Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Жидковой О.В.,
судей Коничевой А.А., Сотникова И.А.,
при секретаре Кудряшовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Вытегра" на решение Вытегорского районного суда Вологодской области от 17.08.2015, которым признаны неправомерными действия администрации муниципального образования "Город Вытегра" по удержанию с ежемесячной доплаты к пенсии, выплаченной Штурманову А.А. в сумме ... рублей, налога на доходы физических лиц в размере ... рубль.
С администрации муниципального образования "Город Вытегра" в пользу Штурманова А.А. взыскана сумма необоснованно удержанного налога на доходы физических лиц в размере ... рубль.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Штурманов А.А. в период с 21.10.2009 по 16.07.2013 замещал должность главы муниципального образования "Город Вытегра".
Постановлением администрации г. Вытегра от 17.10.2013 N ... Штурманову А.А. с 17.09.2013 назначена доплата к пенсии в размере ... рублей ... копеек.
Решением Вытегорского районного суда Вологодской области от 25.08.2014 исковое заявление Штурманова А.А. к муниципальному образованию "Город Вытегра" о взыскании задолженности по доплате к пенсии, образовавшейся в результате приостановления действия постановления администрации г. Вытегра от 17.10.2013 N ... "О назначении доплаты к пенсии", оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением Вологодского областного суда от 29.10.2014 решение Вытегорского районного суда Вологодской области от 25.08.2014 отменено, принято по делу новое решение, которым с администрации г. Вытегра за счет средств бюджета муниципального образования "Город Вытегра" в пользу Штурманова А.А. взыскана задолженность по доплате к пенсии за период с 17.09.2013 по 16.08.2014 в размере ... рубля ... копеек.
Определением Вологодского областного суда от 06.02.2015 главе муниципального образования "Город Вытегра" отказано в разъяснении апелляционного определения Вологодского областного суда от 29.10.2014 в части удержания налога на доходы физических лиц с взысканных сумм в пользу Штурманова А.А.
В мае-июне 2015 года администрация г. Вытегра выплатила Штурманову А.А. задолженность по уплате ежемесячной доплаты к пенсии в размере ... рублей, исчислив и удержав с указанной суммы налог на доходы физических лиц в размере ... рубль.
17.07.2015 прокурор Вытегорского района, действуя в интересах Штурманова А.А., обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Город Вытегра" о признании незаконными действий по удержанию налога на доходы физических лиц и обязании выплатить удержанный налог.
В обоснование требований указал, что в ходе проверки по обращению Штурманова А.А. установлено нарушение его прав на государственное пенсионное обеспечение действиями администрации муниципального образования "Город Вытегра" по удержанию налога на доходы физических лиц с ежемесячной доплаты к пенсии, что противоречит положениям статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
Просил суд признать незаконным действие администрации муниципального образования "Город Вытегра" по удержанию с ежемесячной доплаты к пенсии, выплаченной Штурманову А.А. в сумме ... рублей, налога на доходы физических лиц в размере ... рубль и обязать администрацию муниципального образования "Город Вытегра" выплатить Штурманову А.А. незаконно удержанный налог на доходы физических лиц в размере ... рубль.
В судебном заседании помощник прокурора прокуратуры Вытегорского района Кобинская М.А. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Штурманов А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель администрации муниципального образования "Город Вытегра" по доверенности Титова А.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Полагала, что иск прокурором в интересах Штурманова А.А. заявлен неправомерно, поскольку исковые требования не относятся к сфере социального обеспечения. Указала, что на запрос администрации Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы N ... по Вологодской области дан ответ о правомерности удержания из доплаты к пенсии налога на доходы физических лиц. Кроме того письмом Министерства финансов Российской Федерации от 26.06.2013 подтверждается их позиция о том, что доплата к пенсии лицам, замещавшим должности главы муниципальных образований области, установленная Законом Вологодской области от 26.12.2007 N 1728-ОЗ "О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области", не является социальной доплатой к пенсии.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования "Город Вытегра", ссылаясь на прежние доводы, просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение. Дополнительно указывает, что возврат налога на доходы физических лиц должен быть произведен из федерального бюджета, куда администрацией муниципального образования "Город Вытегра", как налоговым агентом, была перечислена удержанная сумма налога. Кроме того полагает неправомерным непривлечение к участию в деле налогового органа.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор прокуратуры Вытегорского района и Штурманов А.А. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, не находит оснований для его отмены.
В силу требований части 1 статьи 3 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" апелляционная жалоба по данному делу подлежит рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действующего на момент ее рассмотрения.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определено, что пенсия по государственному пенсионному обеспечению - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности).
В силу пункта 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальному служащему гарантируется право на пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Вместе с тем, названным Федеральным законом не определяется статус выборных должностных лиц местного самоуправления, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
В соответствии с частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Вологодской области от 26.12.2007 N 1728-03 "О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области" гарантиями осуществления полномочий глав муниципальных образований, предоставляемыми в соответствии с настоящим законом области, является установление в порядке и на условиях, определяемых настоящим законом области, доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности глав муниципальных образований области.
Пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Вологодской области от 26.12.2007 N 1728-03 "О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области" в редакции, действовавшей на момент вступления Штурманова А.А. в должность главы муниципального образования "Город Вытегра", предусматривалось право на установление доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности глав муниципальных образований области в течение определенного уставом муниципального образования срока полномочий - со дня вступления в должность главы муниципального образования до дня вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования.
На основании части 2 статьи 3 Закона Вологодской области от 26.12.2007 N 1728-03 "О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области" лицам, получающим пенсию по старости, назначенную ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", доплата к пенсии назначается по достижении 55 лет женщинами и 60 лет мужчинами.
Проанализировав приведенные правовые нормы, суд первой инстанции, обоснованно исходил из того, что ежемесячная доплата к государственной пенсии является дополнительной социальной гарантией, предоставляемой за счет средств соответствующего бюджета, такая доплата носит компенсационный характер, обусловленный утратой заработка в связи с прекращением полномочий главы муниципального образования по основаниям, предусмотренным законом, и в силу пункта 2 части 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению, поскольку представляет собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерности действий администрации муниципального образования "Город Вытегра" по удержанию налога на доходы физических лиц с ежемесячной доплаты к пенсии, выплаченной Штурманову А.А., и обоснованно взыскал в его пользу удержанный налог в сумме ... рубль.
Довод апелляционной жалобы о том, что прокурор не вправе был обращаться в суд с вышеуказанным заявлением в интересах Штурманова А.А. в отсутствие соответствующих полномочий, является необоснованным.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В заявлении Штурманова А.А. на имя прокурора Вытегорского района указано на нарушение его пенсионных прав (л.д. 17). Из искового заявления прокурора следует, что по обращению Штурманова А.А. прокуратурой Вытегорского района проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования "Город Вытегра" пенсионных прав. Таким образом, на основании проведенной прокуратурой Вытегорского района проверки по вопросам удержания администрацией муниципального образования "Город Вытегра" налога на доходы физических лиц с ежемесячной доплаты к пенсии прокурор обратился в суд в рамках предоставленных ему законом полномочий, защищая право Штурманова А.А. на социальное обеспечение.
Несостоятельным является и довод подателя жалобы о том, что удержанный налог на доходы физических лиц подлежит возврату налогоплательщику непосредственно из федерального бюджета, а не с налогового агента.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 231 Налогового кодекса Российской Федерации излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.
Согласно абзацу 7 части 1 статьи 231 Налогового кодекса Российской Федерации возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса.
Таким образом, вопрос возврата удержанного налога на доходы физических лиц относится к правоотношениям между налоговым агентом и налоговым органом.
По вышеизложенным основаниям подлежит отклонению и довод апелляционной жалобы о непривлечении к участию в деле налогового органа.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вытегорского районного суда Вологодской области от 17.08.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Вытегра" - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Жидкова
Судьи: А.А. Коничева
И.А. Сотников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.