Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Пенькиной Н.В.,
с участием:
- представителя административного истца Г.А.Т. - Н.С.Н., действующей по доверенности от 17 июля 2015 года сроком на три года,
- представителя административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Удмуртской Республике П.А.В.., действующей по доверенности от 3 июня 2015 года сроком по 30 декабря 2015 года,
- представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Т.Е.В. действующей по доверенности от 15 декабря 2014 года сроком до 31 декабря 2015 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г.А.Т. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Г.А.Т. (далее по тексту - административный истец) обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв. м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, город Ижевск, "адрес", принадлежащего ему на праве собственности (далее по тексту - земельный участок), равной его рыночной стоимости, в размере "данные изъяты" рублей.
В обоснование заявленного требования административный истец ссылался на то, что кадастровая стоимость земельного участка, используемая для целей налогообложения, составляет "данные изъяты" рулей "данные изъяты" копейки и не соответствует его рыночной стоимости, определенной в Отчете независимого оценщика по состоянию на 25 августа 2014 года, соответствие действующему законодательству которого подтверждено Экспертным заключением Некоммерческого партнерства "Сообщество специалистов-оценщиков "СМАО". Данное обстоятельство нарушает права заявителя, поскольку кадастровая стоимость земельного участка влияет на размер исчисления и уплаты земельного налога.
В качестве правового основания заявленного спора указана часть 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В ходе рассмотрения настоящего дела административный истец, в силу ч.1 ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), изменил основание заявленного спора и просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной "данные изъяты" рублей, определенной Отчетом об оценке N "данные изъяты" от 1 сентября 2015 года, выполненным Агентством оценки "Центр" по состоянию на 24 октября 2009 года, подтвержденным положительным Экспертным заключением Саморегулируемой межрегиональной ассоциации оценщиков N "данные изъяты" от 24 сентября 2015 года.
В судебном заседании представитель административного истца Н.С.Н. поддержала измененные требования своего доверителя, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Удмуртской Республике (далее по тесту - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УР) Первушина А.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований Г.А.Т.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее по тексту - Управление Росреестра по УР) Т.Е.В. в судебном заседании не возражала против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, уточнив, что не имеет вопросов по представленному представителем административного истца Отчету об оценке земельного участка.
Административный ответчик - Правительство Удмуртской Республики и заинтересованное лицо Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики, заинтересованное лицо Администрация города Ижевска были своевременно извещены о времени и месте рассмотрения дела, но в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
В силу ч.4 ст.247 КАС РФ административное дело рассмотрено судом в отсутствие административного ответчика и заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УР и заинтересованного лица Управления Росреестра по УР, и, изучив и проанализировав материалы административного дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные Г.А.Т. требования подлежат удовлетворению, в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), устанавливаемый Налоговым кодексом Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и являющийся обязательным к уплате на территории этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 65 ЗК РФ, пункт 1 статьи 387 НК РФ).
Исходя из системного толкования правовых норм, содержащихся в пунктах 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ, пункта 1 статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно материалам дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 316 кв.м; расположенный: Удмуртская Республика, "адрес", кадастровый номер: "данные изъяты".
Данные обстоятельства следуют из свидетельства о государственной регистрации права "данные изъяты" от 9 июня 2009 года.
Суд признает, что действующее законодательство позволяет устанавливать кадастровую стоимость земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, если таковая определена (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
При таких обстоятельствах, полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как собственника земельного участка и плательщика земельного налога, Г.А.Т. обратился в суд с административным исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела в порядке административного судопроизводства по правилам главы 25 КАС РФ.
В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд Отчет N "данные изъяты" от 1 сентября 2015 года об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", составленный независимым оценщиком - Агентством оценки "Центр", согласно которому рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 24 октября 2009 года составляет "данные изъяты" рублей.
Кроме того, в силу представленного административным истцом положительного экспертного заключения N "данные изъяты" от 24 сентября 2015 года, выполненного саморегулируемой межрегиональной ассоциацией оценщиков, членом которой является оценщик, Отчет N "данные изъяты" от 1 сентября 2015 года "Об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: УР, город Ижевск, "адрес" соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N135-ФЗ от 29 июля 1998 года, федеральным стандартам оценки и другим актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, стоимость объекта оценки, указанная в Отчете об оценке может быть подтверждена.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики утверждены постановлением Правительства Удмурткой Республики от 24 ноября 2008 года N275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" (далее - постановление Правительства УР от 24 ноября 2008 года N275).
Из письменных объяснений представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УР усматривается, что данный земельный участок соответствует материалам межевания, является ранее учтенным и сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости 10 июня 2003 года. 9 июня 2009 года земельный участок перешел в собственность Г.А.Т., который 2 октября 2009 года обратился в территориальный отдел Управления Роснедвижимости по УР с заявлением об учете изменений земельного участка в части его разрешенного использования. 24 октября 2009 года принято решение об учете изменений земельного участка в части разрешенного использования с "для эксплуатации и обслуживания домовладения" на "зона многофункциональной общественно-деловой застройки", что подтверждает Акт определения кадастровой стоимости земельных участков от 23 октября 2009 года и решение об учете изменений объекта недвижимости от 24 октября 2009 года. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" определена на основании постановления Правительства УР от 24 ноября 2008 года N275 по приложению N2 в соответствии с седьмой группой видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии. Удельный показатель данной группы составляет "данные изъяты" рубль, "данные изъяты" копейки, кадастровая стоимость земельного участка определена в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки.
25 августа 2014 года Г.А.Т. обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УР с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования. 9 сентября 2014 года принято решение об осуществлении учета изменений объекта недвижимости, уточнен вид разрешенного использования "зона многофункциональной общественно-деловой застройки (бизнес-центры, офисные центры)".
Вышеизложенные обстоятельства подтверждены кадастровым планом земельного участка (выпиской из государственного земельного кадастра) от 26 октября 2009 года, заявлениями Г.А.Т. о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 2 октября 2009 года, от 25 августа 2014 года, актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 23 октября 2009 года, решением Управления Роснедвижимости по УР от 24 октября 2009 года, решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" от 9 сентября 2014 года, кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 16 марта 2015 года.
В силу статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В соответствии с абзацами 4, 5, 6 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
По смыслу абзаца первого статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности, дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.
Если изменение качественных и (или) количественных характеристик не повлекло изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости, то дата определения кадастровой стоимости этого объекта не изменяется.
Как установлено при рассмотрении настоящего дела, при принятии филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" 9 сентября 2014 года решения по заявлению Г.А.Т., произошло изменение качественных характеристик земельного участка не повлекших изменение его кадастровой стоимости.
Таким образом, исходя из правовых положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, суд признает, что датой определения кадастровой стоимости спорного земельного участка является 24 октября 2009 года - дата внесения сведений об изменении его количественных характеристик, а именно: изменение вида разрешенного использования.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.59, 61, 84 КАС РФ, суд признает Отчет N от 1 сентября 2015 года, правомерность и соответствие положениям действующего законодательства которого подтверждены положительным Экспертным заключением "данные изъяты" от 24 сентября 2015 года, надлежащим и допустимым доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 24 октября 2009 года.
При рассмотрении настоящего административного дела, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, суд разъяснил участвующим в деле заинтересованным лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца.
Однако таких ходатайств заявлено не было, поскольку размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", равный "данные изъяты" руб., установленный в Отчете об оценке административные ответчики и заинтересованные лица не оспаривали, каких либо обоснованных возражений о несоответствии вышеназванного Отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не представили.
Принимая во внимание, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечет увеличение размера земельного налога, то суд признает, что размер кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает интересы административного истца.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности, заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 Постановления Пленума N28 от 30 июня 2015 года Верховный Суд РФ разъяснил, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 КАС РФ.
Как следует из материалов дела, сведения о кадастровой стоимости земельного участка, связанные с изменением его количественных характеристик, были внесены в государственный кадастр недвижимости 24 октября 2009 года, а с настоящим административным исковым заявлением в суд Г.А.Т. обратился только 28 июля 2015 года, то есть за пределами установленного законом пятилетнего срока обращения в суд.
Поскольку статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в вышеуказанной редакции вступила в законную силу 22 июля 2014 года, а КАС РФ - 15 сентября 2015 года, и ранее действовавшее законодательство не устанавливало срок для обращения в суд по спорам о пересмотре кадастровой стоимости, то суд признает причину пропуска данного срока уважительной, а сам срок - подлежащим восстановлению.
При таких обстоятельствах требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Настоящее судебное решение является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости в размере его рыночной стоимости с момента вступления судебного постановления в законную силу.
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Г.А.Т. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, поступившее в Верховный Суд Удмуртской Республики 28 июля 2015 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: зона многофункциональной общественно-деловой застройки (бизнес-центры, офисные центры)", общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес" в размере его рыночной стоимости, равной "данные изъяты" рублей, определенной в соответствии с Отчетом N "данные изъяты" от 1 сентября 2015 года, выполненным Агентством оценки "Центр" по состоянию на 24 сентября 2009 года.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 2 октября 2015 года.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова
Копия верна: Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.