Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Данилова А.В.
судей: Гавриленко Е.В., Решетниковой О.В.,
при секретаре (ФИО)4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтеюганского межрайпрокурора в интересах (ФИО)1 к администрации города Нефтеюганска о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда,
по апелляционной жалобе администрации города Нефтеюганска на решение Нефтеюганского районного суда от 07 мая 2015 года, которым постановлено:
"Обязать администрацию города Нефтеюганска предоставить (ФИО)1 благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения в (адрес) ХМАО-Югры общей площадью не менее 33 кв.м., но не свыше 40 кв.м., в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу".
Заслушав доклад судьи Решетниковой О.В., объяснения прокурора Бикмухаметовой Г.Р., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нефтеюганский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации города Нефтеюганска в интересах (ФИО)1 о предоставлении последнему жилого помещения специализированного жилищного фонда в (адрес) по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что на основании решения Октябрьского районного суда от 31.03.2003 года несовершеннолетний (ФИО)1 был передан на попечение (ФИО)5, Распоряжением главы Октябрьского района от (дата). (номер)-р (ФИО)1 направлен под надзор в образовательное бюджетное учреждение ХМАО-Югры для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом " "данные изъяты" на полное государственное обеспечение.
Приказом Комитета опеки и попечительства администрации г. Нефтеюганска от (дата). (номер) (ФИО)1 включен в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Основанием включения в данный список является право (ФИО)1 на обеспечение вне очереди жилым помещением ввиду невозможности проживания в ранее занимаемом жилье.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ФИО)1 права собственности на недвижимое имущество на территории Российской Федерации не имеет, членом семьи собственника также не является. Право на получение специализированного жилого помещения возникло у (ФИО)1 в (дата) года, при этом до настоящего времени жилым помещением специализированного жилищного фонда истец не обеспечен, какое- либо жилое помещение ему не предлагалось. В связи с указанными обстоятельствами просит обязать ответчика предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда в г. Нефтеюганске.
Истец (ФИО)1 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на иске настаивал.
Прокурор, действующий в интересах (ФИО)1, исковые требования поддержал, суду пояснил, что после окончания пребывания в Детском доме " "данные изъяты"" (ФИО)1 обучается в Нефтеюганском индустриальном колледже, и проживает в жилом помещении, где его проживание признано невозможным.
Представитель ответчика (ФИО)6, действующий на основании доверенности, иск не признал, суду пояснил, что со стороны администрации города Нефтеюганска отсутствует факт нарушения прав истца, поскольку предоставление жилья данной категории граждан осуществляется по заявке комитета опеки и попечительства. Администрацией г.Нефтеюганска все необходимые действия для реализации (ФИО)1 жилищных прав предприняты. Учитывая, что свободными жилыми помещениями, администрация не располагает, принимаются необходимые действия к приобретению жилого помещения для истца.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Нефтеюганска просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что администрацией г. Нефтеюганска все необходимые действия для реализации своих обязанностей и соблюдения прав (ФИО)1 на получение жилого помещения специализированного жилого фонда, предприняты. Для исполнения государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделены средства из бюджета округа.
Для освоения предоставленных субвенций комитетом опеки и попечительства администрации г.Нефтеюганска направлены заявки в департамент имущественных и земельных отношений администрации города о приобретении жилых помещений для указанной категории граждан, заключены 20 муниципальных контрактов на участие в долевом строительстве жилых помещений в многоквартирном доме. Срок сдачи дома согласно контракту - (дата).
Следовательно, администрация города Нефтеюганска прав (ФИО)1 не оспаривает, не нарушает, необходимые действия для реализации его прав, как лица, относящегося к определенной категории, предпринимает, в связи с чем требования Нефтеюганского прокурора удовлетворению не подлежат.
В возражениях на апелляционную жалобу межрайонный прокурор города Нефтеюганска полагает решение суда законным и обоснованным.
Прокурор Бикмухаметова Г.Р. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Истец (ФИО)1, представитель ответчика администрации города Нефтеюганска, представитель третьего лица комитета по опеке и попечительству города Нефтеюганска в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, проверив решение суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд проверил представленные сторонами доводы и доказательства, установил, что истец относится к лицам из числа детей-сирот. Пользуется социальными гарантиями по ФЗ N159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, основаниями и условиями предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений названной категории лиц относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.
При этом приведенные нормы не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", указание на то, что формирование списка осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что (ФИО)1, (дата) года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать на основании решения Октябрьского районного суда от (дата) лишена родительских прав, отец - записан со слов матери.( л.д.7-9).
Распоряжением Главы Октябрьского района от (дата) (номер)-р (ФИО)1 направлен в государственное учреждение "Детский дом" (адрес) ( л.д.10).
Согласно свидетельства (номер), (ФИО)1 был зарегистрирован постоянно по адресу (адрес), (адрес) в Детском доме " "данные изъяты"" с (дата)г. по (дата)( л.д. 11).
Постановлением администрации Октябрьского района ХМАО-Югры от (дата) (номер) (ФИО)1 включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного.
Постановлением администрации Октябрьского района ХМАО-Югры от (дата) (номер) (ФИО)1 исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учетное дело (ФИО)1 направлено в уполномоченный орган администрации города Нефтеюганска
( л.д. 20-21).
На основании приказа Комитета опеки и попечительства администрации г. Нефтеюганска от (дата) (номер), (ФИО)1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями ( л.д.23-24).
Согласно договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда (номер) от (дата) (ФИО)1 является членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, (адрес)( л.д.12).
В связи с признанием указанного жилого дома непригодным для постоянного проживания (Постановление администрации сельского поселения (адрес) (ФИО)2 (адрес) ХМАО-Югры (номер) от (дата)), установлен факт невозможности проживания (ФИО)1 в занимаемом жилом помещении (Постановление администрации Октябрьского района ХМАО-Югры от (дата) (номер)).
Таким образом, (ФИО)1 является нуждающимся в предоставлении жилья. Пребывание (ФИО)1 в детском доме " "данные изъяты"" ввиду окончания обучения прекращено.
Несмотря на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, до настоящего времени (ФИО)1 жилое помещение не предоставлено.
Из содержания положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 года N 185-ФЗ, вступившего в силу с 01.09.2013 года) и ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введенной в действие Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость таких детей в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По настоящему делу такие юридические факты установлены, поэтому довод апелляционной жалобы относительно порядка приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на правильность выводов суда не влияют.
Иные доводы жалобы основаниями для отмены правильного по существу решения не являются, они обсуждались судом первой инстанции в совокупности с другими доказательствами, им даны мотивированный анализ и оценка.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения заявленных в интересах истца требований, исследованы судом надлежаще, в дополнительной проверке не нуждаются.
Выводы суда мотивированы и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Решение суда отвечает требованиям ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нормы материального права применены судом правильно. Оснований, установленных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения не выявлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нефтеюганского районного суда от 07 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Нефтеюганска - без удовлетворения.
Председательствующий Данилов А.В.
Судьи: Гавриленко Е.В.
Решетникова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.