации г.Ижевск N 31 от 6 февраля 2004 года на микрорайон "адрес").
1 августа 2012 года Л.А.С. зарегистрировала брак с П.С.Р ... После заключения брака ей присвоена фамилия П..
17 ноября 2011 года жилой дом по адресу: "адрес" был уничтожен пожаром, о чем свидетельствует акт о пожаре выданный отделом государственного пожарного надзора г. Ижевска.
О данных обстоятельствах заявителю стало известно в июне 2012 года, в связи с чем, 3 июля 2012 года она обратилась в Управление муниципального жилья Администрации г. Ижевска с заявлением о постановке на учет в связи с потерей закрепленного за ней жилья.
Распоряжением Администрации Ленинского района г.Ижевска от 12 июля 2012 года "адрес" "адрес" признан непригодным для проживания.
12 июля 2012 года письмом Администрации г. Ижевска в постановке на учет на получения жилья Л.А.С. было отказано в связи с достижением ею возраста 23 лет.
3 октября 2012 года Л. ( П.) А.С. обратилась в суд иском к Администрации г.Ижевска о предоставлении жилого помещения.
Решением Октябрьского районного суда г.Ижевска от 30 октября 2012 года в удовлетворении исковых требований Л.А.С. к Администрации г.Ижевска о предоставлении жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда УР решение Октябрьского районного суда г.Ижевска УР от 30 октября 2012 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
23 июля 2013 года П.А.С. обратилась в Министерство образования и науки Удмуртской Республики с заявлением о включении в республиканский список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
На данное заявление Министерством образовании и науки Удмуртской Республики 19 августа 2013 года дан ответ, в соответствии с которым П.А.С. разъяснено ее право обращения в Управление муниципального жилья Администрации муниципального образования "Город Ижевск" для составления заключения о включения в республиканский список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республики и заведения учетного дела.
9 сентября 2013 года по результатам рассмотрения заявления П.А.С. было вынесено заключение о включении П.А.С. в республиканский список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
23 сентября 2013 года Министерством образования и науки Удмуртской Республики принято решение о включении П.А.С. в республиканский список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
17 октября 2014 года уведомлением Министерство образования и науки Удмуртской Республики сообщило П.А.С., что принято решение об исключении ее из республиканского списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, поскольку заявитель утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике и не подлежит обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения. Также указано на отсутствие сведений о том, что П.А.С. до достижения возраста 23 лет обращалась с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до 23 лет, а также сведений о постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения органами опеки и попечительства до достижения истцом 23 лет в учетном деле.
Указанные обстоятельства следуют из объяснений сторон, подтверждаются соответствующими письменными доказательствами и сторонами по существу не оспариваются.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно Обзору судебной практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
В связи с чем, выяснение причин, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, является необходимым условием для принятия законного решения. В случае признания таких причин уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.
Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на обеспечение жильем, являлись следующие:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Из материалов дела следует, что за П.А.С. было закреплено жилое помещение, которое в установленной порядке не было признано непригодным для проживания.
Впоследствии, во время обучения П.А.С. в городе Москве, данное жилое помещение 17 ноября 2011 года было уничтожено пожаром, о чем органами опеки и попечительства административному истцу сообщено не было. О случившемся она узнала по возвращению в город Ижевск 30 июня 2012 года, когда двумя месяцами ранее уже достигла 23-летнего возраста ( ДД.ММ.ГГГГ).
Однако указанное обстоятельство необоснованно не было принято судом первой инстанции во внимание.
Кроме того, из материалов дела следует, что жилой "адрес", который был закреплен за П.А.С., Администрацией Ленинского района г. Ижевска признан непригодным для проживания лишь 12 июля 2012 года.
К моменту достижения П.А.С. совершеннолетия, закрепленного за ней жилого помещения, уже не существовало, о чем ей не было сообщено органами опеки и попечительства, что в свою очередь явилось причиной пропуска срока для обращения с заявлением о предоставлении жилья.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что отсутствие должного реагирования со стороны органов местного самоуправления не может являться препятствием для реализации П.А.С. своих жилищных и социальных прав. Отсутствие П.А.С. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении без учета указанных выше причин, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении ее требований.
Указанные обстоятельства, по мнению судебной коллегии, являются уважительными, служащими основанием для защиты жилищных прав П.А.С.
Законом Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года N8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон УР от 14 марта 2013 года N8-РЗ) предусмотрен порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам (статья 6), в соответствии с которым дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с республиканским списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике (далее - Список). В Список подлежат включению лица, указанные в статье 2 настоящего Закона, достигшие возраста 14 лет. Включение в Список осуществляется на основании заявления. Заявление и документы подаются в орган опеки и попечительства по месту нахождения или месту жительства заявителя, которые формируются данным органом в учетное дело. Орган опеки и попечительства проводит проверку сведений, представленных заявителем, по результатам которой составляет заключение. Заключение и учетное дело направляется органом опеки и попечительства в уполномоченный орган. Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня поступления указанных документов принимает решение о включении лица в Список либо об отказе во включении в Список.
В соответствии со статьей 1 данного закона органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство образования и науки Удмуртской Республики (далее - уполномоченный орган).
Как указано выше, 23 сентября 2013 года Министерством образования и науки Удмуртской Республики на основании заключения органа местного самоуправления принято решение о включении П.А.С. в республиканский список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Таким образом, уполномоченным органом подтверждено право П.А.С. состоять в Списке.
В соответствии со статьями 20, 21, 22 Закон УР от 14 марта 2013 года N8-РЗ, уполномоченный орган принимает решение об исключении лица, указанного в статье 2 настоящего закона, из Списка после проведения проверки документов и сведений, предоставленных заявителем, в случае изменения обстоятельств, послуживших основанием для включения лица, указанного в статье 2 настоящего закона в Список.
Также, пунктом 23 статьи 6 вышеназванного закона УР предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об исключении лица, указанного в статье 2 настоящего Закона, из Списка также при наступлении следующих оснований:
1) предоставление жилого помещения лицу, указанному в статье 2 настоящего Закона;
2) смерть лица, указанного в статье 2 настоящего Закона;
3) признание лица, указанного в статье 2 настоящего Закона, безвестно отсутствующим или умершим в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) выявление уполномоченным органом по собственной инициативе обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у лица, указанного в статье 2 настоящего Закона, права на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом;
5) выезд лица, указанного в статье 2 настоящего Закона, на постоянное место жительства за пределы территории Удмуртской Республики.
При рассмотрении дела установлено, что документы и информация, содержащиеся в учетном деле П.А.С., переданном от Администрации города Ижевска в Министерство образования и науки Удмуртской Республики, которые послужили основанием для включения П.А.С. в Список, на 17 октября 2014 года не претерпели изменений. Уполномоченный орган на момент принятия решения о включении П.А.С. в Список обладал информацией о достижении ею двадцати трех лет на момент рассмотрения уполномоченным органом заключения Администрации города Ижевска. Иных обстоятельств, указанных в пункте 23 статьи 6 Закон УР от 14 марта 2013 года N8-РЗ, на момент принятия решения об исключении П.А.С. из Списка, не наступило.
Таким образом, у Министерства образования и науки Удмуртской Республики не было законных оснований для исключения П.А.С. из Списка.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неверном применении норм материального права, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 3 статьи 227 КАС РФ, признав заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 8 июня 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление П.А.С. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики удовлетворить.
Признать незаконными действия Министерства образования и науки Удмуртской Республики по исключению П.А.С. из республиканского списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
Обязать Министерства образования и науки Удмуртской Республики включить П.А.С. в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
Апелляционную жалобу П.А.С. удовлетворить.
Председательствующий Е.В. Кричкер
Судьи: Н.Н. Сентякова
Р.Р. Ахкямов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.