Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Пилипенко Е.В., Туктамышевой О.В.
при секретаре Витко Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Карлина С.В. к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании решения незаконным, возложении обязанности по апелляционным жалобам Кан С.К,, департамента земельных и имущественных отношений Приморского края на решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока Приморского края от 10 июля 2015 года, которым административное исковое заявление Карлина С.В. удовлетворено: признано незаконным решение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 28 февраля 2015 года N об отказе Карлину С.В. в предварительном согласовании места размещения капитального гаража на земельном участке площадью ... кв.м., расположенном в районе "адрес"; на Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Заслушав доклад судьи Пилипенко Е.В., объяснения представителя Карлина С.В.- Шестун Я.Ю., представителя департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Якушевой Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карлин С.В. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, указав, что 7 августа 2014 года он обратился в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) с заявление о предоставлении в аренду земельного участка площадью ... кв.м., расположенного в районе "адрес" для строительства капитального гаража с предварительным согласованием места размещения объекта. В дальнейшем площадь испрашиваемого земельного участка была откорректирована до ... кв.м. Распоряжением УГА администрации г. Владивостока от 31 декабря 2014 года N Карлину С.В. выдан акт о выборе земельного участка для строительства и утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории. 29 января 2015 года Карлин С.В. обратился с заявлением в адрес Департамента о предварительном согласовании места размещения объекта строительства. 28 февраля 2015 года Департаментом принято решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку на него претендуют несколько лиц. Просил признать решение Департамента об отказе в предварительном согласовании места размещения капитального гаража на земельном участке площадью ... кв.м., расположенном в районе "адрес", оформленное письмом N от 28 февраля 2015 года, незаконным; возложить на Департамент обязанность в месячный срок с момента вынесения решения суда принять решение о предварительном согласовании Карлину С.В. места размещения капитального гаража на земельном участке площадью ... кв.м., расположенном в районе "адрес"; обратить решение к немедленному исполнению.
В судебное заседание Карлин С.В. не явился, дело рассмотрено судом в его отсутствие.
Представители административного истца по доверенности Полетаева О.Е., Шестун Я.Ю. поддержали заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика Якушева Т.А. требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, пояснила, что 24 декабря 2014 года на сайте администрации г.Владивостока размещена информация о возможном или предстоящем представлении земельных участков. Поскольку в декабре 2014 года в адрес администрации г.Владивостока поступили обращения заинтересованного лица Кан С.К. о предоставлении спорного участка, Департамент информировал заявителя, а также третьего лица о необходимости проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица Кан С.К. в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласились представитель департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, Кан С.К., ими поданы апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить, как незаконное, принятое с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
По делу установлено, что 6 августа 2014 года Карлин С.В. обратился в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка, расположенного в районе ул. Верхняя, 7 в г. Владивостоке для строительства капитального гаража с предварительным согласованием места размещения объекта.
Распоряжением УГА администрации г.Владивостока N от 31 декабря 2014 года Карлину С.В. выдан акт о выборе земельного участка по адресу: "адрес", для строительства капитального гаража, утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка.
Письмом от 28 февраля 2015 года N Департамент информировал Карлина С.В. о том, что принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта не представляется возможным со ссылкой на то, что на испрашиваемый земельный участок претендуют несколько лиц. Также указано, что дальнейшее формирование и предоставление земельного участка возможно посредством проведения аукциона, в котором заявитель вправе принять участие.
Признавая указанное решение Департамента незаконным и возлагая обязанность устранить допущенное нарушение прав Карлина С.В., суд первой инстанции исходил из того, что Департамент был не вправе отказать Карлину С.В. в предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку подача Кан С.К. заявления о предоставлении вышеуказанного земельного участка, не влечет за собой организацию и проведение торгов на получение права аренды испрашиваемого земельного участка.
С таким выводом суда первой инстанции нельзя согласиться.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого ранее была урегулирована статьей 31 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
В силу правила пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
После определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ). Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды либо передачи в собственность земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ.
Примененный способ предоставления земельного участка отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Как следует из материалов дела, 24 декабря 2014 года на официальном сайте администрации г.Владивостока опубликована информация о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: г.Владивосток, район ул.Верхняя,7, для строительства капитального гаража по заявлении Карлина С.В.
24 декабря 2014 года в адрес Управления муниципальной собственности г.Владивостока поступило заявление Кан С.К. о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью ... кв.м., расположенного по адресу: "адрес" для строительства капитального гаража.
26 декабря 2014 года указанное заявление направлено для рассмотрения в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Следовательно, на момент подачи заявления Кан С.К. известно было о возможном предоставлении по заявлению Карлина С.В. земельного участка площадью ... кв.м.
Как следует из материалов дела, заявление Карлина С.В. об уточнении площади испрашиваемого земельного участка ... кв.м. направлено Департаментом в администрацию г.Владивостока 29 декабря 2014 года.
В связи с чем, судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что из поданного Кан С.К. заявления не следует, что он претендует на тот же земельный участок, что и Карлин С.В.
Делая вывод о несоответствии заявления Кан С.К. требованиям п.9.1.2 Административного регламента Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по предоставлению государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в ведении или собственности Приморского края, для строительства капитальных объектов" (утвержденного Приказом Департамента от 15 января 2014 года N 11), суд первой инстанции не указал, в чем конкретно заключается несоответствие, в связи с чем, такой вывод суда нельзя признать обоснованным.
Таким образом, на момент издания распоряжения УГА администрации г.Владивостока N от 31 декабря 2014 года о выдаче акта выбора земельного участка по адресу: "адрес", площадью ... кв.м. для строительства капитального гаража и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка Карлину С.В., УГА администрации г.Владивостока было известно о наличии иных лиц, желающих получить данный участок.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, поскольку, на спорный земельный участок претендовали помимо Карлина С.В. иные лица, предоставление заявителю испрашиваемого земельного участка без проведения торгов может повлечь нарушение прав и интересов третьих лиц, лишенных возможности приобрести земельный участок в аренду либо собственность по процедуре, установленной законом.
Оспариваемый отказ права и законные интересы Карлина С.В. не нарушает, поскольку у последнего не возникло права на конкретный земельный участок. Карлин С.В. не лишен возможности приобретения указанного земельного участка в ином порядке.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, правовых оснований для признания незаконным решения Департамента об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта от 28 февраля 2015 года не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 10 июля 2015 года отменить, принять по делу новое решение, в удовлетворении административного иска Карлина С.В. к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.