Решение Челябинского областного суда от 17 сентября 2015 г.
(Извлечение)
Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И. при секретаре Шагеевой О.В., рассмотрев административное дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Центр-М" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Центр-М" обратился в суд с заявлением, которым просил признать недействительными результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0509021:11 площадью 7 152 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Центральный район, ул. Коммуны, утвержденные решением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области от 17 августа 2011 года N Ф7400/11-1-12783, установить кадастровую стоимость этого земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 48 980 000 рублей, возложить на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области обязанность внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в заявленном размере.
В обоснование указано, что установленная в результате государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость этого земельного участка по состоянию на 01 января 2010 года в размере 76 584 259, 68 рублей превышает его рыночную стоимость, что нарушает права ООО "Центр-М", как налогоплательщика.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Центр-М" Нечесов А.Г. поддержал требования в части установления кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, просив установить её по состоянию на 01 января 2010 года; на удовлетворении остальной части требований не настаивал. Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Челябинской области Чижова Л.А. полагала возможным удовлетворить это требование в случае предоставления всех необходимых и допустимых доказательств по делу.
Административные ответчики Правительство Челябинской области и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области, заинтересованное лицо Администрация г. Челябинска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, отзыв Управления Росреестра по Челябинской области на иск, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению.
Обращение в суд с требованием об установлении рыночной стоимости земельного участка (независимо от его формы) является основанием для рассмотрения (с 15 сентября 2015 года) административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, отнесенного пунктом 15 статьи 20 КАС РФ к подсудности областных и равных им судов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса РФ, пунктом 2 статьи 3 КАС РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы граждан и организаций.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре). Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом о кадастре порядке документов, если иное не установлено этим законом (ч. 2, ч. 5 ст. 1, ч. 5 ст. 4 Закона о кадастре).
Пунктами 11,14 части 2 статьи 7 Закона о кадастре установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сам по себе факт установления рыночной стоимости земельного участка отличной от его кадастровой стоимости не влечет за собой изменения гражданско-правовых либо налоговых обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов государственной кадастровой оценки.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрена возможность оспаривания
правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Системный анализ положений главы III. 1 Закона об оценочной деятельности, пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316, пункта 10 Федерального стандарта "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года N 255, позволяет сделать вывод о том, что действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об её утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права административного истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Индивидуальная рыночная стоимость земельного участка подлежит доказыванию путем предоставления относимых, допустимых и достаточных доказательств.
Как следует из материалов дела, ООО "Центр-М" на основании договора купли-продажи N 608/зем. от 02.04.2007 года является собственником земельного участка с кадастровым номером 74:36:0509021:11 площадью 7 152 кв.м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Центральный район, ул. Коммуны, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства торгово-досугового центра со встроенной парковкой.
Действующие результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области по состоянию на 01 января 2010 года утверждены постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 года N 284-П.
Согласно кадастровой справке, ответу на запрос суда ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области, земельный участок с кадастровым номером 74:36:0509021:11 поставлен на
кадастровый учет 03.04.2003 года, включен в вышеуказанный Перечень. Его кадастровая стоимость в размере 76 584 259, 68 рублей определена по состоянию на 01 января 2010 года. С даты внесения сведений о вышеуказанной кадастровой стоимости земельного участка по настоящее время характеристики, влияющие на расчет кадастровой стоимости не изменялись, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об установлении кадастровой стоимости равной рыночной.
Поскольку собственник земельного участка ООО "Центр-М" в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ является плательщиком земельного налога, определением кадастровой стоимости этого земельного участка затрагиваются его права и обязанности.
Предусмотренный статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден, на соответствующее обращение ООО "Центр-М" от 14.07.2015 года комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Челябинской области дан ответ за N 74-2015/538 от 17.07.2015 года о том, что результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, определенной до вступления в силу Федерального закона N 167-ФЗ, не могут быть оспорены в комиссии.
Как указывается в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Частью 1 статьи 11 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
Для целей применения Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства; под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения
государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, ООО "Центр-М", как то предусмотрено статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, представило отчет об оценке N 14/4031 от 19.05.2015 г., составленный оценщиком, директором ООО "Первая оценочная компания" Т. СМ., который является членом Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Свободный оценочный департамент". Его ответственность застрахована полисом N 8191R/776/00060/4 от 16.05.2014 года, выданным ОАО "Альфа страхование", ответственность ООО "Первая оценочная компания" - полисом N 8191R7776/00152/4 от 01.10.2014 года того же страховщика.
Согласно указанному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0509021:11 по состоянию на 01 января 2010 года составила 48 980 000 рублей.
Также ООО "Центр-М" было представлено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Свободный оценочный департамент" N 1295/с-15 от 01.07.2015 года, которым вышеуказанный отчет признан соответствующим требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, подтверждена стоимость объекта оценки, определенная в отчете.
Таким образом, требования статей 24.18, 17.1 Закона об оценочной деятельности в редакции Федерального закона N 145-ФЗ от 08.06.2015 года, вступившей в действие с 01 июля 2015 года, предусматривающие необходимость представления положительного экспертного заключения, содержащего вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете, заявителем соблюдены.
Размер рыночной стоимости земельного участка, подтвержденный вышеуказанным отчетом и положительным экспертным заключением, административными ответчиками и заинтересованными лицами не оспаривался. О назначении экспертизы в порядке статьи 77 КАС РФ стороны не ходатайствовали.
Оценивая в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ представленные заявителем доказательства рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010 года, суд находит их достоверными, отвечающими требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, а также принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. Судом нарушений требований к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности, определяемых стандартами оценочной деятельности, в том
числе федеральными стандартами оценки (ФСО N1 - "Общие понятия оценки. Подходы и требования к проведению оценки", утв. приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N256; ФСО N 2 "Цель оценки и виды стоимости", утв. приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20 июля 2007 г. N 255; ФСО N 3 "Требования к отчету об оценке", утв. приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20 июля 2007 г. N 254; ФСО N 4 "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости", утв. приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 г. N 508; ФСО N 5 "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения", утв. приказом Минэкономразвития РФ от 4 июля 2011 г. N 328; ФСО N 6 "Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков", утв. приказом Минэкономразвития РФ от 7 ноября 2011г. N 628; ФСО N 7 - "Оценка недвижимости", утв. приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 г. N 611, а также стандартами и правилами оценочной деятельности (статья 20 Закона об оценочной деятельности) не установлено.
При оценке по правилам статьи 84 КАС РФ представленных по делу доказательств, в том числе отчета об оценке, сомнений в его обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости объекта оценки у суда не возникло.
Кадастровая стоимость земельного участка существенно (в 1,5 раза) превышает его рыночную стоимость на ту же дату, в связи с чем указанное требование заявителя, обратившегося в защиту охраняемых законом интересов и представившего в обоснование своих требований полученные в предусмотренном законом порядке допустимые и относимые доказательства, подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, требования ООО "Центр-М" о признании недействительными результатов определения кадастровой стоимости указанного земельного участка, утвержденных решением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области от 17 августа 2011 года N Ф7400/11-1-12783, возложении на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" Росреестра по Челябинской области обязанности внести изменения в сведения кадастрового учета о размере кадастровой стоимости земельного участка удовлетворению не подлежат.
Так, каких-либо недостоверных сведений об объекте недвижимости, при определении его кадастровой стоимости административным ответчиком использовано не было. С заявлением в ФГБУ "ФКП Росреестра по Челябинской области" об исправлении кадастровой либо технической ошибки административный истец не обращался, на такие обстоятельства не ссылается. Его требования обоснованы ссылкой на рыночную стоимость земельного участка, равной которой он просил установить кадастровую стоимость этого земельного участка.
Из пункта 3 статьи 16 Закона о кадастре следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его
кадастровой стоимости. Согласно пункту 4 названной статьи одним из оснований учета изменений в отношении объекта недвижимости является решение суда. При этом согласно подпункту 7 пункта 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 года N 42, в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой стоимости: кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 года N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" на территории Челябинской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области с 01.12.2010 года, которая является органом, наделенным полномочиями по осуществлению кадастрового учета.
При этом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области осуществляет функций государственного кадастрового учета и фактически является техническим исполнителем по внесению соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости.
Из смысла статей 3, 4, 16, 20, 21 Закона о кадастре следует, что для осуществления кадастрового учета, в том числе в связи с изменением любых сведений об объекте недвижимости, необходимо предусмотренное законом основание, а именно заявление о кадастровом учете (по определенной законодательством форме) и соответствующие документы, поданные в кадастровый орган уполномоченным на то лицом, то есть осуществление кадастрового учета носит заявительный характер.
Сведений об обращении заявителя в орган, осуществляющий кадастровый учет, с заявлением о внесении изменении в сведения о кадастровом учете материалы дела не содержат, сам он на такие обстоятельства не указывал, возможности обратиться с таким заявлением в установленном законом порядке не лишен. Орган кадастрового учета во внесении изменений в государственный кадастр недвижимости, в частности об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, ООО "Центр-М" не отказывал, его права тем самым не нарушал, в связи с чем предусмотренные п. 5 ст. 245, главой 22 КАС РФ основания для возложения судом на этот орган обязанности восстановить
нарушенные права заявителя отсутствуют. Материально-правовых требований заявитель к нему не предъявлял, его действия не оспаривал, как таковой спор непосредственно между сторонами отсутствует.
Суд также отмечает, что удовлетворение требований ООО "Центр-М" сводится к реализации им в судебном порядке права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченными к участию в деле административными ответчиками и заинтересованными лицами ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), в связи с чем судебные расходы относятся на заявителя, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против административных ответчиков, не имеющих противоположных с административным истцом, юридических интересов.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Общества с ограниченной ответственностью "Центр-М" удовлетворить частично.
Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0509021:11 площадью 7 152 кв.м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Центральный район, ул. Коммуны, установив её равной рыночной стоимости в размере 48 980 000 (сорок восемь миллионов девятьсот восемьдесят тысяч) рублей по состоянию на 01 января 2010 года.
Кадастровая стоимость, установленная настоящим решением суда, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года, но не ранее даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Центр-М" о признании недействительными результатов определения кадастровой стоимости указанного земельного участка, утвержденных решением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области от 17 августа 2011 года N Ф7400/11-1-12783, возложении на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.