Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Балашовой И.Б., Тертышной В.В.
при секретаре Фоминой К.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании
административное дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения межведомственной комиссии администрации Советского района Волгограда,
по апелляционной жалобе представителя администрации Советского района Волгограда ФИО3
на решение Советского районного суда г. Волгограда от 11 августа 2015 года, которым постановлено:
Заявление ФИО1 о признании решения Межведомственной комиссии администрации Советского района г. Волгограда незаконным и понуждении к совершению определенных действий - удовлетворить.
Признать незаконным решение Межведомственной комиссии Администрации Советского района города Волгограда от 28.05.2015 года об отказе ФИО1, ФИО2 в рассмотрении вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения - "адрес" для проживания;
Обязать Межведомственную комиссию Администрации Советского района города Волгограда рассмотреть вопрос о пригодности (непригодности) жилого помещения - "адрес" для проживания.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Андреева А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения межведомственной комиссии администрации Советского района Волгограда.
В обоснование заявленных требований указала, что решением от 28 мая 2015 года межведомственная комиссия администрации Советского района Волгограда отказала ей в рассмотрении вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" для проживания.
В обоснование отказа указано на то, что согласно техническому паспорту на жилой дом, в подвале ранее располагались не квартиры, а нежилые помещения, при этом оборудование жилых комнат и их перепланировка произведены самовольно, без получения разрешения в установленном законом порядке.
Также в решении указано на то, что комнаты цокольного этажа находятся в собственности граждан.
Считала решение незаконным и нарушающим ее жилищные права и интересы.
Любое жилое помещение, в том числе находящееся в собственности граждан, подлежит обследованию на предмет его пригодности к проживанию межведомственной комиссией.
На основании изложенного просила суд признать незаконным и отменить решение межведомственной комиссии администрации Советского района Волгограда от 28 мая 2015 года об отказе в рассмотрении вопроса пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания; возложить обязанность на межведомственную комиссию администрации Советского района Волгограда рассмотреть вопрос о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Советского района Волгограда ФИО3 оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить, ссылаясь на то, межведомственная комиссия не имеет полномочий по вопросу признания пригодности (непригодности) жилого помещения, принадлежащего ФИО1, для проживания.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Советского района Волгограда ФИО3 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить вынесенное судом первой инстанции решение.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ в полном объеме, оценив имеющиеся в административном деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Из положений ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
В силу п.п. 8, 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 ч. 7 ст. 39 Устава города-героя Волгограда, принятого постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29 июня 2005 года N 20/362, администрация Волгограда в сфере жилищно-коммунального хозяйства, бытового и торгового обслуживания населения Волгограда обладает следующим полномочием: признание в установленном порядке жилых помещений, находящихся на территории городского округа Волгоград, непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу либо аварийными и подлежащими реконструкции.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса.
Согласно п. 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В соответствии с п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ФИО1, ФИО2 являются собственниками комнаты N 5, расположенной по адресу: "адрес"
Право собственности на указанное жилое помещение зарегистрировано 17 ноября 2008 года, что подтверждается представленными в материалах дела копиями свидетельств о государственной регистрации права.
27 апреля 2015 года ФИО1, ФИО2 обратились в администрацию Советского района Волгограда с заявлениями, в которых просили рассмотреть вопрос о непригодности для проживания жилого помещения - "адрес".
Решением (заключением) межведомственной комиссии администрации Советского района города Волгограда от 28 мая 2015 года ФИО2 и ФИО1 отказано в рассмотрении вопроса признания жилого помещения ( "адрес"), расположенного в цокольной этаже жилого дома "адрес" непригодным для проживания, ввиду того, что жилое помещение находится в собственности граждан, а согласно постановления администрации города Волгограда от 06 мая 2006 N " ... " "О делегировании полномочий по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов администрациям районов Волгограда", администрациям районов делегированы полномочия по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда. Признание частных жилых помещений непригодными (пригодными) для проживания не входит в компетенцию межведомственной комиссии.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности принятого межведомственной комиссии решения об отказе в рассмотрении вопроса пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания; действующим законодательством орган местного самоуправления наделен полномочиями принимать решение о признании частных жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию по результатам оценки одного из решений, перечисленных в п. 47 Положения; законодателем не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями и принял обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о том, постановлением администрации Волгограда от 06 мая 2006 года N 1043 "О делегировании полномочий ... " администрациям районов делегированы полномочия по оценке состояния жилых помещений только муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов признается судебной коллегией несостоятельным к отмене решения суда, поскольку вопросы признания жилых помещений частного жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания граждан отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления ("Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Волгограда от 11 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Советского района Волгограда ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись.
Судьи: подписи.
Верно:
Судья Волгоградского
областного суда А.А. Андреев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.