Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Д.В. Залялтдиновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Б" к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании незаконными действий Комиссии по отклонению заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, возложении обязанности принять заявление о пересмотре кадастровой стоимости и рассмотреть в соответствующий срок,
УСТАНОВИЛ:
ООО " Б" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Росреестру, Управлению Росреестра по Республике Татарстан, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Татарстан (далее - Комиссия) в вышеизложенной формулировке, указав в обоснование требований, что для соблюдения предусмотренного статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" досудебного порядка урегулирования спора данная организация, как собственник нежилых помещений в многоквартирном жилом доме ... по улице "адрес", обратилась в Комиссию с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, занимаемого названным многоквартирным жилым домом, общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, имеющего кадастровый номер ...
Однако заявителем было получено письмо председателя Комиссии от "дата" 2015 года ... , которым ООО " Б" уведомлялось о невозможности рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости в связи с непредставлением правоустанавливающего документа на земельный участок.
ООО " Б" считает данные действия Комиссии незаконными, поскольку право собственности на земельный участок, занимаемый многоквартирным жилым домом, возникает у собственников помещений в данном доме с момента регистрации права собственности на эти помещения. При этом свидетельство о государственной регистрации права общей долевой собственности на указанный земельный участок не выдается. Свидетельства о государственной регистрации права собственности на нежилые помещения в жилом доме ... по ул. "адрес" были представлены заявителем при обращении в Комиссию.
В судебном заседании представители Росреестра Л.В. "данные изъяты", Управления Росреестра по Республике Татарстан А.Р. "данные изъяты" заявленным требованиям возражали.
ООО " Б", Комиссия надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились, сведений об уважительности причин неявки не имеется. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть первая).
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (часть девятая).
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагается нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости (абзац третий части шестнадцатой).
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается (часть семнадцатая).
Судом установлено, что в соответствии с приказом Росреестра от 23 января 2012 года N П/20" на территории Республики Татарстан создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Татарстан.
ООО " Б" является собственником нежилого помещения общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер ... , и нежилого помещения общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер ... Право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано за заявителем Управлением Росреестра "данные изъяты" "дата".
"дата" ООО " Б" обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего обществу на праве общей долевой собственности земельного участка, общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под многоквартирным жилым домом, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер ...
Уведомлением от "дата" ... Комиссия отклонила заявление общества, указав, что приложенные к заявлению документы не соответствуют перечню документов, утвержденному действующим законодательством об оценочной деятельности, а именно к заявлению не приложен правоустанавливающий документ на объект недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается.
Суд соглашается с мнением заявителя о незаконности действий Комиссии по отклонению заявления ООО " Б" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости исходя из нижеследующего.
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно части 1 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие жилищного Кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N12-П положения частей 2 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 3 и пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Статьей 25.5 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ предусмотрено, что при государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение или другое недвижимое имущество одновременно проводится государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок, занятый таким недвижимым имуществом и принадлежавший предшествующему собственнику такого недвижимого имущества на праве собственности.
При таких обстоятельствах, учитывая, что земельный участок, имеющий кадастровый номер ... , под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: "адрес", сформирован и состоит на государственном кадастровом учете, на основании вышеприведенных законоположений он перешел в общую долевую собственность собственников помещений в указанном многоквартирном доме, а значит и в собственность ООО " Б". При этом принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и государственная регистрация перехода права собственности на него не требуется.
Таким образом, ООО " Б", самостоятельно участвуя в налоговых отношениях, как участник долевой собственности, может реализовать свое право на пересмотр кадастровой собственности земельного участка независимо от согласия других сособственников.
При этом, в случае обращения в Комиссию в подтверждение права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным жилым домом ООО " Б" должно представить нотариально заверенные копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на нежилые помещения в многоквартирном доме, расположенном на спорном земельном участке, что им и было сделано.
Следовательно, действия Комиссии по отклонению заявления ООО " Б" от "дата" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, имеющего кадастровый номер ... , под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: "адрес", в связи с непредставлением нотариально заверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на земельный участок, являются незаконными.
Обращаясь к требованиям ООО " Б" о возложении обязанности на Комиссию принять заявление о пересмотре кадастровой стоимости и рассмотреть его в соответствующий срок, суд полагает, что они не подлежат удовлетворению.
Поскольку заявление ООО " Б" от "дата" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с приложенными к нему материалами возвращены заявителю, проверить полноту представленных данной организацией в Комиссию документов и их содержание в настоящее время не представляется возможным.
Частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, требования ООО " Б" к Росреестру, Управлению Росреестра "данные изъяты", Комиссии о признании незаконными действий комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по отклонению заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, возложении обязанности принять заявление о пересмотре кадастровой стоимости и рассмотреть в соответствующий срок подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью " Б" удовлетворить частично.
Признать действия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии "данные изъяты" по отклонению заявления общества с ограниченной ответственностью " Б" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости незаконными.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью " Б" к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии "данные изъяты", Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии "данные изъяты" о возложении обязанности принять заявление о пересмотре кадастровой стоимости и рассмотреть в соответствующий срок отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца, со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.