Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Должикова С.С.,
судей Зубовой Т.Н., Наместниковой Л.А.,
при секретаре Паршиковой М.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивкиной Н.С., Малюгина А.Л., Малюгиной Г.В. к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 04.08.2015, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Должикова С.С., объяснения представителя администрации г. Орла по доверенности Тереховой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Ивкиной Н.С., Малюгина А.Л. и Малюгиной Г.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ивкина Н.С., Малюгин А.Л. и Малюгина Г.В. обратились в суд с иском к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указали, что зарегистрированы и проживают в квартире, расположенной по адресу: "адрес".
Решением Железнодорожного районного суда г. Орла от 02.12.2014 были удовлетворены исковые требования Малюгиной Г.В. к администрации г. Орла, МКУ "УКХ г. Орла", за Малюгиной Г.В. признано право владения и пользования квартирой N "адрес", общей площадью 19,3 кв.м, жилой 18,4 кв.м, на условиях договора социального найма жилого помещения.
Ссылались, что квартира состоит из двух жилых комнат, площадью 8 кв.м и 10,4 кв.м, шкафа площадью 0,9 кв.м и общей кухни площадью 22,5 кв.м.
Заключением межведомственной комиссии от 27.01.2012 N 500 данный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
25.09.2012 администрацией г. Орла принято постановление N "О дальнейшем использовании помещений многоквартирного жилого "адрес"", в соответствии с которым решено организовать переселение граждан в срок до 30.12.2014.
Письмом Департамента строительства топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 05.03.2015 сообщено об отсутствии оснований для включения жилого дома в областную адресную программу "Переселения граждан, проживающих на территории г. Орла, из аварийного жилищного фонда" на 2013-2017 годы.
В связи с изложенным, просили суд обязать администрацию г. Орла предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30,3 кв.м., состоящее из двух жилых комнат и отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Орла просит об отмене решения суда как незаконного, принятии нового об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что возложение на администрацию г. Орла обязанности по предоставлению истцам вне очереди благоустроенного жилого помещения является вмешательством в деятельность органов местного самоуправления по исполнению указанных полномочий, что исходя из принципа разделения властей в пределах своих полномочий недопустимо.
Ссылается, что постановлением администрации г. Орла от 23.06.2015 N срок организации переселения граждан из "адрес" продлен до 30.12.2015.
Поскольку жилой дом был признан непригодным для проживания после 01.01.2012 и включен в программу "Переселения граждан, проживающих на территории г. Орла, из аварийного жилищного фонда" на 2015-2017 годы считает, что у администрации г. Орла не наступил срок исполнения обязательства по переселению истцов.
Обращает внимание на то, что финансирование из бюджета в целях расселения граждан из спорного жилого дома будет осуществлено в 2015 году.
Приводит довод о том, что судом не проверено, являются ли истцы малоимущими и нуждающимися в жилом помещении.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.Вместе с тем, по смыслу действующего законодательства, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома, в случае, если будет установлено, что помещение, в котором проживают граждане, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в квартире, относящейся к муниципальному жилищному фонду, расположенной по адресу: "адрес", зарегистрированы и проживают Ивкина Н.С., Малюгин А.Л. и Малюгина Г.В., что подтверждается справкой о составе семьи от 01.06.2015 (л.д.16).
Из ответов ГУП Орловской области "Межрегиональное бюро технической инвентаризации" и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии следует, что Малюгин А.Л., Ивкина Н.С. и Малюгина Г.В. не имеют в собственности объектов недвижимого имущества (л.д.70, 84-86).
Решением Железнодорожного районного суда г. Орла от 02.12.2014 удовлетворены исковые требования Малюгиной Г.В. к администрации г. Орла, МКУ "УКХ г. Орла" о признании права пользования квартирой по договору социального найма жилого помещения. За Малюгиной Г.В. признано право владения и пользования квартирой N "адрес", общей площадью 19,3 кв.м, жилой 18,4 кв.м, на условиях договора социального найма жилого помещения (л.д.7-9).
Из технического паспорта жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", усматривается, что оно состоит из двух жилых комнат площадью 8 кв.м и 10,4 кв.м, шкафа площадью 0,9 кв.м, имеет общую площадь 19,3 кв.м, жилую 18,4 кв.м (л.д.10-15).
В соответствии с инвентарным делом на жилой "адрес", комнаты, относящиеся к квартире N, ранее были включены в состав коммунальной квартиры N, с общей для трех квартир кухней площадью 22,5 кв.м (л.д.72-78).
Согласно заключению ООО "Внедренческий научно-технический центр "Исток" от 26.12.2011 N о техническом состоянии основных несущих и ограждающих конструкций жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", физический износ основных несущих и ограждающих конструкций здания, систем инженерного оборудования, составляет 72%, что обусловлено процессами естественного старения в связи с эксплуатацией в течение длительного периода времени (до 1917 года). В результате обследования дома выявлены признаки вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с естественным износом в процессе эксплуатации здания в целом эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций; изменения параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха и др., являющиеся основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания (л.д.40-50).
Заключением межведомственной комиссии от 27.01.2012 N многоквартирный "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.17).
Постановлением администрации г. Орла от 25.09.2012 N "О дальнейшем использовании помещений многоквартирного жилого "адрес"" Управлению городского хозяйства администрации г. Орла, жилищному отделу администрации г. Орла и Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла поручено в срок до 30.12.2014 организовать переселение граждан из "адрес" (л.д.18-19).
Постановлением администрации г. Орла от 23.06.2015 N "О внесении изменений в постановление администрации г. Орла от 25.09.2012 N "О дальнейшем использовании помещений многоквартирного жилого "адрес"" срок организации переселения граждан из "адрес" продлен до 30.12.2015 (л.д.90-91).
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что помещение, в котором проживают истцы, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине нахождения в аварийном состоянии, в связи с чем возложил на администрацию г. Орла обязанность предоставить Ивкиной Н.С., Малюгину А.Л. и Малюгиной Г.В. по договору социального найма две комнаты жилой площадью не менее 8 кв.м и 10,4 кв.м в коммунальной квартире общей площадью не менее 26,8 кв.м и отвечающие санитарно-техническим требованиям.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что возложение на администрацию г. Орла обязанности по предоставлению истцу вне очереди благоустроенного жилого помещения свидетельствует о вмешательстве в деятельность органов местного самоуправления по исполнению указанных полномочий, является необоснованным, поскольку решение суда направлено на понуждение ответчика к исполнению обязанности, отнесенной действующим законодательством, к его компетенции.
Доводы жалобы о том, что срок исполнения обязательств по переселению истцов не наступил, а также о том, что финансирование из бюджета в целях расселения граждан из спорного жилого дома будет осуществлено в 2015 году, не имеют правового значения для разрешения спора, поскольку в рассматриваемом случае действующее законодательство не связывает необходимость предоставления гражданам жилья с наступлением указанных обстоятельств.
При этом предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от финансового положения или отсутствия в муниципальном жилом фонде иного жилья, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 57 ЖК РФ оно производится во внеочередном порядке.
Ссылка в жалобе на то, что судом не проверено, являются ли истцы малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, является необоснованной, поскольку предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания, носит компенсационный характер и не связано с разрешением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. При этом обоснованность использования истцами жилого помещения по "адрес", на условиях договора социального найма, ответчиком не оспаривалась.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и те, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе), судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Орла от 04.08.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Орла - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.